Слайд 1История зарубежной литературы
средних веков
и эпохи Возрождения
Слайд 2
Средневековье
Гелазианский сакраментарий. VIII в.
Слайд 3
Джотто ди Бондоне.
«Маэста» (ок. 1306—1310 гг.)
Слайд 4Культура эпохи Возрождения
Л. да Винчи. Мадонна Литта. XV в.
Слайд 5Хронологические границы Ренессанса
В Италии: начало XIV в. – XVI в.
В
других странах Европы:
к. XV в. – нач.
XVII в.
Слайд 6
Данте Алигьери. «Новая жизнь» (фрагмент)
« Находясь в таком состоянии, я
решил написать стихи и произнес следующий сонет, начинающийся: “Лишь о
любви...”
Лишь о любви все мысли говорят,
И столь они во мне разнообразны,
Что, вот, одни отвергли все соблазны,
Другие пламенем ее горят.
Окрылены надеждою, парят,
В слезах исходят, горестны и праздны;
Дрожащие, они в одном согласны –
О милости испуганно твердят.
Что выбрать мне? Как выйти из пустыни?
Хочу сказать – не знаю, что сказать.
Блуждает разум, не находит слова,
Но, чтобы мысли стали стройны снова,
Защиту должен я, смирясь, искать
У Милосердия, моей врагини…»
Слайд 7Рыцарская поэзия
Аристократизм, состоятельность, образованность
преодоление церковных догм, абсолютного аскетизма
интерес к явлениям
реального мира
внимательное отношение к душевным переживаниям как к особому
процессу (идеализация любви)
возникновение сознательной (!) культуры художественного слова
Слайд 8«Сладостный новый стиль»
от итал. Dolce stil nuovo — литературное направление,
возникшее на рубеже Средних веков и Возрождения (XIII—XIV вв.) в
крупных торговых городах Италии (Флоренция, Болонья и др.)
синтез элементов религиозной лирики (воспевание Мадонны) и куртуазной поэзии (рыцарское служение Даме)
любовь к женщине: «земная любовь» сливается воедино с «любовью небесной»
сложный символизм образов, меньшее внимание к внешней форме и углубление философского содержания лирики
Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери
Слайд 9Данте Алигьери. «Новая жизнь» (фрагмент)
« После этого сонета явилось мне
чудесное видение, в котором я узрел то, что заставило меня
принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно. Чтобы достигнуть этого, я прилагаю все усилия, о чем она поистине знает. Так, если соблаговолит Тот, Кем все живо, чтобы жизнь моя продлилась еще несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине. И пусть душа моя по воле владыки куртуазии вознесется и увидит сияние моей дамы, присноблаженной Беатриче, созерцающей в славе своей лик Того, “qui est per omnia saecula benedictus”»*.
* “Он вечно блаженный”
Слайд 10Увлечение античностью
степень знакомства
характер ее изучения
Изучение латинского и греческого языков
Обращение к
оригинальным текстам (перевод, чтение, научный комментарий)
Интерес к «языческому» / светскому
в оригинальных текстах
Открытие «дохристианских» (!) философии, науки, искусства
Слайд 11Ренессанс
Возрождение
от фр. Renaissance
итал. Rinascimento, от лат. renasci – «рождаться опять», «возрождаться»
период в культурном
и идейном развитии стран Западной (и Центральной) Европы, пришедший на смену эпохе
Средневековья и предшествующий Новому времени
Слайд 12Культура эпохи Возрождения
Основные особенности
«Возрождение античности», т.е. всплеск интереса к
наследию классической древности / античности
Светский (антицерковный / антиклерикальный) характер
Гуманистическое мировоззрение
Слайд 13Культура эпохи Возрождения
Гуманизм
от лат. humanus – «человечный», «человеческий»
признание ценности
человека как личности
признание права человека на свободное развитие и проявление
своих способностей
утверждение блага человека как основного критерия оценки общественных отношений
Слайд 14Культура эпохи Возрождения
Антропоцентризм
от греч. άνθροπος — «человек»
и
лат.
centrum — «центр»
представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной
и цель всех совершающихся в мире событий