Разделы презентаций


ИТ-6-2012

Содержание

Разновидности близнецового методаКлассический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных пар.Метод разлучённых близнецов (только МЗ).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Разновидности близнецового метода
Классический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных

пар.
Метод разлучённых близнецов (только МЗ).

Разновидности близнецового методаКлассический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных пар.Метод разлучённых близнецов (только МЗ).

Слайд 33. Метод контрольного близнеца (только МЗ)

3. Метод контрольного близнеца  (только МЗ)

Слайд 44. Метод близнецовых семей (для исследования материнского эффекта)

4. Метод близнецовых семей (для исследования материнского эффекта)

Слайд 5Классический близнецовый метод

Классический близнецовый метод

Слайд 6 Классический близнецовый метод (КБМ) используется для оценки

роли наследственности и среды в формировании межиндивидуальных различий по интересующему

признаку. Впервые идея метода сформулирована Ф.Гальтоном.
Классический близнецовый метод (КБМ) используется для оценки роли наследственности и среды в формировании межиндивидуальных

Слайд 7Научная основа создана Г.Сименсом в 20-е годы XX в. Сименс

разработал методы диагностики зиготности, предложил использовать ДЗ близнецов в качестве

контрольной группы.
Научная основа создана Г.Сименсом в 20-е годы XX в. Сименс разработал методы диагностики зиготности, предложил использовать ДЗ

Слайд 8 В основе КБМ лежат следующие допущения:

1) предполагается, что партнёры-близнецы, живущие вместе, имеют равные условия среды

развития; 2) считаются, что отсутствуют систематические различия между близнецами и одиночнорождёнными; 3) считается, что отсутствуют систематические различия между МЗ и ДЗ близнецами.
В основе КБМ лежат следующие допущения:    1) предполагается, что партнёры-близнецы, живущие вместе,

Слайд 9СХЕМА МЕТОДА (основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)

СХЕМА МЕТОДА (основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)

Слайд 10h2 =C мз – С дз /100 - С дз

h2 =C мз – С дз /100 - С дз

Слайд 11h2 - наследуемость
c2 – вклад общей среды
e2 – вклад различающейся

среды

h2 - наследуемостьc2 – вклад общей средыe2 – вклад различающейся среды

Слайд 12(P = h2 + c 2 + e 2 )
1

= h2 + c 2 + e 2

e 2 = 1– (h2 + c 2)
(P = h2 + c 2 + e 2 )1 = h2 + c 2 + e

Слайд 13e 2 = 1– (h2 + c 2)
RМЗ = h2

+ c 2
RМЗ = 0.8

e 2 = 1– (h2 + c 2)RМЗ = h2 + c 2  RМЗ = 0.8

Слайд 14 Вычисление основных компонентов дисперсии

на основе коэффициентов

корреляции близнецов. (формулы Игнатьева-Фальконера и Пломина) h2 = 2 (RМЗ - RДЗ) RМЗ = h2 + c 2
Вычисление основных компонентов     дисперсии на основе коэффициентов

Слайд 15c 2 = RМЗ – h2

c 2 = RМЗ – h2

Слайд 16
 

Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы близнецов, воспитывающихся вместе

 Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы  близнецов, воспитывающихся вместе

Слайд 17
 

Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы близнецов, воспитывающихся раздельно

(на схемах не учтена общая внутриутробная среда).

 Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы близнецов, воспитывающихся раздельно (на схемах не учтена общая внутриутробная

Слайд 18Ограничения близнецового метода

Ограничения близнецового метода

Слайд 19 Нарушение постулата о равенстве сред для партнёров


Внутриутробная среда – неравномерное распределение питательных веществ и кислорода (неравномерное сдавливание

плаценты, артериально-венозные шунты у МЗ близнецов).
Роды
риски для 1-го и 2-го близнецов отличаются (1 – родовая травма, 2 - гипоксия). Поэтому близнецы могут рождаться с разным весом и зрелостью



Нарушение постулата о равенстве сред для партнёров  Внутриутробная среда – неравномерное распределение

Слайд 20
После родов
— разное отношение родителей;
— отношения типа «лидер-ведомый»

или
комплементарные;
— все типы различающейся среды.
В

результате складываются различные личностные особенности.
После родов —  разное отношение родителей; — отношения типа «лидер-ведомый» или   комплементарные;— все

Слайд 21За счет этого возникает искажение коэффициента наследуемости
МЗ — чаще стратегия

на сближение;
ДЗ – довольно часто обратные тенденции.

Следовательно, сходство

МЗ завышается за счёт среды,а сходство ДЗ - занижается.

h2 искажается (растёт); h2 = 2 (RМЗ - RДЗ)

За счет этого возникает искажение коэффициента наследуемостиМЗ — чаще стратегия на сближение;ДЗ – довольно часто обратные тенденции.

Слайд 22Разновидности близнецового метода
Классический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных

пар.
Метод разлучённых близнецов (только МЗ).

Разновидности близнецового методаКлассический близнецовый метод (схема Сименса), или метод контрастных пар.Метод разлучённых близнецов (только МЗ).

Слайд 233. Метод контрольного близнеца (только МЗ)

3. Метод контрольного близнеца  (только МЗ)

Слайд 244. Метод близнецовых семей (для исследования материнского эффекта)

4. Метод близнецовых семей (для исследования материнского эффекта)

Слайд 25 5. Близнецовый лонгитюд (для исследования влияния наследственности и

среды на ход развития). 6.Обслуживающие схемы. а) Метод близнецовой

пары (для изучения близнецовой ситуации внутри отдельных пар). б) Метод одиночных близнецов (1 партнёр умер при рождении; для изучения влияния многоплодия на развитие). в) Сопоставление близнецов с неблизнецами (проверка третьего постулата).
5. Близнецовый лонгитюд (для исследования влияния наследственности и среды на ход развития).

Слайд 26МЕТОД ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ

МЕТОД ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ

Слайд 27Пары сравниваемых родственников: 1) ребёнок – биологическая мать (отец) 2) ребёнок –

мать-усыновительница (отец) 3) родные сибсы (в приёмной семье) 4) неродные сибсы

(в приёмной семье). Среда внутриутробного развития ребёнка определяется его биологической матерью, поэтому наиболее жёсткая схема метода имеет место в том случае, когда в качестве биологических родителей выступают отцы.
Пары сравниваемых родственников:  1) ребёнок – биологическая мать (отец) 2) ребёнок – мать-усыновительница (отец) 3) родные

Слайд 28СХЕМА МЕТОДА (основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)

СХЕМА МЕТОДА (основана на соответствии коэффициентов корреляции коэффициентам родства)

Слайд 29 Простые формулы для вычисления составляющих фенотипической дисперсии на

основе метода приёмных детей h2

= 2 R биол. родств. с2 = R приёмн. е2 = 1 – (h2 + с2)
Простые формулы для вычисления составляющих фенотипической дисперсии на основе метода приёмных детей

Слайд 30 Основное препятствие в применении метода приёмных

детей – тайна усыновления (например, в России). Метод

широко применяется в США и Австралии.
Основное препятствие в применении метода приёмных детей – тайна усыновления (например, в России).

Слайд 31 Трудные моменты: 1) Необходимость тщательного

отбора (дети должны быть от психически здоровых благополучных матерей). В

США это, в основном, семьи, которые формируются католическими общинами.
Трудные моменты:    1) Необходимость тщательного отбора (дети должны быть от

Слайд 32 2) Разница в возрасте родителей и детей (влияет

на результаты психологического тестирования). Трудность преодолевается путем проведения долгосрочных исследований

(тестированием детей в том же возрасте, что и родителей). 3) Всё большее участие биологических матерей в воспитании их детей, отданных в другие семьи.
2) Разница в возрасте родителей и детей (влияет на результаты психологического тестирования). Трудность преодолевается путем

Слайд 33Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы приемных детей

Генетические и средовые факторы, влияющие на фенотипы приемных детей

Слайд 34СЕМЕЙНЫЙ МЕТОД

СЕМЕЙНЫЙ МЕТОД

Слайд 35 Используются любые пары родственников с различной степенью родства. Желательно

с минимумом общей среды (например, двоюродные и троюродные сибсы). Чаще

используется в сочетании с другими методами.
Используются любые пары родственников с различной степенью родства. Желательно с минимумом общей среды (например, двоюродные и

Слайд 37 ТРУДНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Главное препятствие – невозможность развести семейное и генетическое сходство.

Общие гены + общая среда. Преодолевается подбором пар родственников, не имеющих общей среды (двоюродные и троюродные сибсы).
ТРУДНЫЕ МОМЕНТЫ    1. Главное препятствие – невозможность

Слайд 38 2. Необходимость сравнения родственников, принадлежащих к разным поколениям

(например, родители — дети). Преодолевается путём проведения долгосрочных исследований.

2. Необходимость сравнения родственников, принадлежащих к разным поколениям (например, родители — дети). Преодолевается путём проведения

Слайд 39СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ

СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ РАЗНЫМИ МЕТОДАМИ

Слайд 40Корреляции между родственниками при разных соотношениях h2, c2, e2

Корреляции между родственниками при разных соотношениях  h2, c2, e2

Слайд 41 1) 0,5 (это 50% от генетического сходства)

+ 0,25 (за счет общей среды); 2) 0,25 (это 50%

от генетического сходства) + 0,25 (за счет общей среды); 3) 0,25 (это 50% от генетического сходства), общей среды нет; 4) 0,25 (только за счет общей среды); 5) 0 (общей среды нет)
1) 0,5 (это 50% от генетического сходства) + 0,25 (за счет общей среды);

Слайд 42АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ (применяется только для дискретных признаков или в сочетании с

другими методами)

АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ  (применяется только для дискретных признаков или в сочетании с другими методами)

Слайд 43      

 

          

Слайд 44Наследование, сцепленное с полом

Наследование, сцепленное с полом

Слайд 45Наследственность и морфогенез нервной системы

Наследственность и морфогенез нервной системы

Слайд 46 Поведение зависит от структурной и функциональной организации нервной системы,

которая складывается в раннем онтогенезе. Что влияет на этот процесс?

Какова роль генов?
Поведение зависит от структурной и функциональной организации нервной системы, которая складывается в раннем онтогенезе.  Что

Слайд 47 Для ЦНС характерна наиболее высокая степень дифференциации (сложнейшие

связи, специфические клеточные популяции с особым строением и функциями).

Но гены везде одни и те же.
Для ЦНС характерна наиболее высокая степень дифференциации (сложнейшие связи, специфические клеточные популяции с особым строением

Слайд 48 Количество ДНК в клетках: Мышь = шимпанзе = человек

= 6 x 10-6 мкг. Количество клеток мозга: мышь

– 5-6 млн (106) человек – десятки млрд (109). Количество генов: мышь = человек – 30-40 тыс.
Количество ДНК в клетках: Мышь = шимпанзе = человек = 6 x 10-6 мкг.

Слайд 49 Следовательно, эволюционное усложнение мозга не сопровождается увеличением числа

генов. Число генов – (104)

Число клеток – (109) Число связей и синапсов ещё больше. Разнообразие структурных элементов НС не сопоставимо с числом генов.
Следовательно, эволюционное усложнение мозга не сопровождается увеличением числа генов.      Число

Слайд 50 Растущая НС взаимодействует с остальными органами и тканями

(реципрокные взаимодействия). В результате возникает соответствие между структурой и функцией.

В основе этого лежат динамические процессы, идущие при участии внутренних и внешних по отношению к нейрону событий.
Растущая НС взаимодействует с остальными органами и тканями (реципрокные взаимодействия). В результате возникает соответствие между

Слайд 51 Развитие отдельной клетки

включает:
рождение
миграцию
дифференциацию
образование связей
возможную гибель (апоптоз).

Развитие отдельной клетки         включает:  рождениемиграцию дифференциацию

Слайд 52 Рождение происходит в результате многочисленных митозов. На

4-6 неделе развития они наиболее интенсивны (до 250000 клеток в

минуту). На 16-20 неделе после оплодотворения деление нервных клеток прекращается. Конечное число нейронов определяется процессами естественной гибели.
Рождение происходит в результате многочисленных митозов.   На 4-6 неделе развития они наиболее интенсивны

Слайд 53 Сверхпроизведенные нейроны, не нашедшие своего места в функциональной

системе, погибают. Гибель регулируется локальными условиями и происходит после

формирования синапсов. Между рождением и гибелью имеют место: миграция дифференциация установление связей.
Сверхпроизведенные нейроны, не нашедшие своего места в функциональной системе, погибают.   Гибель регулируется локальными

Слайд 55 Миграция – обязательный этап нейронального развития. Как клетки

находят место локализации? Один из возможных механизмов –

движение по градиентам адгезивности (вязкости). Одна из «дорог» - клетки радиальной глии. Принципы умножения, миграции и размещения клеток в слоях являются общими для всей коры головного мозга. Предполагают, что за этот процесс отвечает небольшое число генов.
Миграция – обязательный этап нейронального развития. Как клетки находят место локализации?    Один

Слайд 57Дифференциация — формирование клеточного разнообразия. Гены во всех клетках одинаковые,

но клетки различаются формой, размером, характером отростков, биохимическими субстанциями. Причины,

приводящие к дифференцировке, до конца не ясны.
Дифференциация — формирование клеточного разнообразия. Гены во всех клетках одинаковые, но клетки различаются формой, размером, характером отростков,

Слайд 58 Вероятно, имеют место: ˜Дифференциальная активация и подавление действия генов на

разных этапах развития. ˜Процессы взаимодействия клетки с ее окружением, которые оказывают

решающее воздействие на окончательное формирование нейрона. Вещества, продуцируемые тканями, иннервируемыми данным нейроном, способны изменять его специфичность (роль клеточной среды).
Вероятно, имеют место: ˜Дифференциальная активация и подавление действия генов на разных этапах развития. ˜Процессы взаимодействия клетки

Слайд 60Выживание и гибель. Решающим является воздействие трофических факторов (продукты других

клеток, способные поддерживать рост, функционирование и выживание данной клетки). Выживает

30-40 % клеток, образовавшихся в результате митозов.
Выживание и гибель. Решающим является воздействие трофических факторов (продукты других клеток, способные поддерживать рост, функционирование и выживание

Слайд 61 Предполагается, что гибнут те клетки, которые не выдержали

конкуренции за обладание ограниченным ресурсом трофических факторов. Наиболее изучен фактор

роста нервов (ФРН). Инъекция ФРН в развивающийся эмбрион увеличивает выживаемость нейронов в период естественной гибели.
Предполагается, что гибнут те клетки, которые не выдержали конкуренции за обладание ограниченным ресурсом трофических факторов.

Слайд 63Образование связей. Главные пути связей закладываются в коре головного мозга

еще до рождения. Рост аксонов и дендритов: Конус роста движется к клеткам-мишеням

со скоростью 15-20 мк/час. Конус роста реагирует на сигналы экстраклеточной среды (ФРН, адгезивные белки).
Образование связей. Главные пути связей закладываются в коре головного мозга еще до рождения. Рост аксонов и дендритов:

Слайд 64 Сначала ответвления обильны (создается избыточность), затем «лишние» отмирают

(например, потеря аксонов мозолистым телом). При достижении клетки-мишени рост прекращается, конус

роста превращается в синапс.
Сначала ответвления обильны (создается избыточность), затем «лишние» отмирают (например, потеря аксонов мозолистым телом). При достижении

Слайд 65 Поведение конуса роста детерминировано многими правилами — совершать

амебоидные движения, узнать свою мишень. Это обеспечивается малым числом генов.

Остальное зависит от случайностей развития, приводящих к высокой вариабильности в нервной системе.
Поведение конуса роста детерминировано многими правилами — совершать амебоидные движения, узнать свою мишень. Это обеспечивается

Слайд 67 Нейроны-близнецы в нервной системе водяной блохи дафнии отличаются по

количеству отростков и синапсов.

Нейроны-близнецы в нервной системе водяной блохи дафнии отличаются по количеству отростков и синапсов.

Слайд 68 Трофический фактор действует по-разному в зависимости от этапа

эмбриогенеза. В эмбриональный период ФРН увеличивает количество отростков, идущих прямо от

тела нейрона. Позже увеличивается число ветвлений более высокого порядка. Чем более дифференцирована клетка, тем меньше изменений соответствующих ранним этапам онтогенеза.
Трофический фактор действует по-разному в зависимости от этапа эмбриогенеза. В эмбриональный период ФРН увеличивает количество

Слайд 69 Наиболее вариабельны ветвления более высокого порядка и шипики.

Кроме ФРН в качестве трофических факторов выступают гормоны. Ранний опыт

(среда развития) влияет на ветвление дендритов, аксонов и образование синапсов.
Наиболее вариабельны ветвления более высокого порядка и шипики. Кроме ФРН в качестве трофических факторов выступают

Слайд 70 НС создается преимущественно в период эмбриональной жизни из

клеток с одинаковым генетическим потенциалом. Изменения в НС, отражают события,

происходящие в остальных частях организма и во внешней среде. Возникает адаптивное соответствие между НС и другими частями организма.
НС создается преимущественно в период эмбриональной жизни из клеток с одинаковым генетическим потенциалом. Изменения в

Слайд 71 Развитие является системным динамическим процессом, происходящим при участии

всех типов генов, в том числе регуляторных, среды и случайностей

развития. Говорят, что это процесс эпигенетический
Развитие является системным динамическим процессом, происходящим при участии всех типов генов, в том числе регуляторных,

Слайд 72 Эпигенез — одна из теорий о зародышевом развитии организмов,

предполагающая, что развитие представляет собой процесс последовательного возникновения новообразований.

Эпигенез — одна из теорий о зародышевом развитии организмов, предполагающая, что развитие представляет собой процесс последовательного

Слайд 73 В современной биологии и генетике развития под эпигенезом

подразумевают единый системный процесс развития, в котором происходит последовательное развёртывание

генетической информации при участии нейрогуморальных, гормональных и др. факторов
В современной биологии и генетике развития под эпигенезом подразумевают единый системный процесс развития, в котором

Слайд 74Конкретные исследования в психогенетике. Эндофенотипы (Строение и функции мозга). Элементарные и высшие

психические функции. Интеллект. Личность. Психопатология.

Конкретные исследования в психогенетике. Эндофенотипы (Строение и функции мозга). Элементарные и высшие психические функции. Интеллект. Личность. Психопатология.

Слайд 75Примерные коэффициенты наследуемости для признаков, относящихся к разным уровням
Слева –

направо:
Социальные установки
Черты личности
Коэффициент интеллекта IQ
Электрическая активность мозга
Отпечатки пальцев
По данным исследования

разлученных МЗ близнецов
Примерные коэффициенты наследуемости для признаков, относящихся к разным уровнямСлева – направо:Социальные установкиЧерты личностиКоэффициент интеллекта IQЭлектрическая активность мозгаОтпечатки

Слайд 76Корреляции МЗ и ДЗ близнецов по росту (Rmz=0,96; Rdz=0,32)

Корреляции МЗ и ДЗ близнецов по росту (Rmz=0,96; Rdz=0,32)

Слайд 77Циркадные ритмы частоты сердечных сокращений у разлученных МЗ и ДЗ

близнецов
Представлены коэффициенты наследуемости
Отмечен высокий коэффициент для MZ и практически нулевой

для DZ при круглосуточной регистрации ЧСС
Halberg et al. Journal of Circadian Rhythms 2003 1:2   doi:10.1186/1740-3391-1-2
Циркадные ритмы частоты сердечных сокращений у разлученных МЗ и ДЗ близнецовПредставлены коэффициенты наследуемостиОтмечен высокий коэффициент для MZ

Слайд 78Объем и размеры мозга
Вклад аддитивного генетического компонента в вариативность характеристик

объема и размеров мозга очень высок и составляет от 82

до 90%.
Остальная вариативность возникает за счет индивидуальной среды.

Данные современных неинвазивных методов

Объем и размеры мозгаВклад аддитивного генетического компонента в вариативность характеристик объема и размеров мозга очень высок и

Слайд 79Подобие мозговых структур увеличивается с увеличением генетического подобия
Неродственники ДЗ

близнецы МЗ близнецы

Подобие мозговых структур увеличивается с увеличением генетического подобияНеродственники  ДЗ близнецы  МЗ близнецы

Слайд 80Распределение коэффициентов наследуемости мозговых структур

Распределение коэффициентов наследуемости мозговых структур

Слайд 81МЗ близнецы, дискордантные по шизофрении

МЗ близнецы, дискордантные по шизофрении

Слайд 82http://www.loni.ucla.edu/~thompson/OZARKS2001/ipam2001.html
Здоровые партнеры МЗ близнецов, пораженных шизофренией, также демонстрируют дефицит

серого вещества мозга

http://www.loni.ucla.edu/~thompson/OZARKS2001/ipam2001.html Здоровые партнеры МЗ близнецов, пораженных шизофренией, также демонстрируют дефицит серого вещества мозга

Слайд 83Наследование ЭЭГ и ВП Наследуемые типы ЭЭГ (по Vogel)
ЭЭГ МЗ и

ДЗ близнецов

Зрительные ВП МЗ близнецов

Наследование ЭЭГ и ВП Наследуемые типы ЭЭГ (по Vogel)ЭЭГ МЗ и ДЗ близнецовЗрительные ВП МЗ близнецов

Слайд 84Психогенетические исследования интеллекта

Психогенетические исследования интеллекта

Слайд 85Оценка интеллекта
Субтесты – невербальные

-- вербальные

-- арифметические и др.
Когнитивные характеристики
-- полезависимость \ поленезависимость
-- узость \ широта категории
-- гибкость \ ригидность
-- импульсивность \ рефлективность
Оценка интеллектаСубтесты – невербальные          -- вербальные

Слайд 86Спирмен Чарльз Эдвард (1863-1945)
В основе корреляций между субтестами лежит общий

фактор (g-фактор)
Коэффициенты внутрипарной корреляции

Спирмен Чарльз Эдвард (1863-1945)В основе корреляций между субтестами лежит общий фактор (g-фактор)Коэффициенты внутрипарной корреляции

Слайд 87Фенотипические корреляции – к. между оценками способностей – статистическая связь

между параметрами (ок. 30%)
В основе фен. корр. может лежать зависимость

обоих параметров от общего фактора (g-фактор)
Кросс-корреляции (к.к)
Близнец 1 близнец 2
Субтест 1 Субтест 1
Субтест 2 Субтест 2
Если к.к.МЗ > к.к.ДЗ, в основе фенотипических корр. может лежать общий генетический контроль признаков
Генетические корреляции (ок. 80%)

Фенотипические корреляции – к. между оценками способностей – статистическая связь между параметрами (ок. 30%)В основе фен. корр.

Слайд 88Факторы среды
Социальные

Род занятий
Обучение (школа)
Методы развития
Семейная среда

Биологические

Пренатальные
Перинатальные
Недоношенность, родовая травма, гипоксия
Постнатальные
неполноценное питание, интоксикация

Факторы среды   СоциальныеРод занятийОбучение (школа)Методы развитияСемейная среда  БиологическиеПренатальныеПеринатальные  Недоношенность, родовая травма, гипоксияПостнатальные

Слайд 89Корреляции по IQ для биологических родственников, воспитывающихся вместе
Общих генов
12.5%
25%
50%
100%
Bouchard, T.J.,

and McGue, M. (1981). Familial studies of intelligence: A review.

Science, 212: 1055-1059.
Корреляции по IQ для биологических родственников, воспитывающихся вместеОбщих генов12.5%25%50%100%Bouchard, T.J., and McGue, M. (1981). Familial studies of

Слайд 90Разложение дисперсии по IQ
Loehlin (1989)
Chipuer (1990)
Devlin (1997)

Разложение дисперсии по IQLoehlin (1989)Chipuer (1990)Devlin (1997)

Слайд 91Корреляции МЗ и ДЗ близнецов по IQ и возраст
McGue et

al. (1993)

Корреляции МЗ и ДЗ близнецов по IQ и возрастMcGue et al. (1993)

Слайд 92Коэффициент наследуемости интеллекта

В младенечестве ≈ 20%
В детстве ≈ 40%
Во взрослом

возрасте ≈ 80%

Коэффициент наследуемости интеллектаВ младенечестве ≈ 20%В детстве ≈ 40%Во взрослом возрасте ≈ 80%

Слайд 93Вклад генетического компонента с возрастом увеличивается, вклад общей среды совсем

исчезает

Вклад генетического компонента с возрастом увеличивается, вклад общей среды совсем исчезает

Слайд 94Сходство близнецов по общему интеллекту: Лонгитюдное исследование
MZ
DZ
Wilson (1983)

Сходство близнецов по общему интеллекту: Лонгитюдное исследованиеMZDZWilson (1983)

Слайд 95Эффект Флинна (возрастание баллов IQ по тесту Стенфорд-Бине с 1932

по 1997 гг. в США)

Эффект Флинна (возрастание баллов IQ по тесту Стенфорд-Бине с 1932 по 1997 гг. в США)

Слайд 96IQ Гены-кандидаты

IQ Гены-кандидаты

Слайд 97Родственники, воспитывающиеся вместе, имеют более сходные оценки IQ, чем воспитывающиеся

врозь
Bouchard, T.J., and McGue, M. (1981). Familial studies of intelligence:

A review. Science, 212: 1055-1059.
Родственники, воспитывающиеся вместе, имеют более сходные оценки IQ, чем воспитывающиеся врозьBouchard, T.J., and McGue, M. (1981). Familial

Слайд 98Семейный риск умственной отсталости (УО)(Pauls, 1978).
(Среди родственников УО людей

преобладают женщины с УО)
Пол пробанда
Женщины
Мужчины
Пол родственников и степень родства

Семейный риск умственной отсталости (УО)(Pauls, 1978). (Среди родственников УО людей преобладают женщины с УО)Пол пробандаЖенщиныМужчиныПол родственников и

Слайд 99Вербальные способности. Метод приемных детей. Корреляции между детьми и родителями.

Обычные дети и

Приемные дети и их Приемные дети
их родители биологические родители и родители-усыновители
Вербальные способности. Метод приемных детей. Корреляции между детьми и родителями.    Обычные дети и

Слайд 100Различие генетических влияний при нарушениях развития, сопровождающихся снижением интеллекта
Тяжелая у.о.

– сибсы имеют нормальный интеллект (редкий ген, хромосомное нарушение, спонтанная

мутация)

Умеренная у.о. – сибсы также имеют сниженный интеллект (у.о. носит семейный х-р и связана с популяционной вариативностью)
Различие генетических влияний при нарушениях развития, сопровождающихся снижением интеллектаТяжелая у.о. – сибсы имеют нормальный интеллект (редкий ген,

Слайд 101Риск УО для потомков (Pauls, 1978)
 

Мать УО, отец здоров

Риск УО для потомков (Pauls, 1978) Мать УО, отец здоров

Слайд 102Возможные причины преобладания УО у мужчин
Фрагильная (ломкая) Х-хромосома

Х-сцепленная умственная отсталость

Генетический

импринтинг и большая уязвимость мужчин (?).
Генетический импринтинг – это

наследственный отпечаток (возможно через метилирование), который несут хромосомы, полученные от матери и от отца
Возможные причины преобладания УО у мужчинФрагильная (ломкая) Х-хромосомаХ-сцепленная умственная отсталостьГенетический импринтинг и большая уязвимость мужчин (?). Генетический

Слайд 103Социальный класс и УО Тяжелые формы УО равномерно распределены по

классам. Легкие и средние преобладают среди неквалифицированных работников (низшие социальные

слои)
Социальный класс и УО  Тяжелые формы УО равномерно распределены по классам. Легкие и средние преобладают среди

Слайд 104Гипотеза двух типов УО

Гипотеза двух типов УО

Слайд 105Глупость – это не отсутствие ума,
это такой ум.

Глупость – это не отсутствие ума,это такой ум.

Слайд 106IQ – сложный количественный признак, зависящий от действия множества генов

с суммирующимся эффектом, и разнообразных влияний среды

IQ – сложный количественный признак, зависящий от действия множества генов с суммирующимся эффектом, и разнообразных влияний среды

Слайд 107Корреляции МЗ и ДЗ близнецов и коэффициенты наследуемости

Корреляции МЗ и ДЗ близнецов и коэффициенты наследуемости

Слайд 108Социальные установки

Консерватизм

Eaves et al. (1997). Behavior
Genetics, 27: 121-124
Религиозность

Koenig et

al. (1997). J of
Pers, 73: 471-488

Социальные установкиКонсерватизмEaves et al. (1997). Behavior Genetics, 27: 121-124РелигиозностьKoenig et al. (1997). J of Pers, 73: 471-488

Слайд 109Семейные корреляции по религиозности

Семейные корреляции по религиозности

Слайд 110Наследование антисоциального поведения
Lyons et al. (1995):

Наследование антисоциального поведенияLyons et al. (1995):

Слайд 111Конкордантность близнецов по психопатологии

Конкордантность близнецов по психопатологии

Слайд 112Конкордантность близнецов по шизофрении по данным различных исследований

Конкордантность близнецов по шизофрении по данным различных исследований

Слайд 113Риск заболевания шизофренией для родственников

Риск заболевания шизофренией для родственников

Слайд 114Анализ сцепления по шизофрении

Анализ сцепления по шизофрении

Слайд 115Наследуемость синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по данным 20

близнецовых исследований (1970-2003)

Наследуемость синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) по данным 20 близнецовых исследований (1970-2003)

Слайд 116Частота аффективных расстройств у партнеров МЗ близнецов UP – униполярная

депрессия, BP - биполярная
McGuffin, P. (2003). Heritability of bipolar affective

disorder and the
Genetic relationship to unipolar depression. Arch Gen Psychiatry, 6: 497-502.
Частота аффективных расстройств у партнеров МЗ близнецов  UP – униполярная депрессия, BP - биполярнаяMcGuffin, P. (2003).

Слайд 117Риск депрессии у мужчин и женщин первой степени родства (Kendler et

al., 1999)
Родственники

Риск депрессии у мужчин и женщин первой степени родства (Kendler et al., 1999)Родственники

Слайд 118Болезнь Альцгеймера
– это прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, сопровождающееся потерей

кратковременной памяти, утерей навыков, замедленностью мышления. Болезнь развивается у пожилых

людей (старше 50 лет). В клетках мозга таких больных наблюдается избыток амилоидного белка.

Болезнь Альцгеймера– это прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, сопровождающееся потерей кратковременной памяти, утерей навыков, замедленностью мышления. Болезнь

Слайд 120Главными факторами риска для болезни Альцгеймера являются: пожилой возраст, семейные

случаи (особенно с ранним началом) и болезнь Дауна. Активная творческая

деятельность и высокий уровень образования уменьшают риск заболевания.
Главными факторами риска для болезни Альцгеймера являются: пожилой возраст, семейные случаи (особенно с ранним началом) и болезнь

Слайд 122Психогенетические исследования темперамента и личности
3-факторная модель личности Г.Айзенка. экстраверсия, нейротизм

, психотизм.

Goldberg (1981). экстраверсия, доброжелательность,

добросовестность, нейротизм и открытость опыту.

Психогенетические исследования темперамента и личности3-факторная модель личности Г.Айзенка. экстраверсия, нейротизм , психотизм.Goldberg (1981).

Слайд 123 у детей выделяют базовую модель с двумя дополнительными факторами:

6-й фактор - Раздражительность (Irritability) ; 7-й фактор, Активность (Activity),


у детей выделяют базовую модель с двумя дополнительными факторами: 6-й фактор - Раздражительность (Irritability) ; 7-й

Слайд 124Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с

генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более

высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.
Исследования свойств личности в психогенетике базируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.

Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы демонстрируют гораздо более высокое сходство по чертам темперамента, чем ДЗ близнецы. Для последних характерны чрезвычайно низкие оценки внутрипарного сходства. Такие соотношения свидетельствуют в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента.
Исследования свойств личности в психогенетике базируется в основном на факторно-аналитическом подходе к изучению личности, который предполагает, что личность представляет собой иерархически организованную структуру: психологические особенности низшего порядка образуют совокупности взаимосвязанных характеристик (синдромы); те, в свою очередь, группируются в системы более высокого уровня и т.д.

Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом. Начиная с младенческого возраста, МЗ близнецы

Слайд 125Психогенетические исследования «Большой пятерки» и других подобных характеристик свидетельствуют о

вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который составляет примерно 30–50%.

Среди факторов среды приоритетной является различающаяся (индивидуальная) среда. Факторы общей среды в большинстве исследований обнаруживают очень низкие, практически нулевые, эффекты.

Для некоторых черт личности (например, стремления к новым впечатлениям, связанным с рисками) удается обнаружить конкретные гены с довольно значительными эффектами порядка 4–10%.
Некоторые недавние возрастные психогенетические исследования личностных черт указывают на значительные наследственные эффекты у подростков. Коэффициенты наследуемости некоторых черт в этом возрасте достигают 70–80%.

Психогенетические исследования «Большой пятерки» и других подобных характеристик свидетельствуют о вкладе генотипа в вариативность личностных черт, который

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика