Слайд 2СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ
ФРАНЦИЯ – крупное государство в Западной Европе.
Территория
страны составляет 544 тыс. кв. км,
Население 64,5 млн. человек (2015),
Средняя
плотность населения около 108 чел. на кв. км.
Доля городского населения достигает 75 %.
Французы составляют свыше 90% населения.
Большинство верующих - католики (90%), есть также протестанты –2%, мусульмане –1 %, иудеи – 1%.
Столица – г. Париж (2,2 млн. человек)
Государственный язык – французский.
Слайд 3КОНСТИТУЦИОННАЯ ИСТОРИЯ
1) 1791 г. – 1-я конституция,
2) 1793 г. –
2-я (одобрена, но не введена в действие),
3) 1795 г. –
3-я (Конституция III года республики),
4) 1799 г. – 4-я (консульская конституция Наполеона или конституция VIII года),
5) 1801 г. – 5-я (Конституция Х-го года),
6) 1803 г. – 6-я (Конституция XI-го года),
7) 1814 г. – 7-я (Хартия Людовика XVIII),
8) 1830 г. – 8-я (Хартия Луи Филиппа Орлеанского),
9) 1848 г. – 9-я (Конституция Второй Республики),
10) 1852 г. – 10-я (Конституция Наполеона III),
11) 1875 г. – 11-я (Конституция Третьей Республики),
12) 1946 г. – 12-я (Конституция Четвертой Республики),
13) 1958 г. – 13-я (Конституция Пятой Республики).
Слайд 5Составные части французской конституции 1958 г.:
Декларация прав человека и гражданина
1789 г.;
Преамбула к Конституции 1946 г.;
Хартия защиты Природы 2004 г.
(одоб-рена Конст.законом от 2.03.2005)
Слайд 6Поправки к конституции:
Инициатива:
Президент по предложению Премьер-министра либо
члены парламента.
Проект
новой К. принимается парламентом двумя палатами и выносится на референ-дум.
Если
поправки вносит Президент, он может созвать парламент в качестве Конгресса, к-рый принимает конституцию большинством в 3/5 голосов.
Слайд 7
ОСНОВЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ
Слайд 8
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СФЕРА
Слайд 9
ВКЛАД СТРАНЫ В МИРОВОЙ ВВП
население ФРАНЦИи, составляя 0,95 % населения
мира, производит 2,9 % мирового ввп (2,56 ТРЛН. ДОЛЛ)
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
ДОЛЯ В
НАСЕЛЕНИИ
1,38 %
ДОЛЯ В ВВП
2,88 %
Слайд 10Франция высокоразвитая индустриально-аграрная держава.
Занимает первое в Европе и второе в
мире (после США) по экспорту сельско-хозяйственной продукции.
Ежегодно экспортируется вина на
такую сумму, к-рую можно получить, продав 135 пассажирских лайнеров (Известия. 2000 1 мар.)
Слайд 11
В условиях кризиса в разгар президентской предвыборной кампании во Франции
лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета
повысить с 2013 года до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год.
Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2013 год, и депутаты от оппозиционной партии "Союз за народное движение" (UMP) передали его на рассмотрение Конституционного совета, который признал неконституционными целый ряд статей закона о бюджете.
По его мнению, закон "не соблюдает равенство (граждан) перед государственными сборами".(РИА Новости.2012.29дек.)
Слайд 12ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ
Слайд 15ОСНОВАНА НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ:
Республиканизм,
Народовластие,
Ответственность правительства перед парламентом,
Независимость суда и др.
Слайд 16Во Франции вводится в действия институт праймериз.
В преддверии выборов,
партийный электорат выявляет наиболее популярных представителей этой партии для того,
чтобы стать ее кандидатом на выборах президента.
Такие праймериз состоялись осенью 2011г., когда выбирали лидера Социалис-тической партии Франции, к-рому предстояло соперничать на президентских выборах с Н.Саркози. Во втором туре победу одержал Франсуа Олланд, противостоявший Мартин Обри. (vesti.ru — 17.10.2011)
Слайд 17
Парламент Франции в марте – апреле 2013 г. одобрил закон
об однополых браках.
Легализация однополых браков — одно из предвыборных обещаний
президента Франсуа Олланда.
Сегодня во Франции разрешены гражданские союзы однополых пар, однако социалисты решили легализовать браки между гомосексуалистами и предоставить возможность таким семьям усыновлять детей. Против этого шага выступали представители правой оппозиции и католическая церковь.
Закон вызвал массовые протесты населения (РИА Новости. 2013. 10 апр.)
Слайд 18
СИСТЕМА ОРГАНОВ
ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ
Слайд 19Избирательная система
ОСОБЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
Избирательный кодекс,
Смешанная избирательная система;
Избирательный залог (только на
президентских выборах – 1500 евро);
Активное избирательное право – с 18
лет;
Пассивное – с 21, 23, 30 лет.
За проведение выборов и подсчет голосов во Франции отвечает МВД. Допускается голосование по доверенности (РИА Новости. 2012. 20 апр.)
Слайд 20Система органов публичной власти
Слайд 22СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА
СЕНАТ
(348 мест)
НАЦИОНАЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ
(577 мест)
Слайд 23СЕНАТ (с 2011 г. - 348 сенаторов)
Возраст кандидатов – 30
лет
Избираются по департаментам (от 1 до 12 сенаторов).
В нынешнем сенате
от 12 департаментов представлено по 1 сенатору. От Парижа - 12, от департамента Норд – 11.
Выборы – каждые три года в половине департаментов.
Изб.Коллегии – депут. от коммун.советов до регион.советников.
Если число сенаторов 1 – 3, то – мажорит.система в два тура (70 департам.),
Если сенаторов 4 и более – пропорц.система.
Слайд 24НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
577 депут., в т.ч. 22 – от заморских
департаментов (от одного до 5)
Возраст кандидатов – 23 года,
Избираются
на 5 лет по одноманд. округам по мажорит.системе в 2 тура (12,5 % голосов).
Последние выборы – май – июнь 2017 г.
Слайд 25
КОМПЕТЕНЦИЯ – рационализир.парламентаризм
В последние годы наблюдается отход от этой концепции.
Принятые в июле 2008 г. поправки к Конституции усилили роль
Парламента в законотворческом процессе.
Так, с 1 марта 2009 г. на пленарном заседании палат будут рассматриваться правительственные законопроекты в той редакции, которая одобрена соответствующей парламентской комиссией.
При определении повестки дня пленарных заседаний, которая прежде предлагалась исключительно Правительством, теперь будут учитываться предложения депутатов.
Приоритетным направлением деятельности Парламента становится контроль за деятельностью Правительства.
Увеличивается с шести до восьми количество постоянных комиссий в каждой палате.
В Конституцию включена ст. 511, согласно которой в обеих палатах оппозиционные фракции и малочисленные фракции получают дополнительные права.
Слайд 28ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
Президент Республики:
избирается на 5 лет по маж.системе в
2 тура;
Не более двух сроков подряд;
Обладает неприкосновенностью;
Несет ответственность за действия,
несовмести-мые с должностью Президента;
Решение принимает Парламент, действующий как Высокий суд.
Слайд 29Полномочия Президента:
А. Личные (самостоятельные)
Б. Требующие контрасигнатуры
Личные:
Роспуск Нацсобрания Роспуск Нацсобрания;
Назначение премьер-министра,
министров;
Введение чрезвычайного положения;
Право передавать законопроекты на референдум;
Обращение к палатам
Парламента;
Суспензивное выборочное вето;
Является Верховн.Главком. («ядерн.кнопка»).
Слайд 30Полномочия, требующие контрасигнатуры:
Созыв Парламента на чрезвычайную сессию;
Подписание декретов и ордонансов;
Назначение
на гражданские и военные должности;
Назначение дипломатических представителей;
Некоторые иные.
Слайд 31Конституционная реформа 2008 г. несколько ограничила полномочия Президента в пользу
Парламента.
Президент назначает на гражданские и военные должности.
Но, органическим законом определен
круг должностей, назначение на к-рые производится с согласия постоянной комиссии каждой палаты.
Если число отрицательных голосов в этих комиссиях составляет три пятых всех голосов, то назначение не производится (ст. 13 К-ции)
Слайд 32
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ
Президент обладает неприкосновенностью в течение срока своих полномочий
(ст. 67 К-ции).
Президент может быть смещен с должности в случае
неисполнения своих обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата. Его смещение провозглашается Парламентом, заседающим как Высокий суд.
Предложение о созыве Высокого суда принимает одна из палат, которое передается в другую.
В Высоком суде председательствует председатель Национального собрания.
Решения принимаются большинством в две трети голосов. (ст. 68 К-ции)
Порядок деятельности Высокого суда определяется органическим законом.
Слайд 33ЛЬГОТЫ БЫВШИМ ПРЕЗИДЕНТАМ:
Пенсия – 6 тыс. евро/месяц.
Автомобиль с двумя сменяющими
друг друга водителями.
Охрана из двух-трех человек, полицейский пост у
дома, где он проживает.
Из государственной казны оплачивается офис. Тот, который предназначен для Саркози, представляет собой квартиру в 320 квадратных метров. Она состоит из 11 комнат и находится примерно в полукилометре от Елисейского дворца. Ежемесячная аренда - 15 тысяч евро.
Транспортные расходы для бывшего президента и его супруги - будь-то на поезде или самолете - за счет казны. Билеты - в первый класс.
Николя Саркози имеет право стать членом Конституционного совета страны. А это дополнительных 12 тысяч евро в месяц.
Слайд 34Данные Министерства внутренних дел (май 2017 г.)
значения в
%
1 Эммануэль Макрон Движение «Вперед!»
23,75
2 Марин Ле Пен Национальный фронт 21,53
3 Франсуа Фийон Республиканцы 19,91
4 Жан-Люк Меланшон Непокоренная Франция 19,64
5 Бенуа Амон Социалисты 6,35
6 Николя Дюпон-Эньян "Вставай, Франция« 4,73
7 Жан Лассаль Движение «Будем сопротивляться!» 1,22
8 Филипп Путу Новая антикапиталистическая партия 1,1
9 Франсуа Асселино Народный республиканский союз UPR) 0,92
10 Натали Арто Рабочая борьба 0,65
Жак Шеминад Солидарность и прогресс 0,18
7 мая во втором туре победу одержал Эммануэль Макрон, набрав 66,1% голосов. Ле Пен получила 33,9%.
Слайд 36
Состав Правительства: премьер-министр и министры.
Премьер-министр назначается Президентом после консультаций с
лидерами партийных фракций.
Правительство должно пользоваться доверием Парламента.
Поэтому данную должность
занимает представитель фракции парламентского большинства.
Слайд 37
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Совет министров – заседание Правительства под председательством Президента
Республики – наиболее важные вопросы, в т.ч. ордонансы – акты
делегиро-ванного законодательства;
Кабинет министров – заседание Правительства под председательством Премьер-министра – оперативные вопросы деятельности.
Слайд 38
Формы ответственности (ст. 49 К-ции):
резолюция порицания;
вотум недоверия по
программе Правительства или по декларации об общей политике.
Виды резолюции порицания:
а) резолюция порицания общего характера (в виде неудовлетворительной оценки деятельности Правительства);
б) резолюция порицания в качестве отказа в доверии Правительству в связи с голосованием по какому-либо акту.
Если Нац.собрание примет резолюцию порицания или не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр обязан вручить Президенту Франции прошение об отставке
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕД НАЦСОБРАНИЕМ
Слайд 39
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
И КОНСТИТУЦИОННЫЙ
КОНТРОЛЬ
ВО ФРАНЦИИ
Слайд 41ОРГАН КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ ФРАНЦИИ
(орган конституционного контроля)
СОСТАВ:
Члены по праву
– бывшие президенты Франции
(входят в состав по
их желанию и пожизненно)
Назначаемые члены – по три члена назначают:
Президент Франции,
Председатель Сената,
Председатель Национального собрания.
Назначаются на 9 лет, причем, каждые три года состав обновляется на одну треть.
По состоянию на апрель 2013 г. в составе КС Франции два бывших президента: Валери Жискар Д’Эстен, Жак Ширак и Никола Саркози.
Слайд 42
ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СОВЕТА
Конституционный контроль,
Рассмотрение жалоб на нарушения конституционных прав граждан,
В
сфере избирательных процедур:
Утверждение списков кандидатов,
Объявление результатов выборов,
Разрешение избирательных споров.
Слайд 43Государственный Совет включает:
вице-председателя;
6 председателей секций;
79 государственных советников, находящихся на
действительной службе;
12 экстраординарных государственных советников;
81 докладчик;
34 аудитора 1 класса и
2 класса.
Всего 213 членов.
Члены Гос.совета назначаются Советом министров из числа опытных специалистов.
Слайд 44ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Высший орган административной юстиции,
Консультативный орган Правительства,
Орган конституционного контроля за
актами органов исполнительной власти
Слайд 45
РЕГИОНАЛИЗМ
И МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
ВО
ФРАНЦИИ
Слайд 46Под регионализмом во Франции понимается система политической и административной децентрализации,
предоставляющей каким-либо частям государства, обладающим некоторым географическим, исторически, этнографическим или
экономически единством (общностью), более или менее значительную самостоятельность по отношению к центральной власти.
Слайд 47 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
РЕГИОНЫ
ДЕПАРТАМЕНТЫ
ОКРУГА
(служат для организации территориальных структур центральных органов
власти)
К А Н Т О Н Ы
(выполняют функции избирательных округов
при выборах в органы власти департаментов)
К О М М У Н Ы
Слайд 48
ОРГАНЫ МСУ В КОММУНАХ
ИЗБИРАТЕЛИ КОММУНЫ
КОММУНА-ЛЬНЫЙ СОВЕТ
Муниципалитет в составе:
- мэр,
заместители (помощники)
мэра,
исполнитель-ные департа-менты
МЭР
(увольняется Правительством)
Слайд 49
ОРГАНЫ ВЛАСТИ В ДЕПАРТАМЕНТАХ
ИЗБИРАТЕЛИ КАНТОНОВ
ГЕНЕРА-ЛЬНЫЙ СОВЕТ
ИСПОЛНИТ.ОРГАН
Постоянные комис-сии в составе:
-Председатель гене-рального
совета,
- его заместители,
члены комиссии (генеральные советники)
исполнительные департаменты
Префект
Департамента
(назначается Правительством)
Слайд 50
ОРГАНЫ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ
ИЗБИРАТЕЛИ КАНТОНОВ
РЕГИОНА-ЛЬНЫЙ СОВЕТ
ИСПОЛНИТ.ОРГАН
Постоянные комис-сии в составе:
- Председатель
ре-гионального совета,
- его заместители,
члены комиссии (региональные сове-тники)
исполнительные департаменты
Префект
крупнейшего
департамента
Слайд 51Особые статусы имеют крупнейшие французские города Париж, Лион, Марсель.
Париж являются
одновременно и департаментами и коммуной с единым представительным органом –
Советом.
Территория трех названных городов делится на районы, в которых образуются органы МСУ.
Слайд 52Внутренняя территория Франции разделена на 95 департаментов. Париж также обладает
статусом департамента.
Есть также заморские территории со статусом депратамента: Гвиана, Реюньон,
Мартиника, Гваделупа.
С 2011 г. статус департамента обрел остров Майота в Коморском архипелаге.
Таким образом, во Франции 101 департамент.
Слайд 53
КОРСИКА
Обладает особым ста-тусом в соответствии с законом от 13 мая
1991 г. Остров разделен на два департамента – Северный и
Южный. Но в пределах острова действует общий орган – Ассамблея (51 де-путат) и коллегиальный ис-
полнительный орган, формируемый Ассамблеей.
Полномочия корсиканских органов шире, чем в других департаментах.
Здесь сильны сепаратистские тенденции.