Слайд 1ЕГЭ.
Выявление главной информации, содержащейся в тексте
Задание №1
Алгоритм решения. Тренировочные задания
Слайд 2Алгоритм выполнения задания
Прочитайте внимательно текст.
Подчеркните в каждом предложении ключевые слова,
важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором
Определить причинно-следственные отношения
между предложениями в тексте, проанализировав союзы, вводные конструкции.
Перескажите, начиная с конца, содержание текста и сформулируйте главную информацию.
Соотнесите свой вариант с предложенными вариантами ответов.
Исключите из имеющихся вариантов ответов:
информацию, которой нет в тексте
предложение, дословно цитирующее часть текста или передающее несущественные подробности
предложение, передающее лишь часть главной информации
7. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста выражена при минимальной затрате речевых средств.
ПОМНИТЕ, ЧТО ДВА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА ДОЛЖНЫ:
передавать одно и то же содержание, но отличаться лишь речевым оформлением;
объединять информацию, содержащуюся во 2 и 3 предложениях исходного текста
Слайд 3№1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом
потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов
2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Ответ: 2,3
Слайд 4№2 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого
предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.
3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.
5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.
Ответ: 1,3
Слайд 5№3 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется
при свете молнии совершенно неподвижной.
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.
5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.
Ответ: 2,5
Слайд 6№4 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Установлено, что именно погода оказывает влияние на
интенсивность цвета осенних листьев, а отнюдь не глобальное потепление.
2) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
3) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.
4) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.
5) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.
Ответ: 1,4
Слайд 7№5 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование
истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.
2) При выборе профессии важно помнить, что работа должна иметь значение не только для самого человека, но и для общества, ведь именно это позволяет человеку чувствовать себя востребованным.
3) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.
4) Решение о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.
5) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.
Ответ: 2,5
Слайд 8№6 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Бактерии обитают всюду.
2) Бактерии могут жить в
самых суровых условиях.
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.
5) Нет такого места, где бы не было бактерий.
Ответ: 1,5
Слайд 9№7 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте.
1) Основную роль в возникновении желания человека летать
сыграли летающие насекомые.
2) Мечта летать казалась человеку осуществимой только при условии овладения теми приспособлениями для полёта, что есть у птицы.
3) Мечта человека передвигаться по воздуху существует очень давно, и люди делали всё возможное для её осуществления.
4) Человек давно мечтал двигаться в воздухе без точки опоры.
5) Казалось, чтобы научиться летать и воплотить свою мечту о движении в воздухе, необходимо было овладеть теми приспособлениями для полёта, которыми располагает птица.
Ответ: 2,5