Слайд 1Социальные отношения
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 2Понятия и положения для повторения:
социальные отношения и взаимодействия;
многообразие социальных групп;
социальный
статус и социальная роль;
социальная стратификация и неравенство;
социальная мобильность;
социальная норма;
отклоняющееся
поведение;
социальный контроль и самоконтроль;
семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи;
молодёжь как социальная группа;
этнические общности; национальная политика, межнациональные конфликты;
социальный конфликт и пути его разрешения;
социальные процессы в современной России.
Слайд 3Соотношение вышеперечисленных понятий:
Слайд 4Различие между
«группами» и «общностями»:
семья – малая группа;
сословие – большая
группа;
народность – этническая общность.
Какие признаки помогают различить эти
понятия?
Слайд 5Различительные признаки:
Любая социальная группа объединяет людей со сходными статусами, определёнными
соц. позициями.
Члены малой группы имеют непосредственные личные контакты.
Социальная общность включает
не только группы, выделяемые на основе соц. признаков (размер дохода, уровень образования, место в системе властных отношений и т.д.), но и совокупности людей, объединённых геополитическими, культурно-историческими, территориальными, демографическими признаками.
Слайд 6Социальная структура общества -
совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных
групп и общностей.
Социальная стратификация общества,
ведущая
к социальному неравенству, выражается в том, что, располагаясь вдоль шкалы распределения социально-культурных благ, группы занимают различные социальные позиции, т.е. обладают неравным объёмом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Слайд 9Дайте определения понятий:
Социальная норма
Социальный контроль
Отклоняющееся поведение
Социализация
Слайд 101. Установите соответствия:
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1) Юридическое закрепление прав и обязанностей
за основными социальными группами
2) Преимущественно наследственный характер принадлежности к элите
общества
3) Запрещение перемещения из одной соц. группы в другую
4) В основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты
5) Запрет на браки с представителями других групп
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
А) кастовая
Б) сословная
В) классовая
Запишите выбранные буквы по порядку нумерации без пробелов и других символов
Слайд 112. Ответьте на вопрос:
В чём выражается взаимосвязь социальных статусов и
ролей?
Покажите её на конкретных примерах.
(1. Что такое «социальный статус», «социальная
роль»?
2. Как они связаны друг с другом?)
Слайд 12Ответ:
Соц. роль – ожидаемое окружающими поведение.
Соц. статус – место в
системе социальной стратификации, общественное положение, которое занимает человек.
Статус ученика школы
предполагает следующие компоненты соц. роли: посещение учебного заведения, усвоение школьных предметов и т.д.
От руководителя коллектива ожидают ответственных решений, заботы о сотрудниках, организации совместной деятельности.
Слайд 13Оценивание заданий подобного вида:
Слайд 143. Ответьте на вопрос:
После окончания технического колледжа молодой человек устроился
консультантом на фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он
поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учёбы на курсах совпало с его назначением главным инженером предприятия.
Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Слайд 15Алгоритм ответа и ответ:
Назвать определённое соц. явление; указать факторы, влияющие
на него; дать обобщённое название этим факторам.
Указанное соц. явление называют
«соц. мобильностью». Факторы, способствующие перемещению в соц. пространстве – получение образования (для женщины – нередко брак с мужчиной, имеющим более высокий соц. статус и т.д.). Подобные факты получили в социологии название социальных лифтов.
Слайд 164. Ответьте на вопрос:
Ещё в начале прошлого века семьи во
многих странах были многодетными. Но уже в 60 - 70-е
годы прошлого века в индустриально развитых странах число детей в семье начинает уменьшаться. Какие общественные процессы и явления привели к подобным результатам? (Назовите три процесса.)
Слайд 17Ответ:
Процессы и явления, характерные для индустриального общества:
Рост занятости женщин в
общественном производстве;
Возросшие требования к жизни и комфорту (многодетность не способствует
этим ожиданиям);
Расширение государственных гарантий по старости или в связи с потерей кормильца (в результате значение будущей трудовой деятельности детей для старших членов семьи уменьшается)
Слайд 185. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство
выражается в неодинаковом доступе отдельных групп населения к общественным благам.
Б.
Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную фазу развития.
верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 19Признаки и разновидности социального статуса
Статус – относительно устойчивое положение человека
или группы в социальной структуре общества.
Предписанный статус – социальное положение,
определённое человеку по рождению или непосредственно вследствие семейного положения.
Достигаемый статус – изменение социального положения вследствие недовольства им.
Слайд 206. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А.
Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о
типичном поведении человека определённого статуса.
Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным.
верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 217. Классовый тип социальной стратификации
присущ европейскому средневековому обществу
характерен для древневосточной
цивилизации
носит универсальный характер
свойственен индустриальному обществу
Слайд 228. Касты, сословия, классы - это
типы социальной стратификации
этапы развития государств
в Новое время
социальные группы, присущие средневековому обществу
элементы социального статуса личности
Слайд 239. Сословное деление общества отражает
вид государственного устройства
тип социальной стратификации
характер экономических
связей
особенность политической системы
Слайд 2410. Из 92 римских императоров 36 достигли этого статуса благодаря
службе в армии. Этот факт иллюстрирует вывод о том, что
служба
в армии в древнеримском государстве была уделом высшего класса
в определённые периоды армия выступает одним из основных каналов социальной мобильности
основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была вертикальная мобильность
государство поощряло социальную мобильность в обществе
Слайд 2511. В 20 – 30-е годы прошлого века значительная часть
населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали
рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
социальной мобильности
экономической дифференциации
политической стабилизации
социальной стратификации
Слайд 26Социальный институт -
комплекс норм, регулирующих различные сферы жизни
человека, соответствующих статусов, организаций.
Приведите примеры социальных институтов.
Слайд 27Семья –
это общность людей, основанная на браке,
кровном родстве, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей.
Функции
семьи:
социализация детей
репродуктивная
экономическая
социально-статусная
культурно-досуговая
функция эмоциональной поддержки
Слайд 2812. Семья - это
фактор производства
социальный институт
этническая общность
компонент политической системы
Слайд 2913. В совместном расходовании семейного бюджета проявляется функция семьи
экономическая
социально-статусная
психологически-эмоциональная
коллективистская
Слайд 3014. К основным функциям семьи относится
установление социальных норм
поддержание экономической стабильности
определение
содержания начального образования
первичная социализация личности
Слайд 31Типы и формы семьи и семейных отношений:
традиционный (патриархальный) тип
партнёрский (демократический)
тип
Назовите их отличия.
Слайд 3215. Отличительным признаком семьи традиционного типа является
добровольное распределение обязанностей между
супругами
главенствующее положение отца семейства
активное участие женщин в общественном производстве
посильное участие
детей в домашних делах
Слайд 3316. Патриархальной семье присуще
отсутствие жёсткого разделения обязанностей на мужские и
женские
совместное принятие решений
заключение браков между близкими родственниками
совместное проживание нескольких поколений
родственников
Слайд 3417. Отличительным признаком партнёрской семьи является
выполнение функции социализации детей
главенствующая роль
отца семейства
отсутствие отношений господства и подчинения
регулирование поведения своих членов
Слайд 3518. В партнёрской семье, в отличие от патриархальной,
совместно проживает несколько
поколений родственников
количество детей супругами, как правило, планируется
осуществляется социализация детей
поощряются браки
между близкими родственниками
Слайд 36Социальные нормы -
предписания, ожидания, требования, устанавливающие рамки социального
действия.
Практически любая область общественной жизни регулируется своей совокупностью
социальных норм.
Слайд 3719. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить
ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это пример
норм этикета
норм
морали
традиций
народной мудрости
Слайд 38Приведите примеры
отклоняющегося (девиантного) поведения.
Социальный контроль призван поддерживать общественный порядок,
предотвращать негативное девиантное поведение.
Средства социального контроля называют санкциями
Слайд 3920. Приведите в соответствие санкции и их виды
САНКЦИИ: 1) лестный
отзыв; 2) наложение штрафа; 3) тюремное заключение; 4) насмешка;
5) премирование; 6) награждение орденом; 7) лишение гражданских прав; 8) объявление бойкота; 9) аплодисменты; 10) административное взыскание; 11) конфискация имущества; 12) установка памятного знака
Слайд 40Конформизм -
поведение, соответствующее установившимся в обществе нормам. Нередко
термину придаётся негативный оттенок: подразумевается пассивное, недостаточно осмысленное поведение, желание
«быть, как все».
Социальная аномия –
состояние общества, в котором размыты или даже утрачены нормативные рамки и нравственные границы, регулирующие коллективную жизнь.
Слайд 4121. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал
воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать
как пример
адаптивного поведения
конформистского поведения
противоправного поведения
отклоняющегося поведения
Слайд 4222. Соответствие поведения установленным нормам определяется понятием
аномия
девиация
конформизм
социализация
Слайд 4323. Состояние общества, при котором ослабляются или распадаются общепринятые нормы,
называется
конформизмом
аномией
дисбалансом
девиацией
Слайд 4424. Штраф за нарушение правил дорожного движения – это пример
формальной
негативной санкции
девиантного поведения
внутреннего контроля
отклоняющегося поведения
Слайд 4525. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу
социализации
социального
контроля
социальной адаптации
отклоняющегося поведения
Слайд 4626. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным
нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение,
не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
верно только А; 3) оба суждения верны;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Слайд 4727. Установите соответствие
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ
проявление недружелюбия
наложение штрафа
объявление выговора
объявление бойкота
отказ от сотрудничества
ВИДЫ
САНКЦИЙ
А. формальные негативные санкции
Б. неформальные негативные санкции
Ответ запишите в виде
последовательности букв без запятых и иных знаков.
Слайд 4828. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными
документами, называется
малой
большой
формальной
референтной
Слайд 49Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.
«Свой долг родителям дети
отдают своим детям»
И.Н.Шевелёв
«Статусные группы выступают специфическим носителем всякого рода условностей»
М.Вебер
«Мы
вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорождённые, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет»
Ф. Ларошфуко
Слайд 50Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.
«Только очень богатый человек
может позволить себе жить, как богатый»
С.Паркинсон
«Есть две мирные формы насилия:
закон и приличия»
И.В.Гёте
«Мой патриотизм – это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других»
М.Ганди
Слайд 51Изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.
«Гораздо важнее прививать людям
нравы и обычаи, чем давать им законы и суды»
О.Мирабо
«Семья более
священна, чем государство»
Пий XI
«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой»
И.Шерр
Слайд 52Ответы:
ББАВА
ответ в презентации
ответ в презентации
ответ в презентации
1
1
4
1
2
2
1
2
1
4
2
4
3
2
1
1) 1,9; 2) 5,6,12;
3) 4,8; 4) 2,3,7,10,11
4
3
2
1
2
4
БААББ
3