Слайд 1Понятие и строение человеческой деятельности
Слайд 2 План:
1.Понятие и строение человеческой деятельности.
2.Структура деятельности.
3.Свойства деятельности.
4.Виды потребностей.
5.Уровень притязаний и
уровень достижений личности.
Слайд 31. Понятие и строение человеческой деятельности
Деятельностью называется жизненная активность человека,
направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных
или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него.
Слайд 4
Во-первых, она является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность
предполагает определенный способ удовлетворения, представляющих собой систему особых действий и
операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.
Во-вторых, с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.
Слайд 5
В-третьих, в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и
построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему
содержанию представляет собой ни что иное как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психический деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т. д.
Слайд 6 В-четвертых, деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления,
памяти, внимания, воображения, способностей и т. д. Исследования показывают, что
ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.
Слайд 7
В-пятых, активная деятельность является одним из условий существования человека как
полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит
к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине происходит потеря профессиональной квалификации у специалистов, длительное время не выполняющих профессиональную деятельность.
Наконец, в-шестых, творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, выражающемуся в тяжелых внутренних переживаниях.
Слайд 82.Структура деятельности.
Мотив
Цель
Действие
Слайд 9
Мотив — это внутренний психологический источник деятельности. Он побуждает человека
к деятельности и одновременно придает ей разумный личностный смысл (ради
чего она выполняется). Без мотива деятельность просто невозможна. Человек далеко не всегда осознает мотивы своей деятельности. Однако это не означает, что их может не быть. Мотив является конституирующим элементом деятельности. Именно поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности. Например, игровая деятельность — игровой мотив, учебная деятельность — учебный мотив и т. д.
Слайд 10
Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного
результата деятельности. Например, токарь, вытачивающий на станке деталь, уже представляет
ее мысленно. И это характерно для любой деятельности. Благодаря цели деятельность становится упорядоченной и предсказуемой. Она как бы концентрирует в одном направлении все усилия и ресурсы человека.
Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных, действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят достижению цели всей деятельности. Например, даже такая простая и привычная деятельность, как удовлетворение пищевой потребности, включает в себя множество отдельных действий: посещение магазина, покупка продуктов, приготовление пищи, сервировка стола прием пищи и др.
Слайд 11
Действием называется элемент или этап деятельности направленный на достижение отдельной
самостоятельной цели. Цель выступает как основополагающий признак (свойство) действия. Одно
и то же действие может иметь разные мотивы. Однако при изменении цели действие становится иным, по содержанию и сущности даже в том случае, если у него сохраняется мотив. Действие считается успешным и законченным при достижении цели. В ходе этого процесса происходит ее опредмечивание (объективизация) в соответствующем продукте или результате действия, то есть то, что ранее
было субъективным образом,
теперь становится объективной
реальностью.
Слайд 12
Условия реализации цели - объективные и субъективные факторы (обстоятельства), имеющие
отношение к достижению поставленной цели. Условия могут быть благоприятными или
неблагоприятными с точки зрения субъекта.
Представление субъекта об условиях выполнения действия называется его ориентировочной основой.
В зависимости от условий определяются способы осуществления действия. Они называются операциями.
Слайд 13Например, способы подготовки к экзамену будут зависеть от следующих обстоятельств:
-
объем и сложность материала,
- наличие или отсутствие конспектов,
- насколько успешно
и систематически занимался студент на протяжении семестра,
- имеются ли у него соответствующие способности,
- на какую оценку он претендует,
- насколько строг и требователен преподаватель и др.
Именно эти обстоятельства повлияют на выбор способов подготовки: будет ли она проходить дома или в библиотеке, сколько она потребует времени, понадобятся ли дополнительные консультации по каким-то вопросам и т. д. Одно и то же действие может осуществляться с помощью разных операций.
Слайд 14
При выполнении обычных и несложных действий операции представляются неосознаваемыми. Их
называют автоматизмами. Например, такие операции как написание букв при письме
почти всегда бывает неосознаваемым. Для того, чтобы произошло осознание подобных операций необходимо, чтобы при их выполнении возникли определенные трудности.
Слайд 15
3. Свойства деятельности
К наиболее существенным свойствам деятельности относятся:
активность,
целенаправленность,
способность к творческому преобразованию окружающей действительности,
орудийность,
осознаваемость,
предметность,
двойственность
формы,
способность к развитию,
способность к порождению психических (душевных) образований,
социальность.
Слайд 16В процессе выполнения деятельности происходит творческое преобразование окружающей действительности в
соответствии потребностями, мотивами и целями человека. Он не столько адаптируется
к реальности, сколько адаптирует ее для себя. Этим человеческая деятельность отличается от поведения животных. Современный человек живет не в естественном, а в искусственном, созданном им самим мире. Для преобразования объектов своей деятельности человек использует не только собственные естественные (индивидные) органы (руки, пальцы, ноги, туловище и др.), но и специально сделанные инструменты или орудия. Поэтому деятельность человека является не непосредственной, а опосредствованной, орудийной, что так же отличает ее от поведения животных.
Слайд 17
К числу важнейших свойств деятельности относится осознаваемость. Она выражается в
способности человека субъективно выделять выполняемую им деятельность как нечто относительно
самостоятельное и отдельное от самого себя как субъекта и от объекта, на который она направлена. При высоком уровне развития деятельности субъект осознает ее мотивы, составляющие действия, условия и операции. Благодаря осознаваемости деятельность становится произвольной и волевой.
Слайд 18Следующее важное свойство деятельности называется предметностью. Она заключается в своеобразной
чувствительности деятельности к своему предмету и в способности подчиняться и
уподобляется его свойствам и характеристикам. Благодаря этому свойству деятельность воссоздает их в себе. Это хорошо проявляется в любых предметных действиях. Например, когда человек берет в руки какой-то предмет, то форма и характер действия, а также входящие в его состав движения воспроизводят форму, размеры, вес, материал и другие свойства этого предмета. Выполняя ту или иную деятельность, человек движется к намеченной цели очень разумно и гибко. Каждым своим действием он как бы прощупывает предметную реальность, соотносится с ней и воссоздает ее.
Слайд 19
Существенным и довольно загадочным свойством деятельности является изначальная двойственность ее
формы. Она представляется одновременно и внешним физическим и внутренним психическим
процессом, и объективным и субъективным явлением. С внешней стороны, она выглядит как процесс реального физического взаимодействия субъекта с физическим же объектом. При этом, человек, используя свое тело (руки, ноги, туловище) как естественный физический инструмент, а также другие необходимые орудия труда и инструменты, осуществляет физическое преобразование объекта и получает некоторый вещественный продукт, соответствующий первоначальному замыслу. Например, портной шьет из ткани костюм, повар готовит из продуктов блюдо, дизайнер оформляет зал и т. п.
Слайд 20Всякая деятельность имеет еще и внутреннюю, скрытую от внешнего наблюдения
сторону, без которой она перестает быть таковой. Например, она не
может существовать и осуществляться без мотива и цели, которые представляются чисто психическими явлениями, образующими внутренний субъективный (душевный) мир человека. При выполнении сложных и жизненно важных видов деятельности возникает необходимость во многих других внутренних психических компонентах: в эмоциональных переживаниях, в мыслях, в волевом усилии, в оценке своих возможностей, в знаниях и т. д. Причем их присутствие становится просто очевидным.
Слайд 21Выделяют два вида деятельности: внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Внутренние
компоненты деятельности выполняют функцию побуждения, целеполагания, планирования, ориентировки (познания), принятия
решения, регуляции, контроля и оценки. Примером внешней деятельности может служить любой физический труд. Учебная деятельность является примером внутренней деятельности.
Слайд 22Деятельность человека обладает способностью к развитию. Она выражается в том,
что по мере упражнений и тренировок деятельность становится более совершенной,
уменьшается время ее выполнения, снижаются энергетические затраты, трансформируется структура, сокращается количество ошибочных действий, изменяется их последовательность и оптимальность. Одновременно происходит изменение соотношения внешних и внутренних компонентов деятельности: внешние компоненты сокращаются и редуцируются при одновременном увеличении доли внутренних компонентов. Происходит как бы преобразование деятельности по форме. Из внешней, практической и развернутой во времени и пространстве, она становится внутренней, психической и сокращенной (свернутой). Этот процесс называется интериоризацией.
Слайд 23
Переход внутренних компонентов деятельности во внешние называется экстериоризацией. Этот процесс
является неотъемлемым атрибутом любой практической деятельности. Например, мысль, как психическое
образование, может легко преобразоваться в практическое действие. Благодаря экстериоризации мы можем наблюдать через внешние компоненты деятельности любые психические явления (процессы, свойства, состояние):
- намерения,
- цели,
- мотивы,
- различные познавательные процессы,
- способности,
- эмоциональные переживания,
- черты характера,
- самооценку и т. д.
Но для этого необходимо иметь очень высокий уровень психологической культуры.
Слайд 24Человек овладевает деятельностью в процессе обучения и воспитания. Под руководством
взрослых людей ребенок учится пользоваться предметами, правильно вести себя в
тех или иных жизненных ситуациях, социально принятым способом удовлетворять свои потребности и т. д. Именно в ходе освоения различных видов деятельности он и сам развивается как субъект и как личность. Социальность предметной деятельности выражается и в функциональном плане. При ее выполнении человек прямо или косвенно соотносится с другими людьми, которые выступают как ее содеятели и соучастники. Особенно ярко и отчетливо это прослеживается в условиях совместной деятельности, где функции ее участников определенным образом распределены. Учитывая, что в предметной деятельности всегда соприсутствуют другой человек, ее можно назвать содеятельностью.
Слайд 25Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной
цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед
собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.
Герой романа И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».
Слайд 26
Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его
деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.
Потребности - источник активности
личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.
Слайд 274. Виды потребностей
Потребности человека разнообразны. Выделяют потребности естественные (природные) и
социальные.
Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще
окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти потребности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и дыхании, он погибнет. Сексуальная потребность и потребность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потребность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребности в деятельности основывается так называемый сенсорный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.
Слайд 28Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К
числу социальных относятся: потребность в словесном общении с другими людьми,
потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические потребности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.
Слайд 29
Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он
действует именно так. В этом случае мы говорим о неосознанных
потребностях.
Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обществе. Важной нравственной потребностью является потребность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.
Если у ребенка или у взрослого человека возникли определенные потребности, то он всегда стремится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Поэтому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родителей, так и общества в целом.
Слайд 30
Потребности можно удовлетворять импульсивно (безвольно) или с помощью воли. При
импульсивном удовлетворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает
перед действием. Таким образом часто удовлетворяют свои потребности дети. При волевом удовлетворении потребностей человек действует сознательно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни.
Слайд 31Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности,
тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности
есть мотив деятельности. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны.
Слайд 32
В рассказе А.П. Чехова «Детвора» прекрасно показано, как одна и
та же деятельность может быть вызвана различными мотивами: «Папы, мамы
и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - копейка... Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он бы давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения наполняют его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня... играет в лото ради процесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корысти, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутываются!..»
Слайд 33Движение и действие
Любой вид деятельности связан с движениями.
Движение -
это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности;
оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародышевой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте.
Слайд 34Действия - более сложная часть деятельности.
Действия представляют собой совокупность движений,
которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия
всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пишем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).
Слайд 36Деятельность - это совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельности
как раз и состоит в тех целях и задачах, которые
реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. Например, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не
чтение, а подготовка к
экзамену, а чтение в
этом случае - действие,
которое включено в
деятельность.
Слайд 37Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления
личности большое значение имеют дальние цели, которые дают определенное направление
деятельности, показывают перспективу ее развития.
Слайд 38 Знания, умения, навыки
Знания о той области действительности, в которой она
осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Знания теснейшим образом связаны
с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.
Слайд 39Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях,
сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных
действий в различных условиях.
Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться
плавать. Рабочие
умения образуются
только в соответствую-
щей работе.
Например, умение слушать коллег:
Слайд 40Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате
упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая
профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.
Слайд 41К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в
сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски,
даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: пристально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его сознания, сами делают все, что надо».
Слайд 42
Выделяют следующие виды навыков:
- ходьба,
- бег,
- спортивные
навыки,
- письмо и пр.;
мыслительные (интеллектуальные):
- чтение,
-
вычисление,
- доказательство теорем,
- чтение чертежей,
- заучивание и пр.;
сенсорные, связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.);
- навыки поведения.
Слайд 43
От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями.
Но если навык -это умение, возможность произвести то или иное
действие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.
Слайд 44Психологическая характеристика деятельности
Успех или неуспех в деятельности
Понятие «успех» имеет двойное
толкование:
1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности
или создании ее продукта,
2) общественное признание достигнутой удачи.
Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.
Слайд 45«Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны!
- сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что
вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.
Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову».
Слайд 46Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на
мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку,
оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уровень, она в значительной степени формирует и самооценку.
Слайд 47Психологические условия позитивного оценивания деятельности своей и другого человека:
Оценка должна
быть результатом, а не целью деятельности.
Сравним двух преподавателей. Один очень
озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эрудицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссылки на источники, упоминание, иногда и вскользь, многочисленных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр.
Внимание другого преподавателя направлено на студентов: понятно ли им, интересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спорный вопрос, он радуется, если студенты в ответах дополняют те сведения, которые сообщал им он сам.
Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою очередь, зависит главным образом от того, насколько профессионально владеет своим делом.
Слайд 482. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной
обстановке.
Одни и те же задачи и проблемы являются субъективно
задачами и проблемами различной трудности, когда их приходится решать в различных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере.
При общем благоприятном отношении к человеку отрицательная оценка его действий или деятельности будет восприниматься без обиды, спокойно.
При общем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения и вызывает обиду и другие негативные реакции.
Слайд 493. Следует понимать, что оценка, направленная на личность в целом,
действует иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия
человека или на результат этих действий.
Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени зависит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родители, учителя.
Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош».
Слайд 50
Как учителю следует поддерживать самооценку учащихся?
Существует много приемов и способов,
назовем некоторые:
Отказаться от правила часто, с нажимом подчеркивать способности одних,
неуспехи других.
Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.
Не «пилить» и не ругать
при всем классе.
4. Замечать даже маленькие
успехи «слабых», но не
подчеркивать это резко
как нечто неожиданное.
Слайд 515. Называть всех детей по именам и добиваться этого в
общении детей друг с другом.
6. Постоянно подчеркивать, что отношения в
классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочисленных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.
7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражательно, и когда они видят, как учитель беседует с их одноклассником, то считают, что, следовательно, ему интересно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «неинтересному».
Слайд 528. Бережно относиться к женской гордости и к мужскому достоинству.
9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.
10. Уметь видеть
за внешними поступками и действиями мотивы поведения, отношения, деятельности.
11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удовлетворять ее.
12. Исключить ситуации в школьной жизни, способные вызвать у детей страх наказания.
13. Научиться воспитывать через радость, доверие, уважение.
Слайд 5314. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной
деятельности.
15. Принимать право ребенка на ошибку, на настроение, на безнаказанное
положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.
16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей, представлений.
17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального благополучия, ценности культуры, знания и здоровья.
18. Критически отнестись к самому себе при поиске причин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.
Слайд 54
5.Уровень притязаний и уровень достижений личности
Самооценка человека в решающей степени
складывается на основании успеха или неуспеха в значимой для него
деятельности и формирует тот или иной уровень притязаний личности на достижения в этой области. Реализованный в деятельности уровень притязания личности укрепляет ее самоуважение, нереализованный - разрушает или не дает возможности вообще сформироваться.
Слайд 55Американский психолог У. Джеймс вывел формулу самооценки, которую обозначал термином
«самоуважение»: «Наше довольство собой в жизни, - писал он, -
обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым - дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания:
Слайд 56При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать»
Слайд 57Таким образом, уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями:
- тенденцией
поддерживать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно
более высоком уровне;
- тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке.
Умение «примирить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям - одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности.
Слайд 58
Еще на один аспект отношения человека к деятельности и к
себе в этой деятельности необходимо обратить внимание: успех и неуспех
могут быть поняты по-разному - или как чисто личный успех или как успех коллектива, успех общественного дела.
Это зависит от мотивов деятельности: во имя чего человек работает. Великие люди потому, наверное, и становятся великими, что думают об успехе дела, которым они поглощены, а не о своем успехе и даже не о своей судьбе.
Например, оставляя Москву без боя в 1812 г., вопреки мнению большинства русских военачальников, вразрез с требованиями царя и правящих сфер Петербурга, мало того, вразрез с голосом большинства армии и народа, М.И. Кутузов рисковал своим личным успехом полководца, своей репутацией. Бессмертное величие М.И. Кутузова в том, что он не испугался страшной тяжести взятой на себя ответственности и сделал то, что по совести считал единственно правильным.
Слайд 59 Основные виды деятельности
Основным, исторически первым видом деятельности человека является
труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные
с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.
Слайд 61
Все основные виды деятельности - игра, учение, труд -присутствуют в
жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики
и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.
Слайд 62Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и
личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие
изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Слайд 63
Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника
- учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная
деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.