Слайд 2Подготовка к сочинению
Изучить критерии оценивания
Понять структуру работы
Научиться понимать тему сочинения
Тренироваться
в написании сочинений
Время: 3 часа 55 минут
Объём: от 350 слов
Слайд 3!
Критерии оценивания
Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов
– от 350.
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Не
допускается списывание сочинения
Критерий № 1 «Соответствие теме»
«Незачет» ставится только в случае, если
сочинение не соответствует теме или в нем не
прослеживается конкретной цели высказывания,
то есть коммуникативного замысла. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
!
!
!
Обязательно для получения ЗАЧЁТА!
Слайд 4Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»
Непонимание формулировки темы и
недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (часто: расширение темы до
уровня тематического направления),
Неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения,
нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы
Слайд 5Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Неумение сформулировать
главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части
высказывания,
Неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу,
искажение литературных текстов и фактические ошибки
Слайд 6Наиболее уместными способами привлечения литературного материала являются:
1)Комментированный пересказ содержания
литературного произведения,
2)Актуализация проблематики литературного произведения,
3) Аспектная характеристика литературного героя,
4)Обращение
к системе образов произведения,
5) Сопоставление фрагментов и героев разных произведений
Слайд 7Ошибки по критерию № 3
«Композиция и логика рассуждения»
Непродуманность структуры
и композиции сочинения, логические ошибки,
Отсутствие смысловых связей между основными частями
сочинения, особенно между вступлением и заключением
Слайд 8Структура работы
Введение
Основная часть
Заключение
Тезис
Доказательства
Вывод
Я правильно понял тему, выделил ключевые
слова, наметил план будущего сочинения (1 абзац)
Я рассуждаю на заданную
тему, выдвигаю тезисы и привожу доказательства; задаю вопросы и отвечаю на них.
Я анализирую, как эту тему раскрывал писатель или поэт в произведении, привожу примеры и делаю выводы .
(2-3 абзаца)
Я отвечаю на главный вопрос, предложенный в теме, акцентирую внимание на ключевых словах
(1 абзац)
Слайд 9Ошибки по критерию № 4
«Качество письменной речи»
Употребление слова в
несвойственном ему значении,
Употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы,
неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций,
Немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений,
Смешение лексики разных исторических эпох,
Нарушение лексической сочетаемости,
Употребление лишнего слова (плеоназм),
Речевые повторы (тавтология),
Необоснованный пропуск слова,
Порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения
Слайд 10Научиться понимать тему сочинения
Выделить ограничители в формулировке темы
Определить объём темы
Проанализировать,
какой языковой единицей представлена тема
Выделить ключевые слова, части, составить план
Слайд 11Направления тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
Отцы и дети
Мечта
и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
Слайд 12Работа с направлением «Отцы и дети»
Отцы и дети
«Данное направление обращено
к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений,
гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения».
Старики
Прошлое
Опыт
Традиции
Учат
Воспитывают
Молодёжь
Будущее
Смелость
Новое
Не подчиняются
Экспериментируют
Друзья-враги
Советы - непослушание
Семья
Воспитание
Дети похожи на родителей
Слайд 13Работа с направлением «Мечта и реальность»
Понятия «мечта» и «реальность» во
многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление
различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Мечта и реальность
Грёзы
Желание
Цель
Несбыточная
Идти за мечтой
Мечтатель
Романтик
Обыденность
Вернуться в реальность
Обыватель
Обычный
Грубая реальность
Мечта преобразует реальность
Мечтать=ставить цели
Мечтать = уходить от реальности
Реальность убивает мечту
Слайд 14Злость
Память
Упоение
Жить местью
Отомстить
Возмездие
Наказание
Прощение
Понимание
Благородство
Отказ от мести
Примирение
Гармония
Милосердие
Поступок
Образ жизни
Обстоятельства
Черты характера
Перерождение и преображение
В рамках
данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры,
связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Месть и великодушие
Работа с направлением «Месть и великодушие»
Слайд 15Работа с направлением «Искусство и ремесло»
Создание
Творчество
Красота
Эксклюзивность
Творец
Художник
Вдохновение
Воспроизводимость
Труд
Работа
Заработок
Привычное
Рутина
Искусство выше ремесла
Ремесленник
– это трудяга
Искусство облагораживает
Понимать искусство
Уважать ремесло
Темы данного направления актуализируют
представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Искусство и ремесло
Слайд 16Милосердие
Забота
Внимание
Спасать
Радовать
Воздастся
Злость
Выместить
Боль
Грубость
Страдание
Чёрствость
Свойство характера
Проявление свойств личности
Перерождение и возрождение
Данное направление нацеливает выпускников
на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему
живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Доброта и жестокость
Работа с направлением «Доброта и жестокость»
Слайд 17Тренируемся в написании сочинения
орфография и пунктуация авторские
у мужика было два сына
Проблемой идеального дома является его скоротечность.
Многие
авторы как Толстой писали цитаты
Примером счастливой любви, будет повесть "Ромео и Джульетта"
Мнение, что всегда ли любовь делает человека счастливым, разногласно.
Что не скажешь о дочери Марии, которая несмотря на строгое воспитание отца, имеет человеческие ценности
Любовь может быть к родителям, к животным, к Родине, к какому-либо человеку.
Швабрин же плевал на свою честь и достоинство
Слайд 18Тренируемся в написании сочинения
орфография и пунктуация авторские
Мое личное мнение
по данному вопросу является таким…
В качестве аргумента я приведу пример
произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Множество факторов мешало героям.
Подведя итог, хочется сказать…
Да, не хлебом единым жив человек!
Слайд 19Тренируемся в написании сочинения
Я прочитал произведение Рембранта «Блудный сын».
Слайд 20Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Какие события и
впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Отвечая на этот вопрос, сперва
(1) стоит разобраться – что значит взрослеть? Я считаю, что человек становится взрослым, когда попадает в такую среду, в которой ему самостоятельно приходится принимать решения, пользуясь лишь своим жизненным опытом.
Примеры взросления неоднократно проиллюстрированы в произведениях русской литературы (2). Роман Тургенева «Отцы и дети» является ярким примером этого процесса (3). Юный Аркадий Кирсанов приезжает к своему горячо любимому отцу Николаю и дядюшке (4) Павлу. Но приезжает не один, а со своим другом Базаровым, чьи нигилистические идеи возмущают Николая Кирсанова, а Павла (5), сторонника консерватизма, вовсе раздражают. Аркадий, в свою очередь, впечатлен мнением Базарова (6). Он всячески восхваляет друга, ставит его в пример, даже готов пойти на конфликт с отцом и дядей, лишь бы вырасти в глазах Базарова (7). Аркадию кажется, что это его взрослым и независимым человеком (8). Но младший Кирсанов слеп и глуп (9). Стать нигилистом у него не получилось, он воспитан иначе (10). И как рушатся его представления о жизни, когда сам Базаров говорит ему эти слова. Вот он – переломный момент, который заставил Аркадия повзрослеть (11). Теперь он сам принимает решение, а не слепо идёт на поводу чужих идей.
Так какие события и впечатления помогают человеку взрослеть? Ответ прост: человеку помогают повзрослеть впечатления, которые он получил и осознал самостоятельно, без вмешательства посторонних мнений, помимо впечатлений на процесс взросления влияют трудные ситуации, которые возникают в жизни каждого, решая эти сложные ситуации – набирается жизненный опыт (12), который помогает человеку взрослеть.
Слайд 21Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Какие события и
впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Отвечая на этот вопрос, сперва
(1) стоит разобраться – что значит взрослеть? Я считаю, что человек становится взрослым, когда попадает в такую среду, в которой ему самостоятельно приходится принимать решения, пользуясь лишь своим жизненным опытом.
Примеры взросления неоднократно проиллюстрированы в произведениях русской литературы (2). Роман Тургенева «Отцы и дети» является ярким примером этого процесса (3). Юный Аркадий Кирсанов приезжает к своему горячо любимому отцу Николаю и дядюшке (4) Павлу. Но приезжает не один, а со своим другом Базаровым, чьи нигилистические идеи возмущают Николая Кирсанова, а Павла (5), сторонника консерватизма, вовсе раздражают. Аркадий, в свою очередь, впечатлен мнением Базарова (6). Он всячески восхваляет друга, ставит его в пример, даже готов пойти на конфликт с отцом и дядей, лишь бы вырасти в глазах Базарова (7). Аркадию кажется, что это его взрослым и независимым человеком (8). Но младший Кирсанов слеп и глуп (9). Стать нигилистом у него не получилось, он воспитан иначе (10). И как рушатся его представления о жизни, когда сам Базаров говорит ему эти слова. Вот он – переломный момент, который заставил Аркадия повзрослеть (11). Теперь он сам принимает решение, а не слепо идёт на поводу чужих идей.
Так какие события и впечатления помогают человеку взрослеть? Ответ прост: человеку помогают повзрослеть впечатления, которые он получил и осознал самостоятельно, без вмешательства посторонних мнений, помимо впечатлений на процесс взросления влияют трудные ситуации, которые возникают в жизни каждого, решая эти сложные ситуации – набирается жизненный опыт (12), который помогает человеку взрослеть.