Слайд 1Опыт искусства
в философском осмыслении
Лаврухин А.В.,
Лекция 14
Слайд 2I. Искусство в античную эпоху
Период с III тыс. д.н.э до
I в. до н.э.: 3000 лет
Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства
была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.
В античной Греции процветали различные виды искусства (музыка, поэзия, театр), включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.
Слайд 3Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III—II тысячелетие до н.
э.).
Слайд 4Знали пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную,
владели лишь «цветным силуэтом»
Слайд 5Искусство гомеровской эпохи (11-9 вв. до н.э.)
Главным в искусстве этого
периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от
него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период.
Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы.
Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом.
Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение.
Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура.
Слайд 6Искусство гомеровской эпохи (11-9 вв. до н.э.)
Скульптура воина
Ваза
Слайд 7Пифагорейская числовая гармония
Пифагор и пифагорейцы (VI в. до н.э.) – «первооткрыватели
перформанса»: с пифагорейством и самой личностью Пифагора связано множество легенд
и чудесных историй, эпатирующих публику
Связь с культом Диониса. Дионис – это божество производительных сил природы, нашедших отражение в человеческой психике в том же буйном и творческом виде, в каком они существуют и сами по себе, независимо от человека. Культ Диониса – это оргиазм, экзальтация и буйный исступленный восторг. Трактуемая в свете этого культа, природа получает характер бесконечной мощи, творческого изобилия и вечно рождающей полноты жизни. Дионисийское и апполоническое начало в культуре.
Пифагору приписывается выражение «всё есть число». Свои числа пифагорейцы и понимали как творческую мощь бытия и жизни, идущую от нерасчлененных и хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму. Число у пифагорейцев трактуется и как оформленное, материалистически организованное тело, и как душа, которая является у них организующим принципом тела.
Слайд 8Числовая гармония и катарсис
Пифагору принадлежит открытие математических отношений, лежащих в
основе музыкальных интервалов. Ключевые тезисы: Красота имеется только там, где
осуществилась числовая гармония. Само искусство есть не что иное, как число и структура.
Числовая гармония – это синтез беспредельного и предела. В качестве таковой она в плане общеантичного телесно-жизненного толкования бытия создает:
космос, с симметрично расположенными и настроенными в определенный музыкальный числовой тон сферами;
2) души и все вещи, имманентно содержащие в себе количественно-гармоническую структуру.
Души получают гармоническое равновесие также и внутри самих себя путем катарсиса – очищающего, облагораживающего, умиротворения и исцеления человеческой души, а из вещей извлекаются элементарные акустические факты, тоже основанные на «гармоническом» подходе:
а) числовые отношения тонов (Гиппас),
б) связь высоты тона с быстротой движения и количеством колебаний, а также теория консонанса и диссонанса (Архит),
в) разные опыты разделения тонов (Архит и Филолай).
Слайд 9Искусство как мимезис
(подражание действительности)
Гераклит: красота не абсолютна, но относительна. Искусства -
это " подражание природе и по существу, и по форме»
Демокрит: «Телесная красота человека есть
нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум».
Т.о. доплатоновская философия удерживала эстетический предмет и опыт в пределах космоса
Слайд 10Общественная функция искусства
Калокагатийность: теоретики и писатели Древней Греции акцентировали внимание на
общественной функции искусства.
Показательна в данном аспекте сцена спора между Эсхилом
и Еврипидом из комедии Аристофана «Лягушки»: Эсхил выступает поборником трагедии, проникнутой гражданским, патриотическим пафосом. Он жалуется на падение нравов, общественного сознания в современном обществе, ответственность за это возлагая на театр, который перестал воспитывать людей в духе патриотизма, высоких гражданских добродетелей.
Эсхил утверждает принципы идеальной поэзии, «чуждающейся прозы жизни» и изображающей героев, сильных физически и духовно. Он настаивает на необходимости преувеличения добродетели, идеализации действующих лиц:
"И благородному характеру сама неизбежность нам велит для возвышенных мыслей и дел находить языком величавые речи".
Слайд 11Калокагатия (καλοκἀγαθία kalokagathía)
Калокагатия - гармоничное сочетание физических (внешних) и
нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности
Калокагатия была одновременно социально-политическим,
педагогическим, этическим и эстетическим идеалом.
Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить.
Слайд 12Статуя Дорифора –
канон мужской красоты
Слайд 13Классическое античное искусство (VI-Vвв. до н.э.)
Парфенон, 447-438 гг. д.н.э.
Дельфийский
возничий, 475 г. д.н.э.
Слайд 14Платон: искусство – это обман («тень тени»)
Признавая исходную античную предпосылку
- искусство есть подражание природе - Платон отказывал искусству в
праве на существование, поскольку художник подражал не идеалам, а только их чувственным, несовершенным копиям, искусство – это «тень тени».
Искусство не может проникнуть в сущность явлений: : «...начиная с Гомера, все поэты являются (простыми) подражателями призраков добродетелей и прочих вещей, о которых они слагают стихи, что (самой) истины они не касаются...» («Государство», 41,97).
Художественное творчество - труд ненужный, вводящий людей в обман и заблуждение. Платон не допускает в свое " образцово построенное государство" ни живопись, ни пластику, ни поэзию.
Исключение Платон делает лишь для религиозных гимнов, которые, по его мнению, непосредственно приобщают слушателей к миру идей.
Поистине прекрасно только Благо: тем самым Платон выводит прекрасное за пределы космоса, в мир постижимых интеллектом идей
Слайд 15Аристотель: искусство как творческий опыт создания возможной (вероятной) действительности
Аристотель рассматривал
поэзию как деятельность подражательную, но, в отличие от Платона, он полагал, что поэт
изображает не бледные копии идей, а явления, вполне реальные по своей сущности.
Искусство - это подражание как акт творческий, созидающий нечто отличное от того, что встречается в жизни: в " Поэтике" говорится о необходимости подражать не единичному и случайному, а вероятному.
Аристотель признавал большую роль домысла в творческом процессе: художник изображает не то, что есть, а то, " что возможно по вероятности", т. е. он домысливает изображаемое.
Слайд 16Феномен поэтического обобщения
Поэзия, по Аристотелю, философичнее и серьезнее истории: поэт излагает
не столько случившееся, сколько то, что могла бы случиться по вероятности и необходимости, он стремится проникнуть
в логику человеческих характеров и с помощью фантазии представить обусловленные ими человеческие поступки.
Поэт сосредотачивает внимание на общем, а не единичном: искусство должно рассказывать не случайные, а необходимые действия людей, вызванные определенными причинами:
«Общее состоит в том, что человеку такого-то характера следует говорить или делать по вероятности или по необходимости, — к чему и стремится поэзия, придавая героям имена.» («Поэтика», 42,68).
Аристотель видел задачу поэта в раскрытии общих, закономерных черт, поведении людей, обосновывая тем самым большую познавательную роль художественного творчества.
Слайд 17Трагедия как универсальный опыт искусства
Трагедия – хор козлоподобных сатиров (τραγῳδία,
tragōdía, буквально — «песня козла», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή,
ōdè — «песнь»).
Возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису и сохранила печать ритуально-религиозного действа.
Греческая трагедия есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности.
«Трагедия, вызывая путем живого, напряженного, драматического действия страх, гнев, сострадание заставляет зрителя переживать душевное волнение, как бы совершает " очищение" (" катарсис") его души, возвышая и воспитывая. "
Все искусства различается друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, как подражают. Искусство, подражающее в ритме — это танец, в звуке (гармонии ) - музыка, в слове — поэзии ( художественная литература ).
Слайд 19Катарсис как эффект опыта искусства
Трагедия «при помощи сострадания и страха
производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им)
аффектов» («Поэтика», VI)
Термин «катарсис» употреблялся многозначно:
в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний),
этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств),
физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения),
медицинском (излечение от недуга: освобождение тела от какой-либо вредной материи или души от «скверны» и болезненных аффектов).
Слайд 20Искусство эпохи эллинизма
(III в д.н.э.- последние десятилетия I в.
д.н.э.)
Исключительно интенсивное развитие всех художественных форм, связанных и с греческими,
и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени.
Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов».
Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура.
Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.
Слайд 21Примеры искусства эпохи эллинизма
Лаокоон
Мавзолей в Геликарнасе, 351 г. д.н.э.
Слайд 22Выводы по античной рефлексии об опыте искусства
Искусство как технэ (ремесло):
мастер-гончар или кузнец ничуть не хуже архитектора, скульптора или художника.
Произведение искусства – не для любования и наслаждения, но для дела (функции)
В то же время имело место деления искусств на свободные (только для свободных граждан – науки и интеллектуальные искусства) и служебные (ремесла, требующие приложения физических (в том числе рабских) усилий. Первые - высокие, вторые – низкие (живопись, скульптура, архитектура).
Связь с религиозным культом (Диониса и Аполлона), сакральным
Является опытом очищения от аффектов и страстей, преображения, умиротворения (катарсис) и гармонизации с космосом
Искусство – это мимезис (подражание) действительности
Является опытом постижения мира и трансляции мирового порядка (через презентацию числовой гармонии в музыке, трагедии, пропорциях в скульптуре и архитектуре)
Имеет созидательную функцию: создаёт мир возможного, вероятного
Слайд 23II. Искусство в Римскую эпоху
Период с 8 в. до н.э.
по 5 в н.э.: ок.1000 лет
Подражательный характер: римляне преклонялись
перед греческим искусством всех эпох и направлений, вывозили тысячи оригиналов и копировали их в еще большем количестве. Вдобавок то, что создавалось в самом Риме, было явным подражанием греческим образцам, а многие работавшие там скульпторы и художники, начиная с времен республики и заканчивая эпохой крушения империи, были греческого происхождения.
Виды искусства, имеющие оригинальный характер в Римскую эпоху: архитектура, мозаика, скульптурный портрет, прикладное искусство
Слайд 24Колизей – образец общественного характера римской архитектуры
Слайд 25Триумфальная арка Тита (81г. Н.э.) – пример римской организации публичного
пространства
Слайд 26Стоицизм об искусстве
Стоики (4 в.д.н.э. – 3 в.н.э.) высоко ценили
искусства, приносящие пользу человеку (науки и ремесла в современном понимании),
а также служащие добродетели, и с пренебрежением относились к неутилитарным (собственно искусствам в современном смысле), полагая, что от них может быть даже вред человеку, ибо они отвлекают людей от полезной деятельности на благо государства.
Слайд 27Мозаика - неизменный атрибут каждого зажиточного римлянина
Слайд 28Римский эпикуреизм
Лукреций «О природе вещей»: признавая наслаждение высшим благом человека,
философ ставит главную задачу жизни - его следует искать в
отсутствии страданий.
Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни: после смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.
Произведение искусства – то, что способствует достижению высшего блага и возводит его на качественно более высокую ступень.
Слайд 29Портретный бюст – пример римского реализма
Женский портрет, конец 1 в.
н.э., мрамор
Портрет Вителлия, 68-69гг.н.э., мрамор
Слайд 30Неоплатонизм об искусстве
Основатель неоплатонизма Плотин (III в.): искусства не просто
подражают предметам природы, но “проникают в принципы”, которые лежат в
основе самой природы.
Произведения искусства подражают не просто видимому, но восходят к смысловым сущностям (logoys), из которых состоит и получается сама природа.
Они многое созидают и от себя: именно они прибавляют к так или иначе ущербному [свои свойства] в качестве обладающих красотой.
Главной задачей таких искусств, как музыка, поэзия, живопись, скульптура, архитектура является созидание прекрасного: красота искусства – это один из путей возвращения человека из нашего несовершенного мира в мир абсолютный.
Для реализации задачи в живописи мыслитель наметил даже целую систему правил, в соответствии с которой предметы следует изображать такими, какими они выглядят вблизи, при ярком освещении, используя локальные цвета, во всех подробностях и без каких-либо перспективных искажений, избегая теней и изображения глубины: только таким способом может быть выявлена “внутренняя форма” вещи.
Слайд 31Внутренняя форма вещи
– римская калокагатия
Слайд 32Выводы по эпохе Римской империи
Искусство продолжает оставаться techne, однако, в
силу его подражательности и аристократизма, появляются элементы гедонистического отношения и
социальной «инструментализации» искусства: бесполезными и нефункциональными артефактами античной культуры наслаждаются и считают атрибутом социального статуса (мозаика, скульптурный портрет)
Архитектура как доминирующий род аутентичного римского искусства делает акцент на гражданской, публичной, общественной techne (функциональности) искусства – оно призвано поддерживать в гражданах Рима дух virtus, ценности и принципы римской империи. Опыт искусства приобретает преимущественно гражданский, общественный и политический характер
Искусство сохраняет черты сакральности, которая как бы вынесена в публичное пространство: публичные жертвоприношения (битвы гладиаторов), скульптурные портреты предков (знак родства)
В портретных бюстах характерная для античности тенденция подражания действительности приобретает специфически римский характер индивидуализированного реализма.
Дали историческое определение делению искусств на свободные и служебные:
В энциклопедическом трактате “О браке Филологии и Меркурия” Марциана Капеллы (1-я пол. V в.) приводится система семи свободных искусств, которая стала традиционной для западного Средневековья. Свободные искусства подразделялись на “тривий” (грамматика, риторика, диалектика) и “квадривий” (музыка, арифметика, геометрия и астрономия).
К служебным, или “механическим”, искусствам относили музыку как исполнительское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, различные ремесла.