Слайд 1Тема 4.4 Технологии таможенного контроля товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом
Цели:
формирование понятийного аппарата и обобщенного представления о технологии таможенного контроля
товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом
Задачи
Рассмотреть и изучить:
Международное и российское законодательство, регулирующее совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля при международных морских (речных) перевозках
Последовательность контрольных действий прибывающих/убывающих на таможенную территорию ЕАЭС товаров водным транспортом
Действия должностных лиц при прибытии/убытии судов, а также товаров
и транспортных средств, перемещаемых этими судами,
на/с таможенную территорию
Слайд 2Водный транспорт – вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по
водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так
и искусственным (каналы, водохранилища).
Морской порт – это совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового лова, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Слайд 3Нормативное регулирование международных перевозок товаров морским (водным) транспортом
Международный уровень
Конвенция
по упрощению международного морского судоходства (1965 г.).
Конвенция Организации Объединенных
Наций о морской перевозке грузов 1978 года
Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.)
Слайд 4Нормативное регулирование международных перевозок товаров морским (водным) транспортом
Наднациональное законодательство
Таможенный кодекс
ЕАЭС
2. Решения КТС , Коллегии ЕЭК:
от 20.05.2010 № 260
"О формах таможенных документов";
от 18.06.2010 № 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации";
от 17.08.2010 № 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита";
от 7 февраля 2018 г. N 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза»
10 апреля 2018 года №51 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом»
Слайд 5Нормативное регулирование международных перевозок товаров морским (водным) транспортом
Национальное законодательство
Кодекс торгового
мореплавания Российской Федерации
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Приказ ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 (с изм. от 17.02.2004) "Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами"
Приказ ФТС России от 19 июля 2013 г. № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами»
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 22 декабря 2009 г. N 247 г. Москва "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации«
Приказ ФТС России от 30.08.2019 № 1377 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении»
Слайд 6Последовательность контрольных действий прибывающих на лиц, транспортных средств, грузов, товаров
и животных
(Приказ Министерства транспорта РФ от 22 декабря 2009
г. N 247 г. (Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации……в морских и речных (озерных) ПП)
1) Капитан судна (судовладелец) – подача предварительной заявки на прибытие судна в администрацию порта (передается за 72 часа, подтверждается за 24 часа, а при длительности перехода менее 72 часов - до выхода судна из порта убытия).
2) Администрация порта:
передача предварительной заявки на прибытие судна в государственные контрольные органы;
информирование капитана судна о месте стоянки судна;
уведомление государственных контрольных органов о времени прибытия судна и месте его стоянки за 4 часа до прибытия судна.
3) Капитан судна (судовладелец):
передача в таможенный орган предварительной информации в соответствии с таможенным за-конодательством;
передача должностному лицу таможенного органа документов, предусмотренных ст.89 ТК.
4) Должностные лица таможенного органа и органов санитарно-карантинного, ве-теринарного, карантинного фитосанитарного контроля – принятие решения о необ-ходимости участия в государственном контроле судна при прибытии судна.
5) Судовладелец – доставка на судно должностных лиц заинтересованных государственных кон-трольных органов, принявших решение проводить государственный контроль на борту судна.
Слайд 7ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО КОНТРОЛЮ СУДНА, ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
1) санитарно-карантинный контроль
судна, членов экипажа судна:
– оценка информации, получаемой от экипажа судна, до
его прибытия согласно представленным документам;
– проверка документов в части, касающейся санитарно-карантинного контроля лиц и судна;
– визуальный осмотр судна, опрос членов экипажа судна, пассажиров;
– принятие решения о предоставлении (непредоставлении) судну права свободной практики;
– опрос (анкетирование) членов экипажа судна, пассажиров о состоянии их здоровья;
– термометрия членов экипажа судна;
– направление на медицинский осмотр лиц при наличии жалоб на состояние здоровья;
– санитарный досмотр судна;
2) пограничный контроль судна и членов экипажа судна:
– опрос капитана судна;
– проверка записи в судовом журнале о досмотре судна экипажем;
– проверка документов, принятие решения о пропуске через государственную границу РФ членов экипажа судна;
– информирование капитана судна о членах экипажа судна, которым сход на берег не разрешен;
3) ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль - проверка соответствующих до-кументов и информирование должностного лица таможенного органа о возможности пропуска;
Слайд 8ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО КОНТРОЛЮ СУДНА, ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА
4) таможенный контроль
судна, судовых припасов и личных вещей членов экипажа:
– проверка достоверности сведений,
содержащихся в документах;
– наложение средств таможенной идентификации на помещения, в которых находятся табачные изделия и алкогольные напитки, оружие, лекарственные средства, товары, не предназначенные для выгрузки в дан-ном порту;
5) совместный осмотр (досмотр) помещений, судовых припасов, и личных вещей членов экипажа должностными лицами заинтересованных государственных контрольных органов;
6) принятие решения должностными лицами государственных контрольных органов о пропуске суд-на, судовых припасов и личных вещей членов экипажа через государственную границу РФ.
7) информирование капитана судна и передача документов, оформленных в соответствии с за-конодательством РФ.
Слайд 9ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО КОНТРОЛЮ ПРИБЫВШИХ НА СУДАХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ,
ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ
1) проверка документов у водителей транспортных средств, экспедиторов
и других лиц, сопровож-дающих транспортные средства, грузы, товары и животных, принятие решения о пропуске указанных лиц че-рез государственную границу РФ;
2) осмотр транспортных средств прибывших на судах должностными лицами пограничного орга-на;
3) транспортный контроль должностными лицами таможенных органов:
– проверка весовых и габаритных параметров ТС;
– сверка государственных регистрационных номеров;
– проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано ТС;
– проверка необходимых документов;
– выдача уведомления об уплате установленных сборов;
– выдача учетных талонов в установленных случаях;
4) санитарно-карантинный контроль – проверка должностными лицами таможенного органа до-кументов и принятие решения о возможности ввоза/запрете ввоза подконтрольных товаров;
5) ветеринарный надзор – проверка должностными лицами таможенного органа документов, не-обходимых для осуществления, и принятие решения о возможности ввоза/запрете ввоза подконтрольных то-варов;
Слайд 10ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО КОНТРОЛЮ ПРИБЫВШИХ НА СУДАХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ,
ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ
6) проверка достоверности заявленных таможенному органу сведений, содержащихся
в документах, и осуществление других действий по таможенному контролю в отношении прибывших на судах транс-портных средств, грузов, товаров;
7) совместный осмотр (досмотр) прибывших на судах транспортных средств, грузов, товаров и животных должностными лицами заинтересованных государственных контрольных органов и при необходимости отбор проб (образцов) для исследования;
8) принятие решения должностными лицами государственных контрольных органов о пропуске при-бывших на судах транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ;
9) информирование и передача грузовладельцу документов, оформленных в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации.
Слайд 11ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО КОНТРОЛЮ ПРИБЫВШИХ НА СУДАХ
ПАССАЖИРОВ И ТОВАРОВ
(БАГАЖА)
1) санитарно-карантинный контроль при наличии рисков в области санитарно-эпидемиологического благополучия
населения:
проверка медико-санитарных документов и журналов регистрации обращений за медицинской помощью;
принятие решения о необходимости проведения санитарного досмотра транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотра на наличие носителей и переносчиков инфекции (грызунов, комаров) или следов их пребывания;
осмотр лиц (опрос, термометрия);
введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больного, подозрительного на заражение опасными инфекционными болезнями;
информирование должностного лица пограничного органа о возможности пропуска пассажиров через границу Российской Федерации;
2) проверка документов у пассажиров должностными лицами пограничного органа, принятие решения о пропуске пассажиров через государственную границу РФ;
3) проверка багажа пассажиров должностными лицами органов санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля документов и (при необходимости и наличии в багаже пассажиров товаров, подлежащих указанным видам контроля);
4) проверка документов и багажа должностными лицами таможенного органа пассажиров на соответствие требованиям таможенного законодательства;
5) принятие решения должностными лицами государственных контрольных органов о пропуске то-варов (багажа пассажиров) через государственную границу РФ.
Слайд 12Типовая схема организации пропуска через государственную
границу Российской Федерации лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных
(озерных) пунктах пропуска
(Приказ Министерства транспорта РФ от 22.12.09 г. № 247)
Последовательность контрольных действий убывающих с территории РФ :
лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных
Членов Экипажа При Убытии
Прибывших На Судах Транспортных Средств, Грузов, Товаров И Животных При Убытии
Прибывших На Судах Пассажиров И Товаров (Багажа) При Убытии
Слайд 13Приказ ФТС России от 30.08.2019 № 1377 «Об утверждении Административного
регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии)
товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении»
При осуществлении государственного контроля осуществляются следующие административные процедуры (действия):
1 этап - проверка представленной предварительной информации;
2 этап - регистрация уведомления о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС, а также документов и сведений, представленных при убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС;
3 этап- проверка наличия документов и сведений (установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза);
4 этап - проверка документов и сведений, в т.ч. принятие мер по минимизации рисков, указанных в профилях рисков.
Слайд 141. Проверка представленной предварительной информации
Основанием для начала выполнения административной процедуры
является подача перевозчиком предварительной информации (согласно решения ЕЭК от 10
апреля 2018 г. N 51 ).
Должностное лицо таможенного органа осуществляет проверку представленной перевозчиком предварительной информации, в том числе с применением системы управления рисками, и принимает предварительные решения не позднее 1 часа до прибытия судна, а в случае если время перевозки и (или) буксировки судна между портами составляет менее 6 часов, - в течение 10 минут до планируемого прибытия судна.
При представлении перевозчиком документов и сведений в электронном виде в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов) представление документов на бумажном носителе не требуется.
Ответственным за выполнение административной процедуры является должностное лицо, осуществляющее проверку предварительной информации.
Слайд 152. Регистрация уведомления о прибытии товаров и транспортных средств на
таможенную территорию ЕАЭС, а также документов и сведений, представленных при
убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС
Основанием для начала административной процедуры является представление перевозчиком уполномоченному должностному лицу регистрационного номера предварительной информации либо документов и сведений, установленных положениями статей 88 и 92 Кодекса Союза.
При этом должностные лица в течение 30 минут с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших водным транспортом на территорию Российской Федерации, с использованием ЕАИС таможенных органов фиксируют дату и время уведомления о прибытии в журнале регистрации уведомлений о прибытии
В случае предоставления перевозчиком документов и сведений на бумажных носителях должностное лицо проставляет номер уведомления о прибытии либо номер сообщения об убытии в правом верхнем углу экземпляра общей декларации, который заверяет подписью и оттиском ЛНП.
Слайд 162. Регистрация уведомления о прибытии товаров и транспортных средств на
таможенную территорию ЕАЭС, а также документов и сведений, представленных при
убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории ЕАЭС
Срок регистрации не может превышать 30 минут с момента представления перевозчиком документов и сведений.
Ответственным за выполнение административной процедуры является должностное лицо, фиксирующее дату и время уведомления о прибытии либо осуществляющее регистрацию документов и сведений, представленных перевозчиком.
Результатом административной процедуры является регистрация уведомления о прибытии или сообщения об убытии.
Способом фиксации результата административной процедуры является внесение сведений о принятом решении в штатное программное средство.
Слайд 173. Проверка наличия документов и сведений
(установленных статьями 89 и
92 Кодекса Союза)
Основанием для начала проверки документов и сведений является
наличие зарегистрированного уведомления о прибытии либо сообщения об убытии посредством ЕАИС таможенных органов.
Должностное лицо проверяет наличие документов и сведений, установленных законодательством.
При этом проставление отметок не требуется.
Срок административной процедуры не может превышать 60 минут с момента регистрации уведомления о прибытии (сообщения об убытии).
Результатом административной процедуры является установление факта нарушения права ЕАЭС и Законодательства о таможенном регулировании в части проверки наличия или отсутствия документов и сведений, установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза.
Способом фиксации результата административной процедуры внесение сведения об установленном факте в штатное программное средство.
Слайд 18Документы и сведения контролируемые таможенными органами при перемещении товаров морским
(речным) транспортом
Документы:
- Общая декларация
Декларация о грузе
Декларация о судовых припасах
Судовая
роль
Декларация о личных вещах экипажа
Список пассажиров
Документы, сопровождающие МПО при их перевозке, определенные актами ВПС
Транспортные (перевозочные) документы, если сведения о товаре, не содержатся в декларации о грузе
Слайд 19Документы и сведения контролируемые таможенными органами при перемещении товаров морским
(речным) транспортом
Сведения:
О регистрации судна и его национальной принадлежности
Наименование и описание
судна
Фамилия капитана
Фамилия и адрес судового агента
О количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство дата и место рождения, порт посадки/высадки
О количестве и составе членов экипажа
Наименование порта отправления и порта захода судна
Наименование, общее количество и описание товаров
О количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров
Наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров
Номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары подлежащие выгрузке в этом порту
Наименование судовых припасов
Описание размещение товаров на судне
О наличии (отсутствии) МПО, товаров ввоз которых запрещен или ограничен, лекарственных средств или опасных товаров – оружия, боеприпасов
Слайд 204. Проверка документов и сведений.
Административная процедура проверки документов и сведений
включает в себя контроль соблюдения актов права ЕАЭС и законодательства
Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров, и проверку представленных перевозчиком документов и сведений, в том числе с использованием СУР.
При контроле соблюдения актов права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров, должностное лицо проводит проверку представленных документов и сведений на наличие (отсутствие) сведений о товарах, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз которых с территории Российской Федерации запрещен либо ограничен.
Слайд 214. Проверка документов и сведений.
В случае наличия товаров, ввоз или
вывоз которых запрещен с территории Российской Федерации, либо отсутствия документов,
подтверждающих соблюдение ограничений на товары, ввоз или вывоз которых с территории Российской Федерации ограничен, должностным лицом с использованием ЕАИС таможенных органов принимается решение о запрете ввоза (вывоза) таких товаров.
В случае невозможности вывоза товаров, ввоз которых на таможенную территорию запрещен или ограничен, или неосуществления их немедленного вывоза товары подлежат задержанию и с ними производятся действия в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
Решение, принятое таможенным органом в соответствии с данным пунктом, автоматически направляется перевозчику и оператору морского терминала с использованием ЕАИС ТО
Слайд 224. Проверка документов и сведений.
Срок административной процедуры устанавливается исходя из
количества наименований перемещаемых товаров (1 минута по каждому наименованию товаров),
а также времени, необходимого для применения мер по минимизации рисков, в соответствии с правом ЕАЭС и Законодательством о таможенном регулировании.
Время, необходимое для проведения или завершения отдельных форм таможенного контроля, иных мер по минимизации рисков, устанавливается в соответствии с правом ЕАЭС и Законодательством о таможенном регулировании.
Проверка представленных перевозчиком документов и сведений, в том числе представленных в рамках предварительной информации, на соответствие профилям рисков осуществляется должностным лицом с использованием ЕАИС таможенных органов после регистрации должностным лицом уведомления о прибытии или сообщения об убытии, а также загрузки в ЕАИС таможенных органов отдельных видов профилей рисков и (или) выявления должностным лицом необходимости применения мер по минимизации рисков (часть 2 статьи 313 Федерального закона).
Слайд 234. Проверка документов и сведений.
В случае выявления несоответствия сведений, содержащихся
в ЕАИС таможенных органов, информации, содержащейся в документах и сведениях,
представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются должностным лицом при принятии решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.
При проверке документов и сведений, представленных перевозчиком, должностное лицо в случаях, определенных с использованием СУР, осуществляет организацию и применение форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, предусмотренных правом ЕАЭС и Законодательством о таможенном регулировании.
В качестве мер по минимизации рисков используются:
Формы таможенного контроля;
Использование средств идентификации товаров;
Использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов;
Меры по обеспечению соблюдения законодательства.
Слайд 244. Проверка документов и сведений.
По результатам СТО И ТК товаров
перемещаемых водным транспортом принимается решение о запрете или разрешении ввоза
товаров.
Критерием для принятия решений о разрешении или запрете ввоза товаров является наличие или отсутствие полной и достоверной информации, представленной в документах, и сведений, установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза.
Результатом СТО и ТК является установление факта наличия (отсутствия) нарушения права ЕАЭС и Законодательства о таможенном регулировании.
Способом фиксации результата СТО и ТК является внесение сведений об установленном факте в штатное программное средство.