Слайд 1СИПКРО
Итоговое сочинение (методические рекомендации по написанию и проверке)
Слайд 2Требование №1:
Объем итогового сочинения
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное
количество слов в сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее
250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 3Как подсчитывать слова?
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например,
«всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы
с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности, цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Слайд 4Требование №2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не
допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение
по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 2 и «НЕЗАЧЕТ» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 5КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Соответствие теме
Аргументация. Привлечение литературного материала
Композиция и логика рассуждения
Качество
письменной речи
Грамотность
Слайд 6Критерий №1
Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен
рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает
на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 7Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала
Данный критерий нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Слайд 8Критерий №2
Аргументация. Привлечение литературного материала
«Незачет» ставится при условии, если сочинение
написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено
содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 9Критерий №3
Композиция и логика рассуждения
Данный критерий нацеливает на проверку умения
логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение
между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 10Критерий №4
Качество письменной речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику
и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 11Критерий №5
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии,
если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических и пунктуационных.
Слайд 12ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
1. Вступление
2. Тезис
3. Связка
4. Аргумент №1
5. Микровывод
6. Связка
7.
Аргумент №2
8. Микровывод
9. Заключение
Слайд 13КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ
Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Что
такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит
быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Необходимо дать ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого достаточно.
Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
Не следует увеличивать объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который необходимо доказать.
Слайд 14КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному
тексту сочинения по содержанию.
Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив
проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
Слайд 15КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно:
- подвести итог всего рассуждения;
- использовать
уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения;
- дать краткий и
точный ответ на вопрос темы.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.
Слайд 16КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС
Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
Если тема сочинения
дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на
вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это интерпретация высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить, обогатить новыми смыслами.
Слайд 17ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ
Аргумент должен подтверждать тезис
Количество аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но
в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках
темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки, количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
Качество аргумента. Необходим анализ и рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису.
Слайд 18Вступление: Можно долго спорить о том, лечит время или нет.
Кто-то скажет, что лечит. Кто-то скажет, что нет, и все
будут правы. Но нельзя терять надежды на то, что с течением времени уменьшится боль и человек начнёт «выздоравливать».
Основная часть: В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова переживает смерть любимого человека – Андрея Болконского. Она не хочет никого видеть, ни с кем разговаривать, так как считает, что никто не сможет разделить с ней её горе. Автор с болью пишет о том, как Наташе не могут помочь ни врачи, ни родные. Выздоровление приносит время. Лишь оно помогло свыкнуться с мыслью о смерти князя Андрея, притупило боль. Вслед за этим к Наташе приходит душевное спокойствие, новая любовь к Пьеру Безухову и счастье. Этот пример помогает понять, что время – лучший лекарь.
ТЕМА: Можно ли утверждать, что время лечит?
Слайд 19Продолжение сочинения
Однако боль от потери близких людей может быть такой
сильной, что остаётся с человеком навсегда. Об этом пишет в
рассказе «Судьба человека» М. Шолохов. Главный герой произведения Андрей Соколов потерял во время Великой Отечественной войны всю свою семью. Автор указывает на такую деталь в портрете героя, как глаза, будто «присыпанные пеплом». Время не может исцелить рану, но у героя появляется надежда на то, что он справится с горем, когда он встречает мальчика-сироту и заменяет ему отца. М. Шолохов подводит читателя к мысли о том, что пусть время не может до конца «вылечить» душу, но оно может помочь обрести веру в жизнь.
Слайд 20Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, время действительно
лечит израненную человеческую душу, притупляя боль от страданий и невозможности
изменить случившееся. Все мы должны помнить о том, что нельзя отчаиваться, надо верить в то, что жизнь каждого из нас уникальна, а время помогает понять, к чему должен стремиться человек, чтобы обрести счастье и смысл своего существования.
Слайд 21ЧТО ТАКОЕ «СВЯЗКА» И «МИКРОВЫВОД»
Связка - это переход от одной
мысли к другой (от одной части сочинения к другой) Необходимо
плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое предложение.
Микровывод – вывод после примера из литературного произведения, в котором будет объяснено, как именно данный пример подтверждает тезис.
Слайд 22ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИя
по рекомендациям экспертов ФИПИ
Слайд 23ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Отсутствие связок между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной
частью сочинения и заключением.
Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности
должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
Слайд 24ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и
основной мыслью.
Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Заключение должно
обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой.
Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.
Слайд 25ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки
ключевого тезиса, который будет доказан.
Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру
сочинения. Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают или неубедительно и поверхностно подтверждают тезис.
Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
Слайд 26ТИПИЧНЫЕ ОШИБКи
Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие
абзацев.
Неумение оперировать абстрактными понятиями.
Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на
основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.