Слайд 1Типы национальных культур
Доктор филологических наук,
профессор
Анатолий Прокопьевич Чудинов
Слайд 2 Типология культур – тема сложная и опасная. Многие
считают , даже запретная.
Мой научный руководитель советовал: «В
большой аудитории никогда не затрагиваем темы…..». Угадайте, какие именно!
То о чем мы сейчас будем говорить неоднозначно, до сих пор эта тема служит предметом сомнений, дискуссий и обвинений. Но говорить об этом в педагогическом ВУЗе считаю важным.
В СССР считалось – что надо воспитывать пролетарский интернационализм… 70 лет воспитывали, но не все успели…
Слайд 3Множество классификаций
Много дискуссий
Все весьма относительно
Границы диффузны
Чрезвычайно интересно, особенно:
Соотношение классификаций языков
и культур?
Соотношений религии и культуры?
Социальное развитие…
Богатые и бедные…
Традиционные и новые
(Израиль? США?)
Слайд 4Низкоконтекстные и высоко-контекстные культуры (Эдв.Холл)
В низкоконтекстных культурах основная
информация передается вербально, принято точное и детальное описание, не предполагающее
вариантности понимания. Ответственность за это несет субъект (адресант) коммуникации.
Культурная предпосылка такого подхода – индивидуализм, свобода, мобильность.
Новый человек легко встраивается в коллектив,
Т.к. существуют законы, инструкции, приказы.
Типичные примеры США, Германия, Швеция
Слайд 5Высококонтекстные культуры
В японской, арабской, китайской, индийской средиземноморской культурах существует множество
неписанных правил, традиций, условностей, вариантов этикета, интонации.
Важное значение имеют
личные связи, опыт общения. Борются с коррупцией… Непотизм…
Вербальное сообщение часто допускает различное понимание и многое зависит от невербалики, паравербалики и дискурса.
Очень важны происхождение, субординация, статус,
«сохранение лица», внешняя бесконфликтность.
Россия???
Слайд 6Какой культуре соответствуют следующие сентенции? Докажите, что это не синонимы.
Разрешено
все, что не запрещено
Запрещено все, что не разрешено
Почему англичане не смогли понять прецедентную фразу «Суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения»? (князь Петр Вяземский? Салтыков-Щедрин?)
Обязаны ли российские, американские и китайские студенты выполнять домашние задания, соблюдать дресс-код и скрывать свои романтические отношения?
Джалиль: Я четыре года учил юного миллиардера и не знал об этом.. Все студенты ун-та должны жить в общежитии. Прогул – это ЧП.
Слайд 7Монохронные и полихронные культуры
Монохронные культуры (Германия, США,
Скандинавия) – детальное планирование времени, сосредоточенность в каждый отрезок времени
на одной задаче, иногда вопреки складывающейся ситуации.
Время течет равномерно, дела нужно планировать, а планы – выполнять. Сначала делаю запланированное, а иное – если останется время. И очень не люблю форс-мажор и просьбы…
Рабочий день с 9 до 17.30. Что обещаю, то делаю, а чего не делаю - того не обещаю.
Слайд 8Полихронные культуры
Арабские страны, Испания, Италия.
Сосредоточенность на людях и
задачах при некотором пренебрежении к выполнению обещаний, соблюдению графиков и инструкций.
Делаю сначала: интересное, важное, для хорошего человека.
Время циклично: не получилось в среду, получится в следующую среду. Зачем спешить?
Россия??? Инструкция для бизнеса: «В России обещания выполняются или очень быстро или о них приходится напоминать (но это не всегда помогает)»
Слайд 9Фонс Тромпенаарс. Эмоциональная открытость и сдержанность
В Японии, Китае,
Великобритании чувства принято скрывать: стоически переносить трудности и не афишировать
положительные эмоции.
В Латинской Америке и Средиземноморье принята эмоциональная открытость. Иное воспринимается как лицемерие.
А в России? Осуждаем неискренность. Любим жаловаться и осуждаем хвастовство…
Как дела? Русские: плохо, так себе. Американцы: хорошо! Китайцы и японцы: хорошо!
Слайд 10Фонс Тромпенаарс, Г.Хофстеде: Индивидуализм и коллективизм
В США индивидуализм, карьеризм
– положительные характеристики, а в Японии и Китае – отрицательные.
В США особенно ценятся личные успехи, достижение цели, а в Японии и Китае - принадлежность к коллективу, участие в решение общих задач.
В.Овчинников: водитель автомобиля в компании «Асахи» на вопрос о работе в Японии ответит: «Работаю в «Асахи», а в Англии – «Работаю водителем». А в России?
Слайд 11Коллективизм – принадлежность к группе
«Как бедный шут о злом своем
уродстве, я повествую о своем сиротстве.
За князем – род, за
серафимом – сонм, за каждым тысячи таких как он,
Чтоб, пошатнувшись, на живую стену
Упал и знал, что тысячи на смену.
Солдат – полком, бес –легионом горд.
За вором – сброд, а за шутом все горб» (Цветаева).
Принадлежность к группе, клану, коллективу
Важны для всех, но в некоторых культурах –
Это основа всей жизни. Тюрки, Кавказ, арабы… А русские?
Этта черта скорее личная или национальная?
Слайд 12Свои - Чужие
Свои – это не только семья,
но и круг друзей, соседей, знакомых, а также родственников знакомых…
Круг своих (степень близости): семья, друзья, коллеги.
Малая семья, большая семья, близкая и дальняя родня («небольшая» свадьба на 200 гостей).
Во многих культурах «Свои» - ключ к любой проблеме.
Для ее решения нужны обширные связи.
Моя китайская ученица узнала, что я буду на конференции, но совсем в другой провинции. Она прислала мне презент и потом гордо рассказала…
Слайд 13Арабский способ решения проблем
Если у ливанца проблемы с законом, то
он ищет «своего человека» в полиции.
Если ливанец ищет работу,
то он обращается к родственниками, друзьям, соседям
Если у ливанца проблемы со здоровьем, то он…
Если у ливанца депрессия, то… в мулле.
Непотизм, протекционизм! И вместе с тем ощущение защищенности
Слайд 14Американский способ решения проблем
Если у американца проблемы с законом, то
он ищет адвоката.
Если нужна работа, то…. Хедхантера.
Если проблемы со
здоровьем, то… к своей страховой компании.
Если депрессия, то … психоаналитика.
Однажды мой ученик, который работает в США, передал мне презент… Угадайте, как он это сделал???
Слайд 15Российский способ решения проблем
Если проблемы с законом, то…
Если нужна
работа, то….
Если проблемы со здоровьем, то….
Если депрессия, то …
Если юбилей у друга в другом городе…
Слайд 16Примеры
Ты – мне, я тебе.
Manus manum lavat.
Роман и фильм «Крестный
отец». Помощь не вполне безвозмездна, придется…
Кровная месть. «Наших бьют».
Тест «Вы - свидетель аварии». Ваш друг виновен, он вдвое превысил скорость… К счастью все живы-здоровы, но это дорого обойдется.
Других свидетелей, похоже, нет…
Слайд 17Хофстеде. Дистанция власти
Дистанция власти: Восточные метафоры:
Глава государства
– это солнце, Бог или его наместник.
Российские метафоры –
Ельцин, царь, император, бояре, наместники
США - наемный менеджер на службе у граждан.
Метафоры отражают картину мира.
Слайд 18Обращения
Ваша Светлость, Ваше Величество, товарищ Леонид Ильич Брежнев //
Джейс (Джимми) Картер.
Самонаименование
Ваш раб Ивашка челом бьет
(др.-рус.)
Слайд 19Маскулинность/феминность???
1. Глава семьи – мужчина, он может приласкать,
а может и наказать.
2. Обычай считать более важным
родство по отцовской/материнской линии.
2. Обычай отдавать первого ребенка на воспитание в семью мужа.
3. Обязанность знать 7 поколений своих предков, но только по мужской линии.
4. Фамилия ребенка – по отцу. В в случае развода ребенок остается отцу.
Слайд 20 5. Имущество – собственность мужа
6. Титул (король, граф, передаются по мужской линии.
7.Предпочтение мирному неконфликтному решению проблем???
Слайд 21Прямой и косвенный (украшенный) стили коммуникации
Прямой стиль
предполагает выражение истинных намерений человека и поэтому требует конкретности, исключающей
условности и недосказанность. Например, в американской культуре принято использовать в общении четкие, ясные и однозначные слова. Без гипербол, аллюзий и иных тропов.
Слайд 22Косвенный (украшенный) стиль
Требует камуфлировать истинные желания,
цели и потребности, использовать многочисленные формулы этикета. Этот стиль характерен
для культур Японии и Кореи.
Предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении. Например, в культуре арабов принято говорить образно, использовать разного рода клятвы и заверения.
Слайд 23Материалы интервью
См. ВКЛ (2018, № 1) . Иногда политик вынужден
уйти от конкретного ответа.
Но русский или
американец скажет: «Не могу ответить на этот вопрос», «Не владеют информацией», «Не имею права».
А дипломат иной культуры будет говорить много, но ничего конкретного…
Слайд 24
Фонс Тромпенаарс. Соотношение публичности и приватности
Существуют люди, которые резко разграничивают
личную жизнь и работу. Я знаком с коллегой много лет
и не знаю, состоит ли в браке, кто его родители… Другая крайность – все всё знают, участвуют, помогают, ссорятся…
Подобные различия существуют и между культурами. В США, Британии, Швейцарии не принято смешивать служебные контакты и частную жизнь. В Китае, Латинской Америке, Испании коллеги часто дружат семьями… Срединное положение занимают Германия,
Франция. В России…
Слайд 25Кластеризация культур
Кластеризация – выделение групп стран со сходной культурой.
Немецкий
кластер: Германия, Австрия, Швейцария (немецко-язычная)
Романский: Франция, Италия, Испания, Португалия. А
Румыния?
Дальневосточный: Китай, Сингапур, Гонконг. Тайвань? Корея?
Средиземноморье: Турция, Греция, Болгария
Арабский. Латиноамериканский.
Славянский? Африканский? Индийский? Североамериканский? Япония?
Слайд 26Восток - Запад
Запад есть Запад!
Восток есть Восток!
И вместе им не
сойтись!
(Редьярд Киплинг)
А где место России? Мы кто?
На Западе многие считают, что Россия – это не Европа. Да и наши выражения: «Европейская культура!»
Петр I «прорубил окно в Европу». Откуда???
Россия не входит в «Европейски Союз»
Да, скифы - мы, Да, азиаты - мы!
С раскосыми и жадными очами. (А.Блок)
Слайд 27Географическая граница Европы и Азии – в Свердловской области
С глубокой древности наша культура была европейской. Общность укрепилась после
принятия христианства (Дм.С.Лихачев).
Идеи Евразийства. Россия – это одновременно Европа и Азия, сплав славянской и восточной культуры (Н.Трубецкой).
Россия – это Европа??? В политическом, культурном, социальном, расовом и языковом отношении?
Россия – это Азия??? В политическом, культурном, социальном, расовом и языковом отношении?
Слайд 28Религиозные кластеры
Мировые религии как основа культурных кластеров: христианский, мусульманский, иудаизм,
буддизм.
Христианская культура и три ее основных варианта: Православие, католицизм и
протестантизм (католический и православный).
Слайд 29Типы отношения к взаимодействию культур
1.Культурный этноцентризм: «Мы несем миру цивилизацию».
Риски: воинствующий национализм.
2. Культурный релятивизм: «Никто не должен нас учить».
Риски: защитный национализм, антиглобализм.
3. Культурная интеграция: «Готовы заимствовать полезное отовсюду». Риски: чрезмерные заимствования, необоснованные утраты.
Релятивизм – все оценки субъективны, зависят от того, кто оценивает и при каких обстоятельствах.
Этноцентризм – мы знаем, как надо.
Слайд 30Литература
Пивоваров С.Э. Сравнительный менеджмент. СПб, 20..
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная
коммуникация. М., 20..
Леонтович О.А. Россия и США. Введение в МКК.
М., 20..
Слайд 31Задания для креативных: в каком произведении?
1. Сюжет:
коммунистка полюбила белого офицера. Что важнее: любовь или идеология?
Выбор сделан:
застрелила офицера.
2. Женщина полюбила. Все бы хорошо, но у нее муж и ребенок. Что важнее семья или любовь? Выбор сделан: Сын остался у мужа, она родила дочь от любимого. Но счастья нет …
3. Какие ценности выбрали Тарас Бульба и его сыновья – Андрий и Остап?
Слайд 32Задания для креативных
1. О каких ценностях пишет
В.В. Маяковский:
«Я хотел бы жить и умереть в Париже.
Если б не было такой земли - Москва».
2. О каких ценностях пишет И. Бродский:
«Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать».
Слайд 33Контрольные вопросы и задания
Закончите фразы:
1.Мне больше нравятся эмоционально открытые (эмоционально
сдержанные) люди, потому что…
2. Мне бы не хотелось жить в
стране монохронной (полихронной) культуры, потому что..
3. Мне больше нравится институциональный (неформальный) способ решения проблем, так как…
4. Я согласен (не согласен) с Маслоу в том, что…
5. Китай - яркий пример низкоконтекстной (высококонтестной) культуры, так как…
6. Я согласен (не согласен), что для русских коллективные ценности важнее индивидуальных достижений. В действительности…
Слайд 34Определите причины коммуникативной неудачи
1. Молодой американец на официальном приеме дружески
похлопал по плечу президента японской фирмы. Японец побледнел, немедленно покинул
прием и прекратил всякое сотрудничество с этой американской фирмой.
2. Американский менеджер пожаловался на испанского чиновника, который пообещал «Завтра подготовить документы», однако не только не сделал этого, но и не счел нужным извиниться. После этого все чиновники стали затягивать оформление документов и искать в них недочеты.
3. Американский менеджер, беседуя я с арабским партнером, вежливо пожелал удачи и благополучия жене и детям коллеги. Араб проигнорировал эти слова, чему американец крайне удивился.
Слайд 35Характер Штирлица и иные характеры
1. У Штирлица «Характер нордический».
Как вы
понимаете это выражение?
2. А возможны ли выражения: характер славянский, британский,
японский, уральский, петербургский?
3. Встречаются ли русские женщины с нордическим или британским характером?
4. Почему в Германии, США и Сингапуре мало коррупции?
5. Можно ли классифицировать национальные культуры по таким признакам, как употребление алкоголя, наркотиков и/или курение?
6. Какие национальные характеры представляют главные герои романа Гончарова: Штольц и Обломов?