Слайд 1Измерение компетенций: зарубежный опыт
Старостина Елена Николаевна,
доцент кафедры педагогики и психологии
детства,
к.пед.н.
Слайд 2Проблема оценки достижений студента в рамках компетентностного подхода
Слайд 3Сложность проблемы
определяется
Вовлеченностью в процесс различных субъектов (назовите не менее 3-х…)
Сопряженностью
с различными науками (приведите не менее 3-х примеров…)
Допустимой самостоятельностью (кого?)
в определении критериев сформированности компетенций
Отсутствием универсального решения (Да или нет?)
Слайд 4Подходы к феномену «компетенция»
Поведенческий
Функциональный
Многомерный
Целостный
Слайд 5Американский подход
(поведенческий)
центрируется на поведении: «люди-в-работе»
опирается на индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении:
личностные особенности, мотивы, ценности, привычки, представления о самом себе, знания,
навыки
предполагает формирование ресурса и готовность человека использовать его в конкретной бизнес- ситуации
применяет концепцию лидерства
Слайд 6Британский подход
(функциональный)
интеграция знаний, понимания, ценностей и навыков
соответствие профессиональным стандартам компетентности
требования
к работнику со стороны задач (рабочего места)
обеспечение социально ответственной деятельности
Слайд 7Французский подход
(многомерный)
сочетание знаний, опыта и поведенческих характеристик
развитие личностного аспекта, сосредоточенного
на характеристике поведения каждого обучаемого
построение модели компетенций, необходимых для
эффективной организации работы коллективов и участия в этой работе в качестве одного из членов коллектива
Слайд 8Немецкий подход
(целостный)
компетенции действия:
профессионально-технические или предметные, личностные и социальные
методологические компетенции (способность к переносу
навыков, решение проблем, креативность)
образовательные компетенции (способность к обучению, развитию учебных
навыков)
«модель профессии» важнее, чем «модель должности для конкретной организации»
Слайд 9
European Higher Education Qualifications Framework
Should encompass and
contribute to the four main purposes of higher education:
•
Preparation for the labour market
• Preparation for life as active citizens in a
democratic society
• Personal development
• The development and maintenance of a broad,
advanced knowledge base
Слайд 10TYPES OF COMPETENCES MEASURED:
Instrumental competences: cognitive abilities, methodological abilities, technological
abilities and linguistic abilities
Interpersonal competences: individual abilities like social skills
(social interaction and co-operation)
Systemic competences: abilities and skills concerning whole systems (combination of understanding, sensibility and knowledge; prior acquisition of instrumental and interpersonal competences required)
Слайд 11Instrumental competences:
Capacity for analyses and synthesis
Capacity for organisation and planning
Basic
general knowledge
Grounding in basic knowledge of the profession
Oral and written
communication in your native language
Knowledge of a second language
Elementary computing skills
Information management skills (ability to retrieve and analyse information from different sources)
Problem solving
Decision-making
Слайд 12Interpersonal competences:
Critical and self-critical abilities
Teamwork
Interpersonal skills
Ability to work in an
interdisciplinary team
ability to communicate with experts in other fields
Appreciation of
diversity and multiculturality
Ability to work in an international context
Ethical commitment
Слайд 13Systemic competences:
Capacity for applying knowledge in practice
Research skills
Capacity to learn
Capacity
to adapt to new situations
Capacity for generating new ideas (creativity)
Leadership
Understanding
of cultures and customs of other countries
Ability to work autonomously
Project design and management
Initiative and entrepreneur spirit
Concern for quality
Will to succeed
Слайд 14Формы работы
с элементами оценки результатов
поиск необходимых материалов в библиотеках
и в сети Интернет;
обзор литературы по определенной проблеме;
самостоятельное
формулирование задач;
решение задач, поставленных преподавателем;
проведение исследований (в том числе и локальных, с постепенно повышающимся уровнем сложности);
тренировка технических или лабораторных навыков;
тренировка профессиональных навыков (например, преподавание);
проведение необходимых исследований и написание эссе, отчетов, повышающейся сложности (по объему и широте материала);
совместная работа с другими студентами над написанием отчета, разработкой проекта, решением задачи;
Слайд 15Формы работы
с элементами оценки результатов
подготовка и проведение устных презентаций,
как в группах, так и индивидуально;
конструктивная критическая оценка работы
и знаний других студентов, а также продуктивное использование критики, высказываемой другими студентами в отношении работы и знаний студента;
выполнение функций председателя или участника собраний (семинаров);
выполнение функций руководителя или полноправного участника рабочих групп;
тренировка навыков выполнения работы в назначенный срок;
обмен вопросами и информацией с другими студентами с использованием разнообразных способов коммуникации;
воспитание критического отношения к собственной деятельности
Слайд 16Методы контроля
тесты
презентации,
отчеты о лабораторных, полевых и других исследованиях,
анализ
текстов и различных данных,
эссе,
обзор материалов,
курсовые работы,
отчеты
о стажировках,
критический анализ исследовательских работ,
защита результатов научной (или имеющей практическую значимость) работы
Слайд 17Формы контроля
Тесты
Кейсы
Деловые игры
Портфолио
«Метод Дельфи»
Слайд 18Формирование образовательных технологий и системы оценочных средств
Что означает (в
чем заключается) данная компетенция для ваших студентов?
Каким образом используемые
методы преподавания способствуют овладению студентами этой компетенцией?
Какие учебные задания выполняют ваши студенты в целях развития этой компетенции?
Каким образом оценить, овладели ли или в какой степени овладели студенты этой компетенцией?
Каким образом узнают студенты, овладели ли или в какой степени они овладели этой компетенцией, а если нет — то почему они ей не овладели?
Слайд 19Кейсы
В среднем разбору типовых ситуаций в западных вузах посвящается 35-40%
учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов
приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского университета - 30%, а в знаменитом Уортоне - 40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, «первооткрыватель» ее - Гарвард. Рядовой студент за время учебы разбирает до 700 кейсов.
Слайд 20Пирамида движения к результату
Во многих европейских странах для описания результатов
освоения образовательных программ используется классификация (таксономия) Блума, в которой он
предложил классификацию мыслительного поведения от простого воспроизведения фактов до процесса анализа и оценки.
6. Оценка
5. Синтез
4. Анализ
3. Применение (Умение)
2. Понимание
1. Знание
Слайд 21
Знание
Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать,
назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести,
повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить
Слайд 22
Понимание
Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать,
провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить,
выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.
Слайд 23
Применение
Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать,
раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать,
модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать
Слайд 24
Анализ
Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять,
критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент,
определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.
Слайд 25
Синтез
Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать,
развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать,
управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.
Слайд 26
Оценка
Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать
вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить,
составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).
Слайд 27Конструктор задач на развитие и оценку компетентности
Схема оценивания эссе
Слайд 28
William McCall in 1939 his Measurement textbook wrote
“Anything that exists, exists in some amount. Anything that exists
in some amount can be measured.”
Слайд 30
Значение контроля
По данным зарубежных исследований, качество подготовки специалистов
на 50% зависит от так называемых, когнитивных факторов, т.е. от
относительно устойчивых индивидуальных особенностей личности, определяющих успех в познавательной деятельности (интеллект, память, внимание и др.),
на 25% - от аффективных факторов (преимущественно от мотивов обучения, эмоционального отношения к преподавателю, предмету, членам студенческой группы)
и на 15% от качества обучения.
В идеальных условиях воздействия всех этих факторов роль педагогического контроля вряд ли превысила бы 5-10%-ный уровень
Слайд 31
Вывод
Необходим переход от оценивания для контроля к оцениванию
для развития (т.е. функция оценивания сводится не к выявлению недостатков
в знаниях обучающегося как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата)
Слайд 32Вывод
John Dewey, nearly 100 years ago, observed that education should
not be preparation for life: education should be life itself
Образование
– это не подготовка
к жизни: образование есть сама
жизнь.
Слайд 34Перемены
происходят лишь тогда, когда мы идем против того, к
чему привыкли.
Слайд 35
Старостина Елена Николаевна,
доцент кафедры педагогики и психологии детства,
к.пед.н.
en.starostina@yandex.ru