Разделы презентаций


Как писать сочинение?

1. Как выбрать тему? Правило универсальное: ориентироваться на привлечение «литературного материала», как называются литературные произведения в методических рекомендациях для школьников. Это значит, что раскрыть тему полно и убедительно мы сможем в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Как писать сочинение?

Как писать сочинение?

Слайд 21. Как выбрать тему?
Правило универсальное: ориентироваться на привлечение «литературного материала»,

как называются литературные произведения в методических рекомендациях для школьников. Это

значит, что раскрыть тему полно и убедительно мы сможем в том случае, если будем свободно ориентироваться в смысле литературных произведений, вспомним сюжет, персонажную систему, детали, вставные элементы (письма, рассказы персонажей, вставные притчи и т.д.), рамочные элементы (так называются заголовок произведения, оглавление, эпиграфы, посвящения, дата написания, которую автор может поставить под последней строкой и т.д.). Поэтому надо сразу обдумать, какие произведения будете рассматривать в связи с той или иной темой, в каком случае литературных примеров окажется больше, какие произведения лучше помните.
Выбирайте ту тему, литературная «оснастка» которой в вашем представлении оказывается богаче. Тогда в процессе написания и мыслей придет больше.
1. Как выбрать тему? Правило универсальное: ориентироваться на привлечение «литературного материала», как называются литературные произведения в методических

Слайд 32. Какая тема предпочтительнее: сформулированная в виде вопроса, суждения или

цитаты?
Это зависит от п.1. Цитатная тема содержит и указание на

автора, чьи слова приводятся. Творчество этого автора, а тем более контекст высказывания не всегда известны не то что школьнику, но и экзаменатору (и даже — страшно сказать — разработчикам тем). Таким образом, цитатная тема провоцирует на некоторую профанацию, и лучше этого избежать. Ведь учителя внушали школьникам, что эпиграфы, скажем, к «Евгению Онегину» и «Капитанской дочке» очень важны, учителя раскрывали на уроках значение евангельских цитат в произведениях Ф. М. Достоевского и т.д. Поэтому хорошему ученику и экзаменатору как-то трудно встать на точку зрения, предлагаемую цитатной темой, а эта точка зрения такова: ни автор высказывания, ни контекст не играет роли.
Легче писать сочинение на тему, которая содержит проблему или, по крайней мере, сформулирована в виде вопроса.

2. Какая тема предпочтительнее: сформулированная в виде вопроса, суждения или цитаты? Это зависит от п.1. Цитатная тема

Слайд 53. На какие произведения (русскую классику, зарубежную классику, мемуаристику, публицистику,

фольклор, современную литературу) лучше опираться?
 Русская классика – самый приличный «дресс-код» в

данном случае.
Примеры из классических произведений, как и классический стиль в одежде, всегда уместны и не нуждаются в трудоемких обоснованиях.
Критерии оценки включают требование «опоры» на литературные произведения, но лукаво ничем не ограничивают это требование. Формально экзаменующийся может привлечь, например, и «Федорино горе» К.Чуковского для того, чтобы показать, что чайник и утюги получили опыт странствий, а Федора учла свои ошибки. Или развить мысль о победе и поражении на примере похода Винни-Пуха и Пятачка за медом.
Но все же помните: ваша цель не высмеять экзамен, а получить высокий балл. Поэтому мысленно корректируем невнятные формулировки. Только литературная классика, прежде всего — русская.
3. На какие произведения (русскую классику, зарубежную классику, мемуаристику, публицистику, фольклор, современную литературу) лучше опираться?  Русская классика –

Слайд 64. Как сделать свое сочинение нешаблонным, как обратить благосклонное внимание

экзаменатора?
В сочинении можете сколько угодно опираться (и покрепче, классика

выдержит!) на самые хрестоматийные, всем известные произведения. Но особым образом, а именно: вспоминайте не общие рассуждения и избитые примеры из учебников и пособий, а такие детали, которые не в ходу в учебниках и образцах.
Что для этого нужно? Знать текст произведения, только и всего. Ну, и немного умения поставить себя на место другого человека. В данном случае – экзаменатора, проверяющего сочинения.
Главное в вашем сочинении — это не показать абсолютно правильное понимание чести и бесчестья, опыта и ошибок, дружбы и вражды, а показать знание литературы.
4. Как сделать свое сочинение нешаблонным, как обратить благосклонное внимание экзаменатора?  В сочинении можете сколько угодно

Слайд 85. Как быть тем, кто не успел прочитать нужное произведение?
Один

совет для тех, кто читал не только художественные произведения. Можно

привести примеры различных точек зрения на литературное произведение в современной ему критике (вот, скажем, Евгения Базарова по-разному оценили Д. И. Писарев и М. А. Антонович: каждый критик исходил из своего жизненного опыта и из своих представлений о пользе для страны; время рассудило, кто допустил больше ошибок).
Очень хорошее впечатление на экзаменатора произведет упоминание каких-нибудь имен ученых-филологов. Не стесняйтесь упомянуть авторов словарей, статей, критических работ.
5. Как быть тем, кто не успел прочитать нужное произведение? Один совет для тех, кто читал не

Слайд 96. Какую опасность таит в себе свободная формулировка темы и

как убедить экзаменатора, что сочинение написано на заданную тему?
постарайтесь найти

в формулировке темы главное слово (не забывайте и о том, в какое тематическое направление входит ваша тема). Эти главные слова должны повторяться в каждом абзаце сочинения.
На письменном экзамене-сочинении путь один: постараться убедить экзаменатора своим красноречием и логикой. Тогда можем надеяться, что наши аргументы будут приняты.
6. Какую опасность таит в себе свободная формулировка темы и как убедить экзаменатора, что сочинение написано на

Слайд 117. Несколько советов, как избежать фактических ошибок:
 — Называть героев литературных произведений

надо так, как они называются в авторской речи.
— Не надо

называть писателей и других исторических лиц по имени и отчеству. 
 — Ни в коем случае не называйте факты, даты, персонажей и т.д., в которых не уверены.  Фактическая ошибка — очень серьезный упрек сочинению. Если сомневаетесь — не пишите. Если не знаете, надо ли сомневаться,  —  сомневайтесь.
— Не пишите эпиграф. В нем можно сделать ошибку, перепутать слова или знаки препинания, автора и т.д. К тому же экзаменатору ваш эпиграф может показаться (в 90% случаев) не соответствующим теме сочинения. Поэтому какое-нибудь понравившееся вам высказывание поместите во вступление или в заключение сочинения, лучше всего — в виде пересказа, но не в виде цитаты, заключенной в кавычки.
 — В кавычки заключайте только абсолютно точно процитированный текст.
7. Несколько советов, как избежать фактических ошибок:  — Называть героев литературных произведений надо так, как они называются в

Слайд 138. Как от волнения не потерять нить повествования и сохранить

логическую структуру сочинения?
Наверное, самое трудное — это логические переходы от

одной мысли к другой.
Вступление и заключение не должны быть несоразмерными. Пусть каждое будет не больше 1/6 всего объема сочинения. Если вступление никак не получается, а время экзамена неумолимо проходит, начинайте с середины. Вступление можно написать позже, оставив для него место в начале страницы.
Не сдавайте работу, пока ее не начнут активно отбирать.

8. Как от волнения не потерять нить повествования и сохранить логическую структуру сочинения? Наверное, самое трудное —

Слайд 159. Не забывайте, что сочинение — это тоже творчество
Художественное произведение

— это прежде всего эстетическое явление, которое можно и должно

изучать в научных терминах, а не просто «привлекать для аргументации», как фантик для завертывания любой конфетки.
9. Не забывайте, что сочинение — это тоже творчество Художественное произведение — это прежде всего эстетическое явление,

Слайд 17 Когда я прочитал роман Горького “Мать”, то сам захотел

стать матерью.
Hа поле раздавались стоны раненых и мертвых.
В лесу

стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять.
Летать на костылях непросто, но он научился.
Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.
Когда я прочитал роман Горького “Мать”, то сам захотел стать матерью. Hа поле раздавались стоны раненых

Слайд 18Княгиня ехала в карете с приподнятым вверх задом
Мальчик в лодке

быстро греб коромыслами
Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся

дверь закрыла ей рот
В горницу вошел негр румяный с мороза
У тюленка на голове рос пушок и маленький хвостик
Гуси летели с голыми ногами
Наконец сбылась мечта цветка - он стал голубым"...
Княгиня ехала в карете с приподнятым вверх задомМальчик в лодке быстро греб коромыслами Наташа Ростова хотела что-то

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика