Слайд 1Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Учитель истории и
обществознания
МОУ «Школа №22» г. Донецка
Егоров Игорь Григорьевич
Древний мир
5 класс
Слайд 2Цели урока:
Изучить особенности жизни земледельцев и ремесленников в Древнем Египте,
их занятия и повинности.
Развивать коммуникативные способности, умение работать с текстом
и картой, творческое мышление, память , речь.
Воспитывать интерес к истории, уважение к труду людей.
Слайд 3Вспомним:
Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до
Средиземного моря - …
Египет
Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу
- …
папирус
Опасные каменистые преграды в реке - …
пороги
Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - …
дельта
Островки зелени - …
оазисы
Правитель Древнего Египта - …
Фараон
Слайд 4Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу
и солнцу».
«Слава тебе, Нил, приходящий,
чтобы оживить Египет!
Орошающий землю, владыка
рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
Если он медлит,
жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует
и все живое в радости.
Еда появляется после его разлива.
Все живут благодаря ему
и богатства обретают по его воле».
Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?
Слайд 5Выполни тест:
1.Объединение Египта произошло:
А) около 3000 г. до н. э.
Б)
около 3000 лет назад
В) около 5000 г. до н. э.
2.Борьбу за объединения Египта вели:
А) Восточный Египет и Западный Египет
Б) Южный Египет и Северный Египет
В) Южный Египет и Западный Египет
3.Первой столицей Египта стал город:
А) Ахетатон
Б) Фивы
В) Мемфис
4.Главным занятием жителей Древнего Египта было:
А) земледелие
Б) охота
В) скотоводство
Г) рыболовство
5.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:
А) жаркий климат
Б) разливы Нила
В) близость к морю
Слайд 6Ключ к тесту:
1 А
2 Б
3 В
4 А
5 Б
Оцени свою работу:
5
правильных ответов – «5»
4 правильных ответов – «4»
3 правильных ответов
– «3»
2-0 правильных ответов – «2»
Слайд 7План урока
1.ЖИТЕЛИ ЕГИПТА.
2.ТРУД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ.
3.КАК ЖИЛИ ПРОСТЫЕ ЕГИПТЯНЕ.
4.РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ
В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
5.СБОР НАЛОГОВ.
Слайд 8Жители Египта
ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь
ВЕЛЬМОЖИ – царские советники,
военачальники
ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ - простые жители
Египта, налогоплательщики
Слайд 9Огромного труда требовало орошение полей.
На берегах Нила египтяне строили
земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого.
Благодаря насыпям вся страна
,если посмотреть на нее сверху,была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями
Почему так важно для египтян заниматься орошением земли?
Слайд 10Труд земледельцев
При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не
доходила вода во время разлива.
Опишите действие шадуфа
Слайд 11Труд земледельцев. Пахота.
Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы
начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими
было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью.
Слайд 12Труд земледельцев. Сев.
Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал
корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать
землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.
Слайд 13Труд земледельцев. Жатва.
Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать
пока его не склевали птицы, не налетела саранча.
Какое орудие использовали при жатве? Из чего оно изготавливалось?
Слайд 14Труд земледельцев. Молотьба
Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы.
По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые
зёрна.
Слайд 15Труд земледельцев. Веяние.
Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора,
поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх
руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.
Слайд 16Работаем с документом
Какие занятия были распространены в Древнем Египте?
Хети везет
сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает
ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.
Слайд 17Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся
в Британском музее)
Слайд 18Задание:
записать в тетрадь виды ремесел Древнего Египта.
Слайд 19«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше,
чем свою мать, если бы я мог показать красоты их
перед тобой.
Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.
Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.
Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»
Слайд 20«Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу,
чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить
свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…
Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…
У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.»
Слайд 21«Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его
на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день
не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет..
Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…
У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.
Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…
Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»
Слайд 24Представим себя древнеегипетскими строителями (выполняем движения): месим глину, носим воду,
делаем кирпичи, строим стену…
Строительство дома
Слайд 25Жизнь простых египтян
Простые египтяне
жили в глиняных
домах, а летом
под навесом.
В центре хижины
располагался очаг,
на полу лежали циновки.
Их
пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах.
Слайд 26Ремёсла и обмен
В египетских городах все необходимое для жизни люди
могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что
горожане обменивали одни товары на другие.
Слайд 27Писцы собирают налоги
Писцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и
запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне,
и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.
Налоги –продукты труда , которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.
Слайд 28Ответим на вопросы:
- На какие группы делилось население Древнего Египта?
-
Какие ремесленные специальности существовали в Египте?
- Что обозначает понятие «налоги»?
-
Кто платил налоги?
- Как называли сборщиков налогов?
Слайд 29Домашнее задание:
параграф 7
Объясните значение слов: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф,
роспись, амулет.