Разделы презентаций


Каменская Е.Н. Лекция №1 Методология и концептуальные основы безопасности

Содержание

Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Каменская Е.Н.

Лекция №1
Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности

Каменская Е.Н. Лекция №1Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности

Слайд 2
Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении жизни и здоровья,

обеспечении безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и

идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении безопасности человека в любой среде обитания,

Слайд 3Человек в течение всей своей жизни находится в мире опасностей,

от которых зависят его здоровье и продолжительность жизни.
Умение распознавать

их, оценивать степень риска и своевременно принимать защитные меры позволяет предупреждать неблагоприятные воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды.

Человек в течение всей своей жизни находится в мире опасностей, от которых зависят его здоровье и продолжительность

Слайд 4Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания

возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На

заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира.

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших

Слайд 5 С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал

сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время он

больше всего страдает от им же созданных опасностей.

С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в

Слайд 6 Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более

30 тыс. чел.


Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. чел.

Слайд 7Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя.

Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя.

Слайд 8Тысячи человек погибают на производстве.

Тысячи человек погибают на производстве.

Слайд 10Учёные с древних времён изучают безопасность человека в различных условиях

жизни и деятельности.
Гиппократ (460 до н.э.) писал о болезнях

рудокопов и труд «О здоровом образе жизни».
Учёные с древних времён изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Гиппократ (460 до н.э.)

Слайд 12Гален (200 до н.э.) обратил внимание на вредное действие на

организм свинца и цинка.

Гален (200 до н.э.) обратил внимание на вредное действие на организм свинца и цинка.

Слайд 13Швейцарский врач и химик Парацельс (1493), немецкий врач Агриком (1491)

отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание «чахотка горняков».

Швейцарский врач и химик Парацельс (1493), немецкий врач Агриком (1491) отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание

Слайд 14Парацельс

Парацельс

Слайд 15М.В. Ломоносов написал труды об охране труда горнорабочих, разработал теорию

расчета рудничной вентиляции

М.В. Ломоносов написал труды об охране труда горнорабочих, разработал теорию расчета рудничной вентиляции

Слайд 16И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.В. Введенский – создавали труды в

области гигиены

И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.В. Введенский – создавали труды в области гигиены

Слайд 17Объект изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – комплекс явлений и процессов

в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную

среду.

Система «человек-среда обитания» подразделяется на:
Человек – природная среда;
Человек – техногенная среда;
Человек – социальная среда;
Человек – информационная среда.
Объект изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на

Слайд 18Предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:
Объективные закономерности возникновения опасных и

вредных факторов в биосфере и техносфере;
Анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие

опасных и вредных факторов в обычных чрезвычайных ситуациях;
Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды;
Правовые и организационные основы обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:Объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;Анатомо-физиологические способности

Слайд 19Целью безопасности жизнедеятельности как науки является разработка научных основ и

практических рекомендаций оптимального и безопасного поведения человека в мире опасностей.



Целью безопасности жизнедеятельности как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций оптимального и безопасного поведения человека

Слайд 20Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов

идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и вредных факторов, генерируемых

элементами среды обитания).

Практические задачи БЖД обусловлены выбором принципов защиты человека и природной среды от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а так же средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.
Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и

Слайд 21Специалист, изучив дисциплину, должен знать:
Как обеспечить безопасные условия деятельности на

рабочих местах;
Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;
Обеспечивать

применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;
Пути и способы создания безопасной техники, требование к машинам, оборудованию и технологическим процессам;
Основы прогнозирования аварий, чрезвычайных ситуация; планирование мероприятий по ликвидации их последствий;
При возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий – спасение и оказание первой помощи, приёмы ликвидации их последствий.
Специалист, изучив дисциплину, должен знать:Как обеспечить безопасные условия деятельности на рабочих местах;Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие

Слайд 22Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент

совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или

косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье, потомство.
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.
Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.
Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных

Слайд 23
Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя

постоянно действующую систему “человек – среда обитания".
В процессе эволюционного

развития мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества.
Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания

Слайд 25

Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее

недра, освоенные человеком. Естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние

человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.
Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком. Естественная природная среда испытывала

Слайд 27
Опасность — явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить

ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т. е. вызывать нежелательные

последствия.

Опасность — явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.

Слайд 28Основополагающий постулат БЖД (аксиома о потенциальной опасности): потенциальная опасность является

универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех

стадиях жизненного цикла
Основополагающий постулат БЖД (аксиома о потенциальной опасности): потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой

Слайд 29
Явления или воздействия характеризуют как опасные следующие признаки:
вероятность нанесения

непосредственного ущерба здоровью человека (травмы различной тяжести вплоть до смертельной);


вероятность заболевания; затруднение нормального функционирования органов человека;
изменение окружающей среды.
Явления или воздействия характеризуют как опасные следующие признаки: вероятность нанесения непосредственного ущерба здоровью человека (травмы различной тяжести

Слайд 30
Потенциальность опасности - свойство опасности проявляться только в определенных условиях


Актуализация опасности -переход от возможности опасности к действительному воздействию

Потенциальность опасности - свойство опасности проявляться только в определенных условиях  Актуализация опасности -переход от возможности опасности

Слайд 34
Объекты опасностей в трудовом процессе:
Предметы труда;
Средства труда (машины, станки, инструменты,

здания, сооружения, дороги);
Различные виды энергии (электрическая, химическая, тепловая, атомная, механическая

и другие);
Продукты труда и полуфабрикаты;
Природоклиматическая среда (неблагоприятные метеоусловия, стихийные бедствия, флора, фауна);
Люди (своими ошибочными действиями)
Объекты опасностей в трудовом процессе:Предметы труда;Средства труда (машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги);Различные виды энергии (электрическая, химическая,

Слайд 35Идентификация опасности - процесс обнаружения, выявления и распознавания опасностей и

установление их количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и

достаточных для разработки профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность деятельности.
В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность и условия их проявления, причины, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретных задач по защите от опасностей.

Идентификация опасности - процесс обнаружения, выявления и распознавания опасностей и установление их количественных, временных, пространственных и других

Слайд 36
Полезность номенклатуры состоит в том, что она содержит полный перечень

потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура составления номенклатуры имеет

профилактическую направленность.
Целесообразно выделять несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.

Полезность номенклатуры состоит в том, что она содержит полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации. Процедура

Слайд 37В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:

алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха,

аномальное барометрическое давление, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация……
………туман, тяжесть труда, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др.


В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха,

Слайд 38Классификации опасностей:
1. По происхождению (по источнику):
природные (стихийные бедствия)
техногенные
антропогенные


биологические
экологические
социальные
2. По характеру воздействия энергии: активные
пассивные (активирующиеся

за счёт энергии человека)
3. По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, летальные исходы, аварии, чрезвычайные ситуации.

Классификации опасностей:1. По происхождению (по источнику):природные (стихийные бедствия) техногенные антропогенные биологические экологические социальные 2. По характеру воздействия

Слайд 39


3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ):
1) физические
2) химические
3) биологические
4)

психофизиологические

3. По воздействию на человека (классификация ГОСТ):1) физические2) химические3) биологические4) психофизиологические

Слайд 40Физические опасности:
• температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
• неионизируюшие

электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в

том числе и геомагнитные), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
Физические опасности:• температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;• неионизируюшие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные

Слайд 41ионизирующие излучения;
• производственный шум, ультразвук, инфразвук;
• вибрация (локальная, общая);
• аэрозоли

(пыли) преимущественно фиброгенного действия;
• освещение — естественное (отсутствие или недостаточность),

искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);
• электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы;
• электрическая и другие виды энергии
ионизирующие излучения;• производственный шум, ультразвук, инфразвук;• вибрация (локальная, общая);• аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;• освещение — естественное

Слайд 42
Химические опасности: химически активные вещества, оказывающие на человека действия токсическое,

канцерогенное, мутагенное, влияющее на репродуктивную функцию, в том числе некоторые

вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты)
Химические опасности: химически активные вещества, оказывающие на человека действия токсическое, канцерогенное, мутагенное, влияющее на репродуктивную функцию, в

Слайд 43Биологические опасности: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах,

патогенные микроорганизмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные животные, пресмыкающиеся

Психофизиологические опасности—

факторы трудового процесса, характеризующие физические и нервно-психические перегрузки, определяющие тяжесть и напряженность труда
Биологические опасности: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы, вирусы, грибы, ядовитые растения, опасные

Слайд 58

Риск — это количественная оценка опасности. При наличии необходимых статистических

данных его можно определить как отношение числа тех или иных

неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Риск — это количественная оценка опасности. При наличии необходимых статистических данных его можно определить как отношение числа

Слайд 59Риск – количественная оценка опасности:


n – число неблагоприятных последствий
N –

возможное число неблагоприятных событий за определённый период
Допустимый риск (приемлемый)

10-6

Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год
Риск – количественная оценка опасности:n – число неблагоприятных последствийN – возможное число неблагоприятных событий за определённый период

Слайд 60Социальный, или коллективный, риск — характеризует масштабы и тяжесть негативных

последствий проявления опасностей, чрезвычайных ситуаций для группы людей.
Экологический риск —

выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушения дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результате антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.
Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемого обществом от рассматриваемого вида деятельности.
Социальный, или коллективный, риск — характеризует масштабы и тяжесть негативных последствий проявления опасностей, чрезвычайных ситуаций для группы

Слайд 61Четыре методологических подхода к определению риска:
• инженерный, опирающийся на статистику,

расчет частоты опасности, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности;
• модельный,

основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и др.;
• экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т. е. экспертов;
• социологический, основанный на опросе населения.
Четыре методологических подхода к определению риска:• инженерный, опирающийся на статистику, расчет частоты опасности, вероятностный анализ безопасности, построение

Слайд 62Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и принял концепцию приемлемого

(допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности,

которую приемлет общество в данный период времени.
Концепция приемлемого риска сочетает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и принял концепцию приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к

Слайд 63


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика