Слайд 1Тема: Психолого-педагогическая характеристика одаренного ребенка
Каждый одаренный ребенок неповторим, но при
всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много
черт, характерных для большинства одаренных детей.
Слайд 2Особенности развития познавательной сферы
Любопытство - любознательность - познавательная потребность.
Любопытство
Любознательность
Познавательная
потребность
Слайд 3Любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной педагогике еще
и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового
ребенка (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес и др.).
Любознательность, или умственная (интеллектуальная) активность. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность. Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Напротив, одаренным детям свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
Слайд 42. Сверхчувствительность к проблемам.
Способность видеть
проблему там, где другие не видят никаких сложностей, - одно
из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посредственного» человека, способность преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.
Слайд 53. Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широкоизвестных,
общепринятых, банальных обычно называют оригинальностью мышления.
4. Гибкость мышления.
Способность быстро
и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления (противоположное свойство - инертность, ригидность мышления).
Слайд 65. Легкость генерирования идей («продуктивность мышления»).
Это качество иногда называют «беглостью
мышления» и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа
идей.
6. Легкость ассоциирования.
Легкость ассоциирования выражена в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, концептуальными моделями, далекими по содержанию.
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами событиями и даже концепциями. Эти связи и составляет основу творчества.
7. Способность к прогнозированию.
Одаренным детям в значительно большей степени, чем их сверстникам, свойственны способности к прогнозированию, предвосхищению будущего результата.
Слайд 78. Высокая концентрация внимания.
Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация
внимания. Выражено это в высокой степени погруженности в задачу даже
при наличии помех. Отсюда вытекает такая черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.
Обычный ребенок старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста обладает довольно «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, неустойчивости внимания.
Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети; ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь от дела, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано.
Слайд 89. Отличная память.
Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы,
различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют
окружающих своей необычной памятью.
10. Интересы и склонности.
Интересы и склонности одаренных имеют специфические особенности. Одна из них - устойчивость интересов. Проявляется в характерном для одаренного ребенка упорстве в достижении цели, высокой преданности делу, что служит одним из самых важных индикаторов одаренности. Второе свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов.