Слайд 1Классическая немецкая философия, её основоположники и представители
Слайд 2Немецкая классическая философия
Важным этапом и развитии мировой философской мысли стала
немецкая классическая философия. Она получила особое распространение в конце XVIII
— первой половине XIX вв.
Особенности немецкой философии XIX века.
Немецкая философия XIX века — это уникальное явление мировой философии.
Особенность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении: она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности, особое внимание уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии и взглянула на историю как целостный процесс.
Слайд 3Направления и этапы классической немецкой философии
В целом в немецкой философии
XIX в. можно выделить следующие четыре основных этапа:
немецкая классическая философия
(первая половина XIX в.);
материализм (середина и вторая половина XIX в.);
иррационализм (вторая половина и конец XIX в.);
«философия жизни» (вторая половина и конец XIX в.).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
материализм (Фейербах).
Слайд 4 Немецкая классическая философия стала реакцией на изменения, происходившие в европейском
обществе. Можно отметить три основных направления, по которым происходили эти
перемены.
Во-первых, с приходом века Просвещения произошла духовная революция, изменился сам способ мышления человека.
Во-вторых, в XVIII в. усилилась борьба свободомыслия с религией.
В-третьих, произошли кардинальные перемены в понимании мира, возникла и динамично развивалась наука, в первую очередь в форме естествознания.
Важной чертой немецкой классической философии является возрождение созданной философами античности диалектики как особого метода познания. Основная заслуга в разработке нового метода принадлежит Гегелю, хотя все возможности для этого подготовил его предшественник И. Кант.
Слайд 5Представители немецкой философии
Основу немецкой классической философии составило творчество пяти наиболее
выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 — 1804);
Иоганна Фихте
(1762 — 1814);
Фридриха Шеллинга (1775 — 1854);
Георга Гегеля (1770 — 1831);
Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.
Слайд 6Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему
философских дисциплин, категорий, идей:
Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин
гносеологию и этику;
Шеллинг — натурфилософию, онтологию;
Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;
Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;
Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.
Слайд 7Основоположник немецкой философии. Философия Иммануила Канта.
Основоположником немецкой классической философии подавляющее
большинство исследователей считает самого яркого мыслителя второй половины XVIII в.
Иммануила Канта.
Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Его философское творчество традиционно делят на два периода: докритический и критический.
Слайд 8 В наиболее значимой работе докритического периода “Всеобщая естественная история и
теория неба” (1775) Кант сформулировал мысль, которая позднее в западноевропейской
науке оформилась в некую “коллективную” теорию — гипотезу Канта-Лапласа. Это была мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности.
Докритический период явился как бы подготовительным этапом к критическому периоду — уже в то время Кантом вынашивались бессмертные идеи, вошедшие впоследствии в классику мировой философии и составившие, по оценке самого Канта, “коперникианский переворот” в философии. Основные идеи критического периода, помимо “Критики чистого разума” (1781) изложены в таких трудах, как “Критика практического разума” (1786), “Основы метафизики нравственности” (1785), “Критика способности суждения” (1790) и ряде других.
Кант показал, что если человек с его разумом начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия.
Слайд 9 Кант в “Критике чистого разума” сформулировал свой знаменитый вопрос “Что
я могу знать?” и взял на себя труд обоснования средствами
разума самих условий и возможностей человеческого познания.
В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Кант делает предположение о том, что существует какая-то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека.
“Критика практического разума” отвечала на второй фундаментальный вопрос Канта: “Что я должен делать?” Кант вводит различия между теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в следующем. Если чистый, или теоретический разум “определяет” предмет мысли, то практический разум призван “осуществлять”, т. е. производить нравственный предмет и его понятие (нужно иметь в виду, что у Канта термин “практический” имеет особый смысл и означает не какую-то производящую деятельность, а просто поступок). Сфера деятельности практического разума — сфера морали.
Слайд 10 Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта,
эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых
друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.
Кант различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят исторический характер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности. Учение Канта как раз было направлено на выявление в ней исторических и вневременных характеристик морали и было адресовано всему человечеству.
Слайд 11Философия Иоганна Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) воспринял этическую
философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость от согласованности
ее с априорным долгом. Поэтому для него философия выступает прежде всего как практическая философия, в которой “прямо определялись цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе”. Основной труд Фихте “Назначение человека” (1800).
Слайд 12 В качестве основополагающего принципа, Фихте выделяет принцип свободы. Причем в
теоретической части он делает вывод о том, что “с человеческой
свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира, и поэтому революционное преобразование социальных отношений должно быть дополнено философским учением, выявляющим обусловленность этого существования человеческим сознанием”. Это философское учение он обозначал как “наукоучение”, выступающее как целостное обоснование практической философии.
В результате в его философии происходит отказ от возможности истолкования кантовского понятия “вещи в себе” как объективной реальности и делается вывод о том, что “вещь есть то, что полагается в Я”, т. е. дается ее субъективно-идеалистическая интерпретация.
Огромной заслугой Фихте является развитие им учения о диалектическом способе мышления, которое он называет антитетическим. Последнее представляет собой “такой процесс созидания и познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и синтезирования”.
Слайд 13Философия Фридриха Шеллинга
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) оказался
своеобразным связующим звеном между философией Канта, идеями Фихте и становлением
гегелевской системы. Известно, что он оказал огромное влияние на становление Гегеля как философа, с которым долгие годы сохранял дружественные отношения.
В центре его философских размышлений оказывается задача построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. Все это реализуется в его “натурфилософии”, которая выступает в качестве, может быть, самой первой в истории философии попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.
Слайд 14 В основе данной системы лежит представление “об идеальной сущности природы”,
основывающееся на идеалистической догме о духовном, имматериальном характере проявляющейся в
природе активности”. Огромным достижением немецкого философа стало построение им натурфилософской системы, которая пронизана диалектикой в качестве своеобразного связующего звена при объяснении единства мира. В результате ему удалось уловить основополагающее диалектическое представление о том, что “сущность всякой действительности характеризуется единством противоположных деятельных сил. Это диалектическое единство Шеллинг назвал “полярностью”. В результате ему удалось дать диалектическое объяснение таким сложным процессам, как “жизнь”, “организм” и т. д.
При этом специфика развития истории заключается в том, что в ней действуют живые люди, поэтому особое значение тут приобретает сочетание свободы и необходимости. Необходимость становится свободой, считает Шеллинг, когда она начинает познаваться. Решая вопрос о необходимом характере исторических законов, Шеллинг приходит к мысли о царстве “слепой необходимости” в истории.
Слайд 15Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития,
дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и
стадиях развития. Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.
Слайд 16 По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру.
Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе
которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”.
Огромна заслуга Гегеля в развитии социальной философии. Он разработал учение о гражданском обществе, о правах человека, о частной собственности. В своих трудах “Феноменология духа” (1807), “Основы философии права” (1821) он показал диалектику человека и общества, универсальное значение труда. Большое внимание уделял выяснению механизма товарного фетишизма, природе стоимости, цены и денег.
Слайд 17Философия Людвига Фейербаха
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила
свое наиболее полное выражение в идеалистических философских системах, именно в
ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических концепций Людвига Фейербаха (1804 — 1872).
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии.
Слайд 18 В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода
существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании
людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что “божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности ”. Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы.
Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах и исходит из этого. Философская оппозиция Гегелю реализуется и в теории познания Фейербаха, когда он заменяет понятие мышления чувственностью.
В онтологическом аспекте это означает, что материальное бытие (чувственное бытие) первично по отношению к сознанию. Это и дает возможность человеку как существу материальному способность ощущать и чувствовать.
В гносеологическом плане это реализуется как материалистический сенсуализм. Процесс “познания объективной реальности, действительного бытия имеет своим базисом чувственные восприятия, ощущения, созерцания, вызываемые воздействием познаваемых объектов на органы чувств”.
Слайд 19 В праксиологическом аспекте концепция философа дополняется чувственно-эмоциональными характеристиками. Поскольку мир
чувственно воспринимается человеком, то восприятие мира обогащается такой эмоциональной характеристикой,
как любовь. Именно она определяет все иные отношения к бытию.
В социальном плане концепция Фейербаха последовательно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к роли религии в обществе. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению философа, должны быть упразднены для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность.
По поводу преобразования общественной жизни всегда существовало два мнения: одни говорили, что необходимо нравственное усовершенствование каждого, исправление нашей природы (позиция, как правило, религиозная или идеалистическая), другие же предлагали радикально менять условия человеческой жизни, считая их несовершенство главной причиной всех несчастий (в основном — материалистические воззрения). Фейербах разделял вторую точку зрения, а его философские взгляды во многом стали идейной основой появившегося в середине XIX в. марксизма — теории революционного преобразования действительности.
Слайд 20Историческое значение немецкой классической философии
Главный итог и историческое значение немецкой
классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта
философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.