Слайд 1КЛАССНЫЙ ЧАС -презентация в 9 классе
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Слайд 3Ежедневно мы совершаем покупки или обращаемся за выполнением каких-либо услуг
или работ. А может, мы только намереваемся что-нибудь приобрести (пусть
даже наши намерения тянутся месяцами). Это значит, что изо дня в день все мы являемся потребителями,
Слайд 4 то есть обладаем определенными правами и обязанностями, предусмотренными для
нас Законом «О защите прав потребителей» (это «библия потребителя») и
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Слайд 5Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!»; вероятнее всего, знаем
о существовании закона; возможно, кто-то его даже читал, но при
этом не каждый представляет себе, как этот закон работает.
Слайд 6. Действительно, есть много нюансов, которые нам в принципе и
не интересны. Но только до тех пор, пока мы не
сталкиваемся с нарушением своих потребительских прав. И вот тогда наступает время защищать свои права.
. А как защищать?
. Что делать?
. Куда обращаться?
. Какие заявления писать?
. Как вообще вернуть свои деньги?
Слайд 7Ответы на все эти вопросы мы постарались дать в нашей
теме.
Надеемся, что она поможет сохранить вам ваши деньги и,
что самое главное, нервы и здоровье.
Ведь споры бывают очень сложными, и готовиться к ним следует более чем тщательно.
Слайд 8Тем, кто хочет быть всегда прав и никогда не проигрывать
Ошибаются те потребители, которые думают, что начинать защищать свои права
следует тогда, когда выяснилось, например, что срок годности купленной колбасы истек еще вчера или что в наборе для ванной комнаты не хватает некоторых деталей. Если следовать такой логике, то зачастую отстоять свои права будет просто невозможно.
Поэтому начинать защиту своих прав стоит еще до покупки или хотя бы во время нее, но уж точно никак не после.
Слайд 9Кого и от кого защищает Закон, или Основные действующие лица
По Закону потребителем считается тот гражданин, который:
намерен заказать
или приобрести товар
заказывает или приобретает товар( услугу)
использует товар ( услугу) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Слайд 10Основные понятия применяемые в Законе:
. потребитель - гражданин,
использующий, приобретающий,
заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары
(работы, услуги) для личных бытовых нужд;
«Продавец» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Слайд 11Основные понятия применяемые в Законе:
«Изготовитель» - организация независимо от ее
организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации
потребителям.
«Исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Слайд 12стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, которые в
соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству
товаров (работ, услуг);
недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением.
Слайд 13Основные права
Право на выбор
Право на информацию
Право на безопасность
Право на удовлетворения
базовых потребностей
Право на возмещение ущерба
И другие права…………
Слайд 14Статья 7. Право потребителей на безопасность товаров
(работ, услуг).
Потребитель
имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных
условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды.
Слайд 15 На товары, использование которых дольше определенного срока представляет опасность,
должны устанавливаться сроки службы (годности).
Слайд 16 Потребитель должен быть предупрежден об этих сроках, необходимых действиях
по его истечении а также о возможных последствиях при невыполнении
указанных действий. Изготовитель обязан обеспечить безопасность товаров в течение установленного срока их службы (годности), а если срок службы не установлен то в течение 10 лет
Слайд 17Например; Допустим, вы купили ковер, срок службы которого не установлен.
В процессе эксплуатации по истечении 7 лет выяснилось, что материал,
из которого данный ковер изготовлен, содержит токсические вещества, в результате чего у члена семьи покупателя развилось заболевание дыхательных путей. В этом случае он смело может предъявлять претензии изготовителю указанного ковра.
Слайд 18Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается
непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом,
исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию.
Возьмем любой пищевой продукт и увидим на упаковке «годен до» или «срок годности столько-то дней (месяцев) со дня производства».
Если такой информации на продукте нет – это серьезное нарушение.
Слайд 19Естественно, потребитель должен быть внимателен при выборе продуктов, проверять срок
изготовления товара, либо срок до которого он годен к употреблению.
Если Вы приобрели продукт с упущенным сроком годности – есть возможность потребовать не только возмещения имущественного вреда, но и морального, т.к. напрямую усматривается вина продавца. На практике, зачастую реализуются товары с пройденным сроком годности, сроком годности подходящим к концу. Возможна и такая «уловка», когда продавец заклеивает истекающий срок годности на «новый» или использует дополнительное указание на срок годности (самостоятельно продляет его).
Слайд 20Срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется
обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести
ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п.1 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей").
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Слайд 21Если товар причинил вред из-за того, что изготовитель не предоставил
потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировке то он
несет обязательную ответственность.
Слайд 22Статья 8. Право потребителя на информацию.
Потребитель вправе потребовать от
продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его
предприятии, реализуемых им товарах (работах, услугах) и о режиме его работы.
Если в подобной информации потребителю отказано или она доводится не в полной форме, то он имеет право добиться получения ее с помощью статьи 8.
Слайд 23Прежде чем сделать покупку (заказать услугу) Вы изучаете информацию о
товаре.
Информация при выборе товара, конкретного производителя – ключевой фактор.
Правильная информация – и мы делаем нужный выбор.
Сомнительная информация – и мы разочарованы.
А может быть и такая ситуация, когда отсутствие информации, уже после покупки товара, приведет к его поломке.
Слайд 24Как реализуется право на информацию о товаре (работе, услуге)
Информация
о товаре (работе, услуге) должна быть доведена до сведения потребителя
на русском языке в документации, прилагаемой к товарам.
Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается не предоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя
Слайд 25То есть, если на этикетке или в документе на товар
информация предоставлена только на иностранном языке, в этом случае вы
можете смело заявлять о том, что необходимые сведения о товаре вы не получили.
Потребитель не обязан знать иностранные языки, и не обязан утруждать себя чтением «по словарю».
Слайд 26Кроме того, согласно Закону вся достоверная информация о товаре, работе
или услуге должна быть предоставлена потребителю незамедлительно, в месте продажи.
В противном случае потребитель имеет право привлечь продавца, исполнителя или изготовителя к ответственности.
Слайд 29Право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце)
Вместе с информацией о
товаре вам как потребителю в обязательном порядке должна быть предоставлена
информация об изготовителе (исполнителе, продавце). Эта информация должна включать сведения:
Слайд 30Фирменное наименование своей организации
Место нахождение и режим работы
Информация об
государственной
регистрации
Лицензия
Индивидуальный предприниматель должен также предоставить потребителю информацию о своих
фамилии, имени, отчестве, а также о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию. Чаще всего с этой целью индивидуальные предприниматели размещают на стенде, на витрине и т. п. копию свидетельства о государственной регистрации, в которой указаны все необходимые сведения.
Слайд 31При обнаружении недостатков в товаре
В праве
потребовать замены на
товар этой же марки
потребовать замены на такой же товар
другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Слайд 32Вышеперечисленные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному
индивидуальному предпринимателю. Потребитель в данном случае свободен в выборе (п.
2 ст. 18).
Слайд 33У организаций и предпринимателей иногда возникает искушение отказать потребителю в
удовлетворении его требований, сославшись на отсутствие кассового или товарного чека
или иного документа, подтверждающего факт покупки товара. Это является нарушением ст. 18
Слайд 34. Например, вы при обретаете обувь на открытом вещевом рынке.
Ни номера места, ни фамилии продавца вы не знаете. Не
всегда вам могут выдать чек. В этом случае найти место покупки, а уж тем более доказать, что ваша обувь приобретена именно там, будет очень проблематично. Поэтому, если вы покупаете что-либо на рынке, попросите продавца сообщить вам фамилию индивидуального предпринимателя и адрес его регистрации. Если продавец отказывается - от такой покупки лучше воздержаться, поскольку в случае
приобретения некачественного товара
предъявлять претензии вам будет
попросту некому
Слайд 35Статья 15. Компенсация морального вреда
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения
изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами
Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Слайд 36Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
Потребитель
вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у
продавца, у которого этот товар не подошел по форме, габаритам или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара ненадлежащего качества в течении четырнадцати дней , не считая дня его покупки.
Слайд 37Обмен не продовольственного товара надлежащего качества производится , если указанный
товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские
свойства ,пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром .
Слайд 38 В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день
обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть
договор купли –продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
Слайд 39Что означает, что товар или услуга не соответствуют условиям договора?
Необходимо
помнить, что совершая любую покупку, потребитель заключает договор. В законодательстве
не указано, что каждый договор заключается письменно. Договор можно заключить и устно, и по умолчанию. Обязанность производителя, продавца услуг обеспечить соответствие товара и услуги условиям договора, т.е. обеспечить, чтобы у товара или услуги не было дефектов и она соответствовала оговоренным качествам, общепринятым для подобного товара, услуги или вещи, а также чтобы товар или услугу можно было использовать по назначению.
Слайд 40Однако может случиться, что после приобретения товара или позже, в
процессе его использования, потребитель обнаруживает дефекты, которые не были замечены
при покупке или которые не могли быть замечены, и о которых потребитель не был предупрежден продавцом. В этом случае, а также в случаях перечисленных ниже, потребитель может считать, что проданный ему товар не соответствует условиям договора:
Слайд 41товар не упакован, хотя упаковка обязательна для того, чтобы уберечь
товар от повреждений (например, Вы приобрели мебель и договорились о
доставке. Доставленный товар упакован только наполовину, хотя в данном случае упаковка обязательна для всех составных частей.);
комплектация в упаковке полученного товара не соответствует той комплектации, о которой потребитель договаривался с продавцом, или которую продавец показал на моделях и образцах данного товара;
товар не годен для тех целей, для которых данный товар был приобретен потребителем и которых он сказал продавцу;
товар невозможно использовать для предусмотренных целей, потому что о нем была дана неполная или вводящая в заблуждение информация, или информация не была дана вовсе (например, в инструкции кухонного комбайна сказано, что он может размельчать лед, а на самом деле комбайн такой функции не имеет);
товар поддельный.
Слайд 42 Этот Закон необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность
гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров,
работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права.
Слайд 43Вопрос №1
У Евгения в четвертый раз сломался холодильник. Все четыре
раза симптомы поломки были одинаковые. Гарантийный срок на холодильник еще
не истек. Евгений предъявил магазину требование о замене холодильника, но магазин согласен на замену, если Евгений представит заключение экспертизы о том, что холодильник не подлежит ремонту. Прав ли магазин?
Слайд 44Ответ
Нет. В соответствии со ст. 18 Закона «О защите
прав потребителей» продавец обязан принять товар, в котором выявлен недостаток,
и провести проверку качества. При возникновении спора о недостатках продавец обязан сам провести экспертизу качества товара. Поэтому магазин неправомерно возложил на Евгения обязанность провести экспертизу холодильника. По всей вероятности, недостаток носит существенный характер, т.к. проявился 4 раза, в таком случае требование о замене должно быть удовлетворено.
Слайд 45Вопрос №2
Елена Алексеевна купила мясорубку стоимостью 3100 рублей со
сроком гарантии 1 год. Через 3 месяца мясорубка вышла из
строя и была сдана в сервисный центр, где находилась 24 дня. В сервисном центре Елене Алексеевне выдали акт технического состояния о заводском браке. Однако в магазине выплачивать деньги отказались, объяснив, что у магазина новый директор, который не несет ответственности за товары, проданные до его назначения. Прав ли магазин? Обоснуйте свой ответ.
Слайд 46Ответ
Нет. Елена Алексеевна приобретала мясорубку не у физического лица
(директора), а у юридического лица - магазина. Так как гарантийный
срок еще не истек, Елена Алексеевна имеет право предъявить магазину одно из требований, перечисленных в ст. 18 закона "О защите прав потребителей": безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки (модели, артикула);замена на такой же товар другой марки (модели, артикула), соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжение договора купли-продажи.
Слайд 47Вопрос №3
Вера Александровна купила в магазине пылесос. При пустом
пылесборнике пылесос работал хорошо, но после заполнения процентов на 10-20
пылью отключался. В магазине согласны расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, но матерчатый мешок, который Вера Александровна купила там же дополнительно к пылесосу, назад не берут. А ей он без пылесоса этой марки, естественно, не нужен. Прав ли продавец?
Слайд 48Ответ
Продавец не прав. В соответствии со ст. 13 закона "О
защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю недостатками товара (в данном
случае, это расходы на приобретение необходимых деталей к товару), подлежат возмещению в полном объеме.
Слайд 49Вопрос №4
Елена Владимировна некоторое время назад купила стиральную машину
зарубежного производства. В инструкции были описаны только 4 программы работы
машины из 10, причем ясно изложены были только 3 описания. Ни установщики, ни работники сервисного центра объяснить, как работают некоторые программы, не могли. В магазине сослались на то, что изготовитель предоставил информацию на русском языке, а дополнительную информацию магазин предоставлять не обязан, т. к. это делает производитель и за дополнительную плату. Прав ли магазин?
Слайд 50Ответ
Магазин не прав. Согласно ст. 10 закона «О защите
прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую
и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Понятие «необходимая информация» включается в себя понятие полная. Изготовитель не предоставил полной информации о товаре, поэтому это обязанность продавца.
Слайд 51Вопрос №5
Андрей приобрел билеты на поезд для себя и
жены. При посадке выяснилось, что номер паспорта и отчество жены
указаны неверно. Из-за этого жену в поезд не пустили. Андрей обратился в управление железной дороги с требованием компенсировать моральный вред. Прав ли Андрей?
Слайд 52Ответ
Андрей не прав. В соответствии с п. 12 Правил
перевозки пассажиров и багажа, пассажир обязан проверить правильность паспортных данных
в билете. Поэтому компенсации требовать он не может.
Слайд 53Задание
Потребитель должен быть грамотным. Для этого ему необходимо много знать
о своих правах. ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ!
Слайд 54
Спасибо за вниминие
Пожелаем продавцов нам честных,
Чтобы персонал всегда
был вежлив,
Чтобы в магазинах нас всегда
Ожидала свежая еда,
И на вешалках
лишь качественные вещи,
Чтобы регулярно брали чеки,
Чтоб меняли мигом каждый брак –
Пусть отныне будет только так!