Слайд 1
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА
Слайд 2Автор
Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. Carl Ransom Rogers;
8 января 1902
— 4 февраля 1987) — американский психолог, один из
создателей
и лидеров гуманистической психологии. Роджерс внёс
большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он
называл «личностно-ориентированной психотерапией».
Слайд 3Определение
Клиент-центрированный подход
- направление психотерапии, характеризующееся
ориентацией терапевта
на рефлексию и приятие
непосредственных переживаний клиента,
стимулированием к свободному
выражению мыслей клиента.
Слайд 4
Основные понятия клиент-
центрированного подхода
«Поле опыта» - то, что потенциально доступно
сознанию,
воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность).
«Самость» - это целостность, включающая в себя
телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. Это система внутренних отношений,
феноменологически связанных с внешним миром и явленных
человеку в его "Я".
Слайд 5
Основные понятия клиент-
центрированного подхода
«Я»-реальное - система представлений о самом
себе,
которая формируется на основе опыта общения
человека с другими и
их поведения по отношению к
нему и изменяется в соответствии с возникающими
перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.
«Я»-идеальное - представление о себе как об
идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в
результате реализации своих возможностей.
«Тенденция к самоактуализации» - один из
фундаментальных аспектов человеческой природы,
понимается как движение к более реалистичному
функционированию.
Слайд 6Понятия, относящиеся к процессу
коррекционной работы
«Психологический климат» - одно из
ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения,
профессиональные (личностные)
умения, свойства и
рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции.
«Эмпатия» - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие
феноменологического мира клиента.
«Забота» - безусловное принятие клиента таким, каков
он есть.
Слайд 7Понятия, относящиеся к
процессу коррекционной работы
Конгруэнтность отражает следующие
существенные признаки
поведения психолога:
- соответствие между чувствами и
содержанием
высказываний;
- непосредственность поведения;
- неотгороженность;
- инструментальность концепций;
- искренность и пребывание таким, какой
психолог есть.
Слайд 8Цель коррекции
Выработка у клиента большего
самоуважения и
способности
предпринимать действия,
необходимые для приведения его
«Я»-реального в соответствие
с его
личным опытом и глубинными
переживаниями.
Слайд 9Задачи
Основная - это помощь в
личностном росте и развитии,
благодаря
которому человек сам
решает свои проблемы.
Второстепенная - создание
соответствующего
психологического климата и соответствующих
отношений.
Слайд 10Условия психологического климата
Безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже
если они будут идти вразрез с собственными установками психолога.
Эмпатия.
Психолог старается увидеть мир глазами
клиента и переживать события так же, как их переживает
клиент.
Аутентичность. Психолог должен доказать ее,
отказавшись от маски профессионала или от
какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы
разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в
основе этого метода.
Психолог должен воздерживаться от
интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем.
Слайд 11Позиция психолога
Основное требование - отказаться
от попыток играть какую-либо
роль;
быть самим собой.
Главная профессиональная
обязанность психолога -
создать
соответствующий психологический
климат, в котором клиент сам бы
отказался от защитных механизмов.
Слайд 12Условия успешного коррекционного
процесса: «Триада К. Роджерса»
конгруэнтность в отношениях с
клиентом
(подлинность, означает необходимость правильной
символизации психологом его собственного опыта);
безусловная
положительная оценка по
отношению к клиенту (сердечность, расположение,
уважение, симпатию, принятие и т.д.);
эмпатическое восприятие клиента (восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс
ощущений, восприятий и воспоминаний клиента,
доступных сознанию в данный момент), восприятие с
присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим
человеком).
Слайд 13Этапы коррекционного
процесса
1. Заблокированность внутренней коммуникации;
2. Стадия самовыражения;
3-4. Развитие процесса самораскрытия;
5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и
ответственности, установление свободной
внутренней коммуникации;
6. Личностные изменения, открытость себе и
миру;
7. Клиент продолжает самостоятельное движение к личностным изменениям.
Слайд 14Техники
Вербализация или техника повторов;
Молчание;
Отражение эмоций;
Метафора.
Слайд 15Литература
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002 Г.
510 С.
Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям / Под
ред. Н.Г. Осуховой. — М.: Педагогика, 2002.