Слайд 1Климанов Владимир Викторович
доктор экономических наук
klimanov@rane.ru
Модернизация бюджетного процесса
в условиях внедрения
программно-целевых методов управления
РАНХиГС. 27 января 2014 г.
Слайд 2Бюджет и бюджетная система
Бюджет
форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления
Бюджетная система Российской Федерации основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Слайд 3Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные
средства
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства
Дефицит бюджета –
превышение расходов бюджета над его доходами
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами
Слайд 4Функции государства и
бюджетной политики
1) Стабилизационная функция
изменение значений основных макроэкономических показателей
2)
Функция распределения ресурсов
распределение ресурсов между частным и общественным секторами
компенсация провалов
рынка
3) Функция перераспределения доходов
распределение дохода и богатства в соответствии с принципами, заложенными в теории общественного благосостояния
достижение социальной справедливости
Слайд 5Управление государственными финансами (1)
регулирование использования и (или) использование денежных ресурсов
для прозрачного, устойчивого и подотчетного исполнения в рамках бюджетного процесса
расходных обязательств государства, обеспечивающих достижение поставленных целей и максимальных результатов деятельности государственных и муниципальных органов власти
Цель управления – исполнение финансовых обязательств государства, возникающих в связи с осуществлением его полномочий и функций перед физическими и юридическими лицами, государственными образованиями, субъектами международного права, то есть расходных обязательств разного типа
Слайд 6Управление государственными финансами (2)
Институциональное правовое установление и регулирование правил и
процедур для принятия и реализации решений
Операционное непосредственное принятие и реализация
решений
Организационная форма управления – циклический по своему характеру процесс составления, утверждения, исполнения и аудита бюджетов (бюджетный процесс)
Виды управления
Слайд 7Бюджетный процесс
регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов
местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и
рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
Слайд 8Общие черты в управлении государственными финансами в различных странах
Бюджетный процесс
единый
цикл, состоящий из взаимосвязанных этапов: бюджетное планирование, исполнение, учет и
отчетность, контроль и аудит
Национальные бюджетные системы
единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов
Слайд 9Различия в организации бюджетного процесса и построении бюджетных систем
Государственное устройство
унитарное
или федеративное государство
Особенности национального законодательства
прецедентное или континентальное европейское право
Уровень экономического
развития
высокоразвитые и развивающиеся страны, страны с переходной экономикой
Роль государственного сектора
акцент на рыночные механизмы или сохранение сильного государственного вмешательства
Национальные традиции формирования, принятия и исполнения бюджета
Слайд 10«Уровни» бюджетной системы РФ
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов
местные бюджеты, в том числе
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
бюджеты городских и сельских поселений
Бюджетный кодекс РФ, статья 10
Слайд 11Публично-правовые образования и бюджеты
Российская Федерация – федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов РФ
83 субъекта Российской Федерации – бюджеты субъектов
РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
около 23 тыс. муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, поселения, районы внутри Москвы и Санкт-Петербурга) – местные бюджеты
Слайд 12Межбюджетные отношения
взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений,
организации и осуществления бюджетного процесса
Бюджетный кодекс РФ
Слайд 13Консолидированный бюджет
свод бюджетов на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
Межбюджетные
трансферты
средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету
Слайд 14Финансовый год
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение
бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год
(очередной финансовый год и плановый период)
Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом
Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом
Отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ
Финансовый год соответствует календарному году и длится
с 1 января по 31 декабря
Статья 12 Бюджетного кодекса РФ
Слайд 15Бюджетный кодекс Российской Федерации
устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации,
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов
бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
принят в 1998 г.
вступил в силу в 2000 г.
более 90 поправок
Слайд 16Принципы бюджетной системы РФ
единства бюджетной системы РФ
разграничения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
самостоятельности бюджетов
равенства
бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
сбалансированности бюджета
эффективности использования бюджетных средств
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
прозрачности (открытости)
достоверности бюджета
адресности и целевого характера бюджетных средств
подведомственности расходов бюджетов
единства кассы
Статья 28 Бюджетного кодекса РФ
Слайд 17Динамика роста доходов и расходов
федерального бюджета, млрд. руб.
Слайд 18Параметры бюджетной системы России, % к ВВП
ВВП России в 2012
г.
62,6 трлн. рублей
Слайд 19Федеральный бюджет в 2005-2009 гг.
Слайд 20Налоговые доходы бюджета расширенного правительства в 2000-е годы
Слайд 21Цены на нефть самые высокие за 150 лет (с 1864
г.)
Стоимость нефти превысила уровень 1985 и 2008 (5,2%)
Замедление темпов роста
Китае, риски масштабного кризиса в Еврозоне и США
Долгосрочная устойчивость и
сбалансированность бюджетной системы
Слайд 22Нефтегазовые доходы: 2000 – 20%, 2004 – 30%, 2012 –
более 50%
Ненефтегазовый дефицит: 2002-2007 – 2-3% ВВП, 2912 – 10,6%
Зависимость
бюджета от нефтегазовых доходов
Слайд 23Отсутствие бюджетных ограничений – потери экономики
Жесткие ограничения – стимул для
модернизации
Рост потребления превышает рост производства
В СССР рост производительности превышал рост
зарплат
Производительность труда и
реальная заработная плата
Слайд 24Повлиял ли финансовый кризис
на бюджетное планирование?
Планы конца 2008 г.
Планы
весны 2009 г.
Слайд 25Основные характеристики федерального бюджета на 2013-2016 годы,
млрд. руб.
Слайд 26Показатели федерального бюджета, % к ВВП
Слайд 27Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2014-2016 годах, млрд. руб.
Слайд 28Динамика доходов федерального бюджета
в 2011-2016 гг.
Слайд 29Факторы, влияющие на структуру и объем расходов федерального бюджета
Определение «базовых»
объемов ассигнований на основе утвержденных в федеральном бюджете на 2013
год и на плановый период 2014 и 2015 годов
Уточнение «базовых» объемов ассигнований с учетом
дополнительных ассигнований на реализацию положений указов Президента РФ от 7 мая 2012 г.
индексации в 2014 г. на 5% и в 2015-2016 гг. на 4,5% ежегодно стипендий для студентов и аспирантов
индексации в 2014 г. на 5% и в 2015 - 2016 гг. на 4,5% ежегодно публичных нормативных и приравненных к ним обязательств
увеличения с 01.01.2014 на 5% и с 01.01.2015 на 5% объема дотаций регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности
увеличения размера пенсии лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы путем увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии
Оптимизация в 2014-2016 гг. бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на 2% ежегодно
Оптимизация в 2014-2016 гг. на 5% расходов федерального бюджета (за исключением ряда расходов)
Слайд 30Увеличение действующих расходных обязательств на 2014-2016 годы (1), млрд. руб.
Слайд 31Увеличение действующих расходных обязательств на 2014-2016 гг. (2), млрд. руб.
Слайд 32Принятие новых расходных обязательств на 2014-2016 годы (1), млрд. руб.
Слайд 33Принятие новых расходных обязательств на 2014-2016 годы (2), млрд руб.
Слайд 34
Межбюджетные трансферты регионам, млрд. руб.
Слайд 35«Программная» структура расходов федерального бюджета в 2013 - 2016 гг.,
млрд руб.
Слайд 36Бюджеты государственных внебюджетных
фондов на 2013-2015 гг. (млн руб.)
Слайд 37Взаимодействие бюджетной и
административной реформ
Бюджетная
реформа
Административная
реформа
Слайд 38Оценка последствий докризисной бюджетной политики (2000-2008 гг.)
Слайд 39Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого
предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их
оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами
Из Бюджетного послания Президента РФ на 2004 г.
Идеология бюджетной реформы
Слайд 40Циклы бюджетной реформы (А.М. Лавров, 2005)
Слайд 41Основные результаты бюджетной политики
сохранение государственного долга на финансово безопасном
уровне
выполнение всех социальных обязательств
обеспечение макроэкономической стабильности
законодательное урегулирование применения инструмента государственных
программ
комплексная реформа учреждений
улучшение инвестиционного климата
улучшение позиций в ведущих международных рейтингах
создание системы управления рисками
Бюджетное послание Президента РФ на 2014-2016 гг.
Слайд 42Основные проблемы и вызовы
бюджетной политики
нескоординированность планирования мер социально-экономического и
бюджетного планирования.
отсутствие приоритезации структуры расходов бюджетной системы
отсутствие четкой системы оценки
эффективности бюджетных расходов
неудовлетворительные результаты применения инструмента государственных программ
не совершен переход к долгосрочному бюджетному планированию
не определены параметры пенсионной формулы
медленные темпы реформы государственных учреждений
необходимость создания механизмов для управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
увеличение нагрузки на региональные и местные бюджеты
Бюджетное послание Президента РФ на 2014-2016 гг.
Слайд 43Основные проблемы и вызовы
бюджетной политики на 2013 – 2015
гг. (1)
значительный ненефтегазовый дефицит
структура бюджетных расходов не является оптимальной для
стимулирования экономического развития
на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам
эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка
межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности
бюджетная политика во многом остается неясной для общества
негативная практика постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства
Бюджетное послание Президента РФ на 2013-2015 гг.
Слайд 44Основные проблемы и вызовы
бюджетной политики на 2012 – 2014
гг. (2)
Высокая зависимость экономики и бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры
Функционирование
системы государственного управления в ручном режиме
Барьеры, препятствующие созданию бюджетными научными учреждениями и образованными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности
Неразвитые институты планирования заказа и исполнения государственных контрактов
Слабая увязка с формируемыми государственными программами инструментов программно-целевого планирования
Бюджетное послание Президента РФ на 2012-2014 гг.
Слайд 45Основные задачи бюджетной политики
2014 - 2016 гг.
повышение качества управления
общественными финансами
повышение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы
развитие программно-целевых методов управления
обеспечение
сбалансированности и прозрачности пенсионной системы
создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры
повышение конкурентоспособности налоговой системы
исполнение социальных обязательств
снижение ненефтегазового дефицита бюджета
повышение прозрачности бюджетной системы
Бюджетное послание Президента РФ на 2014-2016 гг.
Слайд 46Цели бюджетной политики на 2013-2015 гг. (1)
Бюджетная политика должна стать
более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики
Для достижения целей социально-экономической
политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ
Особое внимание должно быть уделено продуманности и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства
Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг
Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости
Слайд 47Цели бюджетной политики на 2013-2015 гг. (2)
Необходимо определиться с параметрами
дальнейшего развития пенсионной системы, которые должны обеспечить ее надежность и
долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения
Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции
Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений
Важными задачами Правительства РФ являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния
Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества
Слайд 48Цели бюджетной политики на 2012-2014 гг.
Цель – новая модель экономического
роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях,
эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре
Предпосылка – долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы
Бюджетное послание Президента РФ
Слайд 49Задачи бюджетной политики на 2012-2014 гг. (1)
Интегрирование бюджетного планирования в
процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны
Закрепление начиная
с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета
Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30% на 2012-2013 гг., для малого бизнеса – до 20%
Повышение роли налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях
Улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны
Повышение отдачи от использования государственных расходов, в т.ч. за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг
Снижение роли государства в непосредственном управлении экономическими активами
Слайд 50Задачи бюджетной политики на 2012-2014 гг. (2)
Кардинальная перестройка система государственных
закупок (федеральная контрактная система)
Расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации
инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций
Завершение разработки поправок и внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства
Обеспечение эффективной децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов РФ и местного самоуправления
Утверждение и реализации Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет)
Слайд 51Задачи бюджетной политики на 2011-2013 гг.
Обеспечение макроэкономической стабильности, в т.ч.
сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции
Координация долгосрочного
стратегического и бюджетного планирования
Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов
Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций
Повышение качества человеческого капитала
Бюджетное послание Президента РФ на 2012-2014 гг.
Слайд 52Бюджетные новации
на среднесрочную перспективу
Государственные программы Российской Федерации «Управление государственными
финансами и регулирование финансовых рынков», «Создание условий для эффективного и
ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
Программа повышения эффективности управления общественными финансами до 2018 г. (распоряжение от 30 декабря 2013 г. №2593-р)
Слайд 53Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012
г.
Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р
Цель
– создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития
Базовое условие реализации – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
Слайд 54Направления повышения эффективности бюджетных расходов
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов
власти
применение в полном объеме норм законодательства в части формирования трехлетнего
бюджета
переход к утверждению «программного» бюджета
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг
реформирование финансового контроля и развитие внутреннего контроля
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов власти
Слайд 55Основные результаты реализации Программы
Приняты новые «бюджетные правила»
Подготовлена правовая и методическая
база для введения «программных» бюджетов: введена новая система видов расходов,
подготовлен формат «программной» классификации, утверждены государственные программы РФ
Проведена комплексная реформа государственных (муниципальных) учреждений и оказания государственных муниципальных услуг
Принят в первом чтении законопроект о госфинконтроле
Принят федеральный закон о контрактной системе
Утверждена концепция и начато формирование «Электронного бюджета
Внесены поправки в Бюджетный кодекс по регулированию бюджетного процесса на региональном и местном уровне
Начат процесс отмены льгот по региональным и местным налогам
Слайд 56 Итоги реализации Программы
повышение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной
системы
совершенствование разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями
государственные программы
РФ как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
переход к программной структуре расходов бюджетов
оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения
повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг
развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля
формирование комплексной контрактной системы в РФ
реформирование системы бюджетных платежей
развитие информационной системы управления государственными финансами
реализация региональных программ повышения эффективности
Слайд 57
Необходимость разработки Программы (1)
отсутствие регламентированной процедуры использования
в бюджетном процессе прогнозов социально-экономического развития
низкая роль достижения
значений показателей госпрограмм при планировании бюджетных ассигнований
неопределенность соотношения и взаимной увязки различных программно-целевых инструментов
незавершенность формирования и ограниченность практики использования инструмента государственных (муниципальных) программ для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов
формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг
недостаточная действенность системы государственного финансового контроля
Слайд 58
Необходимость разработки Программы (2)
отсутствие современной системы внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита
ограниченность применения оценки эффективности
использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления
недостаточная самостоятельность региональных и местных
органов власти при осуществлении бюджетных полномочий
наличие в НПА по бюджетным правоотношениям переходных положений и норм временного применения
разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления
отсутствие эффективной методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного управления
Слайд 59
Цель Программы повышения эффективности управления общественными финансами до 2018
г.
Предпосылки
долгосрочная устойчивость и сбалансированность федерального бюджета
разграничение полномочий и обязательств
публично-правовых образований, сбалансированность и устойчивость региональных и местных бюджетов
развитие государственно-частного партнерства
Решение задач
повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений, прежде всего путем разработки и введения в действие новой редакции Бюджетного кодекса и совершенствования реализующей ее правоприменительной практики
Слайд 60Задачи Программы
завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления
упорядочение структуры
управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований
реализация мер по повышению эффективности
бюджетных расходов
совершенствование государственного и муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов
обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления
повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами
Слайд 61Направления
Реализация основных направлений Программы
Слайд 62Меры по обеспечению сбалансированности и устойчивости федерального бюджета
НАПРАВЛЕНИЯ
разработка и
реализация Бюджетной стратегии РФ
стабильность законодательно закрепленных "бюджетных правил" использования нефтегазовых
доходов
поддержание безопасного уровня и структуры государственного долга РФ
Слайд 63
Меры по обеспечению устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов
проведение инвентаризации полномочий
определение и урегулирование на законодательном уровне
вопросов о разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления
разграничение вопросов местного значения на обязательные и добровольные с целью более четкого установления их правового статуса
завершение разграничения полномочий по решению вопросов местного значения и прав органов местного самоуправления разных типов муниципальных образований в отраслевых законодательных актах РФ
инвентаризация делегируемых полномочий с регионального на муниципальный уровень
исключение из федеральных законов, а также отраслевых нормативных правовых актов федерального уровня норм, устанавливающих льготы и социальные выплаты по полномочиям субъектов РФ и вопросам местного значения
Слайд 64Проблемы развития ГЧП
несовершенство законодательства РФ, регламентирующего ГЧП
специальное регулирование,
не позволяющее привлекать частные компании к реализации общественно-значимых проектов
отсутствие установленной процедуры принятия долгосрочных обязательств
неопределенность критериев оценки эффективности планируемых и реализуемых проектов ГЧП
отсутствие разграничения сфер применения норм законодательства о государственных и муниципальных закупках
институциональные проблемы
отсутствие механизма реализации комплексных инвестиционных проектов ГЧП
неурегулированность правовых вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности
Слайд 65Меры противодействия
закрепление в федеральном законодательстве понятия ГЧП
снятие ограничений
при реализации проектов ГЧП
определение критериев отбора инвестиционных проектов
и форм государственной финансовой поддержки для реализация проектов ГЧП
установление финансового участия публичного партнера в реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП только в случае обеспечения потребителям выгоды
определение и нормативное правовое закрепление процедуры принятия долгосрочных финансовых обязательств публично-правового образования в рамках соглашений ГЧП
формирование рекомендаций, по определяющим условиям, целевым показателям, типовым взаимным обязательствам и типовым соглашениям о ГЧП
Слайд 66
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
Слайд 67Динамика изменений в Бюджетный кодекс РФ с 2000 по 2013
гг.
Слайд 68Модернизация бюджетного процесса с внедрением программно-целевых методов управления
Внедрение программного
бюджета
изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов
корректировку
бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности
внедрение новых форм и видов государственного и муниципального финансового контроля
государственные (муниципальные) программы ключевой механизм, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование
Слайд 69
Проблемы практики формирования государственных программ
отсутствие правовой основы системной организации
процесса стратегического планирования
отсутствие базовых документов стратегического планирования
отсутствие методики
встраивания существующих программно-целевых инструментов в государственные программы
неопределенность соотношений государственных программ с другими документами стратегического планирования
отсутствие методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ
Слайд 70
Устранение проблем в практике формирования государственных программ
осуществление перехода к
долгосрочному бюджетному планированию на федеральном и региональном уровнях
повышение финансовой
самостоятельности ответственных исполнителей государственных программ
повышение качества разрабатываемых государственных программ субъектов РФ
сокращение количества субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
несоответствие сроков обработки и представления статистических данных
Слайд 71
Упорядочение структуры управления финансовыми
ресурсами публично-правовых образований
Определение перспектив развития
структуры, в том числе сектора государственного управления
Повышение эффективности
Развитие методологии
формирования и использования
Слайд 72
Интеграция налоговой политики в общее направление повышения эффективности бюджетных расходов
порядок формирования и состав бюджетной, статистической и налоговой отчетности, обеспечение
сопоставимости в отраслевом и территориальном аспектах: приведение в соответствие
обеспечение периодического обновления и актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования
принятие нормативных правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве "налоговых расходов" бюджетов
разработка методики оценки эффективности налоговых льгот
Слайд 73
Повышение эффективности
администрирования доходов
формирование нормативно-правовой базы, регламентирующую создание
и ведение реестра доходных источников бюджетов
установление единых правил формирования
первичных документов по доходам бюджетов
определение структуры и правил формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа
определение порядка формирования документов на оплату платежей
Слайд 74Контрактная система
расчетные бюджетные ассигнования
прогнозные
бюджетные ассигнования
контрактные расходные обязательства
Слайд 75
Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов
Слайд 76
Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
анализ эффективности бюджетных
расходов на всех стадиях бюджетного процесса
сопоставимость объекта анализа
оценка
всей совокупности финансовых, административных и иных ресурсов
независимость оценки
публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов анализа
учет результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов
Слайд 77
Проблемы повышения эффективности государственных закупок
Слайд 78Новации в государственных закупках
44-ФЗ
Слайд 79
Проблемы и ограничения, связанные с реформой бюджетных учреждений
формальное проведение
преобразований
несоответствие видов деятельности учреждений целям создания учреждения
несоответствие государственных
услуг полномочиям соответствующего публично-правового образования
сохранение высокого уровня агрегирования при формулировании государственных услуг («одно учреждение - одна услуга»)
различие принципов отражения государственных услуг в перечнях государственных услуг и работ
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет
Слайд 80Задачи по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг
обеспечение взаимосвязи государственных программ и государственных заданий
оптимизация структуры
бюджетной сети
формирование сводного перечня государственных услуг и работ
переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета единых нормативных затрат на оказание услуг
расширение практики привлечения к оказанию государственных услуг негосударственных организаций
упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях
внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений
Слайд 81Повышение качества и доступности
государственных услуг
Использование инструмента государственного задания при
стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи государственных программ и государственных
заданий
Оптимизация структуры бюджетной сети
Формирование единого регистра государственных услуг на основе базовых перечней
Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики)
Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в государственных учреждениях
Включение показателей качества государственных услуг в государственные задания
Переход к «эффективному контракту» с работниками государственных учреждений
Слайд 82
Пути снижения сроков внесения изменений в ФАИП
синхронизация внесения
изменений в сводную роспись и согласования соответствующих изменений в ФАИП
обеспечение ведения ФАИП во взаимодействии с информационными системами, в том числе - системой «Электронный бюджет»
установление системы межведомственного информационного взаимодействия между главными распорядителями средств федерального бюджета, Минфином России, Минэкономразвития России
упрощение процедуры согласования изменений показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ФАИП
Слайд 83
Способы участия в инвестиционных проектах на принципах ГЧП
долгосрочный
государственный заказ
долгосрочное тарифное регулирование
субсидирование в части затрат коммерческих
компаний на осуществление и коммерциализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских
сохранение уровня совокупной налоговой нагрузки на период окупаемости проекта
предоставление в пользование либо аренду земельных участков и объектов недвижимости на льготных условиях
Слайд 84
Задачи по повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера
сокращение
рисков, связанных с осуществлением инвестиций в проекты
передача большей части
рисков по инвестиционным проектам от государства к частным инвесторам
расширение доступа капитала на рынок инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру
создание новых инструментов бюджетной политики в сфере государственных инвестиций
повышение эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами
совершенствование механизмов предоставления государственных гарантий РФ
Слайд 85
Законодательное регулирование и методологическое содействие организации бюджетного процесса
формирование
и утверждение законов о бюджетах субъектов РФ (муниципальных образований) на
трехлетний период
установление минимальных требований к системе долгосрочного планирования
определение требований к государственным программам субъектов РФ и закрепление общих принципов распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
соответствие требованиям к прозрачности бюджетного процесса
формирование системы оказания государственных и услуг на основе государственных заданий
обеспечение стабильных условий формирования доходов местных бюджетов
Слайд 86Повышение операционной эффективности деятельности
органов исполнительной власти и государственных учреждений
Слайд 87Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита
разработка и совершенствование
нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита
внедрение
риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита
внедрение системы внешней и внутренней оценки качества
подготовка и переподготовка должностных лиц
анализ и учет международных стандартов внутреннего финансового контроля и аудита
Слайд 88Совершенствование системы бухгалтерского учета
и отчетности на основе Международных стандартов
формирование системы НПА по бухгалтерской отчетности на основе Международных стандартов
финансовой отчетности общественного сектора
утверждение порядка формирования финансовой отчетности по статистике государственных финансов РФ в соответствии с международными стандартами
обеспечение разработки и утверждения федеральных стандартов на основе Международных стандартов
расширение сферы применения Международных стандартов
повышение качества и эффективности системы регулирования бухгалтерского учета
формирование в системе государственной статистики государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности в электронном виде
Слайд 89Развитие системы "Электронный бюджет"
Слайд 90Цель создания электронного бюджета
обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления
повышение качества финансового менеджмента организаций
сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами
Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 1275-р
Слайд 91Несовершенства системы бюджетных платежей
проведение Федеральным казначейством однородных операций на
счетах бюджетов бюджетной системы
ограниченный перечень инструментов размещения свободных остатков денежных
средств, а также неиспользованный потенциал
недостаточная оперативность распределения доходов с использованием распределительных счетов и счетов бюджетов
отсутствие у администратора доходов бюджета и организаций, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, оперативной информации о поступлении денежных средств
значительный объем операций с наличными денежными средствами
построение единого казначейского счета
развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском счете
использование современных электронных платежных сервисов
установление порядка уточнения органами Федерального казначейства невостребованных более 5 лет плательщиками платежей
минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления
Слайд 92Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
публичное рассмотрение проектов государственных программ
и отчетов об их реализации
разработка системы мер, принимаемых по результатам
мониторинга, ежегодной экспертизы и оценки государственных программ, оценки итогов публичных процедур рассмотрения государственных программ
создание механизмов общественного контроля за подготовкой и реализацией государственных программ
организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений
создание Единого портала бюджетной системы РФ
регулярная публикация «бюджета для граждан («открытого бюджета)»
Слайд 93Стандарты для обеспечения бюджетной прозрачности
общедоступность информации о состоянии и
тенденциях развития общественных финансов
открытость деятельности органов власти по разработке,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов
наличие формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности
регулярный мониторинг прозрачности деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти по управлению общественными финансами
публикация бюджетов муниципального уровня на Едином портале
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов
формирование и предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения международных сравнений
Слайд 94
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
Слайд 95«Скользящая трехлетка» финансового планирования
Определение общей суммы расходов осуществляется на
следующий финансовый год
Переход к среднесрочному финансовому планированию
Последовательная («скользящая») корректировка будущих
периодов
Однолетний бюджет
Трехлетний бюджет
t
t+1
t+2
t+3
t
t+1
t+2
t+3
Бюджет
Бюджет
Бюджет
корректировка
разработка
Слайд 96Цель долгосрочной бюджетной политики
определение финансовых ресурсов, которые могут быть направлены
на достижение целей государственной политики, сформулированных в документах стратегического планирования,
решениях Президента РФ и Правительства РФ, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и повышении эффективности бюджетных расходов
Слайд 97Задачи реализации долгосрочной бюджетной политики
повышение эффективности реализации бюджетной политики как
инструмента государственной социально-экономической политики
обеспечение бюджетной устойчивости и общей макроэкономической стабильности
определение
параметров дальнейшего развития пенсионной системы
повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг
реализация нового этапа развития межбюджетных отношений
прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества
совершенствование интегрированной информационной системы управления общественными финансами («электронного бюджета»)
усиление государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью органов исполнительной власти, других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств
Слайд 98Принципы долгосрочной бюджетной политики (1)
надежность (достоверность) и консервативность оценок и
прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики
долгосрочная устойчивость и сбалансированность
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в условиях существенного падения цен на товары российского экспорта и (или) замедления темпов экономического роста
последовательное снижение (в сопоставимых условиях) ненефтегазового дефицита федерального бюджета при аккумулировании конъюнктурно обусловленных доходов в суверенных фондах
сохранение объема государственного долга Российской Федерации, государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств
полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов), обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики
Слайд 99Принципы долгосрочной бюджетной политики (2)
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости
безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе - с
учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленых целей
обеспечение достаточной гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе - наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно-утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Российской Федерации и их использование в бюджетном планировании
Слайд 100Бюджетная стратегия РФ до 2030 г.
Анализ условий формирования бюджетов
Прогноз основных
параметров (доходы, расходы, дефицит) бюджета «расширенного» Правительства
Прогноз основных характеристик федерального
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов субъектов РФ
Потолки расходов по госпрограммам до 2020 г.
Оценка рисков
На основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.
Слайд 101Ожидаемые результаты реализации долгосрочной бюджетной стратегии
Повышение стабильности и предсказуемости налогово-
бюджетной и долговой политики
Создание правовой основы для формирования объемов финансового
обеспечения государственных программ
Прогнозирование основных тенденций изменения параметров бюджетной системы
Заблаговременная оценка бюджетных рисков и выработка мер по их минимизации
Возможность оценки финансовых последствий принятия решений по изменению расходных обязательств, налогового и таможенного законодательства, документов государственного стратегического планирования в долгосрочной перспективе
Расширение горизонтов бюджетного планирования региональных и местных бюджетов
Слайд 103Расходы бюджетов в 2000-2012 годах, %ВВП
Слайд 106Прогноз демографических показателей РФ
Слайд 108Параметры бюджетной системы РФ, % к ВВП
Слайд 109Изменение расходов и доходов в 2013-2030 годах
Слайд 110Распределение доходов и расходов между публично-правовыми образованиями, %
Слайд 111Доходы бюджетов в 2013-2030 годах, % к ВВП
Слайд 112Федеральный бюджет в 2013-2030 годах
Слайд 113Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в 2013-2030 годах,
Слайд 114Влияние «базовой» цены на нефть на дефицит федерального бюджета в
2013-2030 годах
Слайд 115Источники финансирования дефицита федерального бюджета, государственный долг РФ в 2013-2030
годах, % к ВВП
Слайд 116Оценка расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ РФ, млрд.
рублей
*УРР - условно утвержденные расходы
Слайд 117Параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2013-2030 годах, %
к ВВП
Слайд 118Динамика и структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2013-2030
годах, % к ВВП
Слайд 119Факторы, определяющие целесообразность концентрации доходов в федеральном бюджете
значительная (особенно в
среднесрочном периоде) доля доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры, в том
числе - налогов на товары сырьевого экспорта и ряда косвенных налогов
сохранение в рассматриваемой перспективе необходимости обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
значительные различия в бюджетной обеспеченности регионов
высокая неравномерность размещения и (или) мобильность налоговых баз по основным налогам
Слайд 120Подходы к политике по формированию доходов бюджетов
упорядочивание системы налоговых и
таможенных льгот, повышение их адресности и строгой координации с целями
и задачами соответствующих государственных программ
повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством
совершенствование законодательства о налогах и сборах, о таможенном деле в целях недопущения снижения доходов
установление четкой зависимости между уплаченными страховыми взносами и объемом прав граждан (размером трудовой пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком)
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет увеличения объемов безналичных расчетов, формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам
снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и её повышение на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов;
повышение доходов и эффективности использования государственного и муниципального имущества, включая совершенствование дивидендной политики
Слайд 121Расходные обязательства
Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом,
договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году
Слайд 122Бюджетные ассигнования
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в
соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств
Обоснование бюджетных ассигнований
– документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)
Слайд 123Ведомственная структура расходов бюджета
распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о
бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по
разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации
Слайд 124Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган),
орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной
администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом
Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
Получатель бюджетных средств – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом
Распорядители и получатели бюджетных средств
Слайд 125Действующие и принимаемые
расходные обязательства
Действующие
обязательства
трансферты населению (прямой счет)
обслуживание долга
(график)
содержание сети (индексация)
действующие программы (план)
Принимаемые
обязательства
новые законы
новые программы
принятие
включение в бюджет
Слайд 126Бюджетная роспись
Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется
финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета
и источникам финансирования дефицита бюджета
Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам
Слайд 127Отдельные виды обязательств
Публичные обязательства – расходные обязательства публично-правового образования перед
физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в
установленном размере или имеющие установленный порядок его определения (расчета, индексации)
Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях
Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Слайд 128Бюджетная роспись
Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется
финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета
и источникам финансирования дефицита бюджета
Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам
Слайд 130Для всех главных распорядителей
бюджетных средств
Гражданско-правовые обязательства
Публичные обязательства
Инвестиционные обязательства
Межгосударственные
обязательства
Для финансовых органов
Долговые обязательства
Межбюджетные обязательства
Перечень видов расходных обязательств
Слайд 131Количество
получателей средств
Установленный
норматив
Индекс
увеличения
расходов
Факт расходов
прошлого года
Методы оценки расходов
Метод
индексации расходов
Плановый метод
Нормативный метод
Объем расходов в плановом периоде зафиксирован
Слайд 132Реестр расходных обязательств
используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов,
иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или)
правовые основания для иных расходных обязательств с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств
Слайд 133Виды бюджетных ассигнований
ассигнования на
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая
ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных)
нужд
социальное обеспечение населения
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями
предоставление субсидий производителям товаров, работ, услуг
предоставление межбюджетных трансфертов
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права
обслуживание государственного (муниципального) долга
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда
Слайд 134Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг
ассигнования на
обеспечение выполнения
функций казенных учреждений
предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям
предоставление субсидий некоммерческим
организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями
осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности
закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в т.ч. вооружений, военной и специальной техники (оборонный заказ), товаров в государственный материальный резерв
Ст.69 Бюджетного кодекса РФ
Слайд 135Государственные услуги и государственное задание
государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги
(работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными
(муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами
государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)
Слайд 136Бюджетные закупки
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или муниципальных нужд - Федеральный закон от 5
апреля 2014 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Государственные нужды - обеспечиваемые за счет средств бюджетов потребности Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации
Нужды бюджетных учреждений - потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений
Слайд 137Бюджетные инвестиции
Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или
увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества
Бюджетные инвестиции
в объекты государственной собственности в форме капитальных вложений осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования
Ст.79 Бюджетного кодекса РФ
Слайд 138Программное бюджетирование
процесс составления бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования
целевых программ посредством государственных (муниципальных) расходов
использует анализ затраты-выгоды для целей
принятия решения о распределении финансирования
является связующим звеном между бюджетом и общим стратегическим планированием
Слайд 139Критерии эффективности бюджетных программ
Слайд 141Программный бюджет
и бюджетный процесс
изменения порядка формирования федерального закона о
федеральном бюджете
уточнение объемов действующих расходных обязательств и принятие решений по
новым расходным обязательствам исходя из планируемых результатов реализации государственных программ
усиление роли Бюджетной комиссии при принятии решений по уточнению действующих и принятию новых расходных обязательств
доведение предельных объемов по ответственным исполнителям государственных программ (не по главным распорядителям средств федерального бюджета)
безусловный учет параметров долгосрочного прогноза бюджетной системы (предельных объемов на реализацию государственных программ)
обсуждение параметров государственных программ в Гос. Думе при рассмотрении проекта закона о бюджете
Слайд 142ФЦП, ВЦП
Государственные программы
Концепция долгосрочного развития
Бюджетирование, ориентированное на результат
Приоритетные национальные проекты
Программный
бюджет: возникновение
Слайд 143Эффекты внедрения
государственных программ
Работа министерств тесно увязывается с общими приоритетами
развития, достижениями стратегических целей
Повышается качество управления бюджетными средствами
Осуществляется проведение жесткой
бюджетной политики
«Мы должны задать принципиально другие требования к эффективности государственного управления и существенно повысить отдачу от использования каждого государственного рубля»
В.В. Путин. 10 марта 2011 г.
Слайд 144Госпрограмма – площадка для принятия решений
План госпрограммы – управленческий инструмент
организации деятельности ФОИВ
Отчеты о реализации госпрограмм – инструмент контроля деятельности
и принятия решений
Внедрение госпрограмм – способ межуровневого согласования деятельности органов государственной власти и ориентация бизнеса на общегосударственные цели
Перечень госпрограмм – приоритеты деятельности Правительства РФ
АИС Госпрограммы – доступ к полной информации о деятельности органов исполнительной власти
Обучение программным и проектным методам управления – способ повысить результативность деятельности госслужащих
Непосредственный результат реализации мероприятий госпрограммы – цель закупки в госконтракте
Перечень и структура госпрограмм – основа структуры федеральных органов исполнительной власти и внутренней организации ФОИВ
Госпрограммы – основы формирования бюджета страны
Государственная программа как инструмент достижения стратегических целей
Слайд 145Концепция долгосрочного развития
до 2020 года
ГП 1
Нормативно-правовое регулирование
- контроль
лицензирование
тарифы
налоговые льготы и т.д.
Цели, конечные результаты
ФЦП
пГП
пГП
пГП
пГП
ФОИВ 1
ФОИВ 2
Министерство
вытекают
из Концепции долгосрочного развития и являются инструментом достижения ее целей
объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели
состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП
реализуются ответственным министерством, могут быть «соисполнители», отвечающие за свои подпрограммы
государственные программы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальные программы увязаны друг с другом
Министерство
Государственные программы
Государственные программы
Минфин России
Слайд 146Примеры государственных программ
Российской Федерации
Развитие здравоохранения
Развитие образования
Поддержка семьи
Социальная поддержка
граждан
Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России
Развитие пенсионной системы
Содействие
занятости населения
Культура России
Охрана окружающей среды
Экономическое развитие и инновационная экономика
Обеспечение личной безопасности, общественного порядка и противодействие преступности
Слайд 147Непрограммная часть федерального бюджета
Реализация функций государственной судебной власти
Обеспечение деятельности:
Прокуратуры
РФ
Уполномоченного по правам человека в РФ
Счетной палаты РФ
Центральной избирательной комиссии
РФ
Совета Федерации
Государственной Думы
государственной корреспонденции
Управление делами Президента РФ
Непрограммные расходы федеральных органов исполнительной власти
_____________
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы
Закрытые расходы, включая обеспечение национальной обороны
Слайд 148Доля программных расходов
в регионах в 2012 г.
Минфин России
Слайд 149Проблемы внедрения программного бюджета
Отсутствие правовой основы системной организации процесса стратегического
планирования
Отсутствие концепции долгосрочного социально-экономического развития, прогноза и бюджетной стратегии
Непроработанность вопросов
встраивания в государственные программы уже существующих инструментов программно-целевого планирования
Отсутствие методических рекомендаций по разработке и реализации региональных государственных и муниципальных программ
Угроза нарастания ведомственности
Проблемы при расчете показателей государственных программ
Оторванность предлагаемых программами мер от конечных результатов
Деление бюджета на программы и построения программной классификации
Слайд 150Стратегические меры по внедрению
программного бюджета
регламент межведомственного взаимодействия
потолки расходов
оценка эффективности
реализации государственных программ
участие регионов в реализации государственных программ
«дорожные карты» и
бюджет
общественное участие и общественный контроль
Слайд 151Тактические меры по внедрению
программного бюджета
показатели, характеризующие степень реализации основных
мероприятий
методические рекомендации для регионов
стимулы для регионов по внедрению программного бюджета
отмена
долгосрочных целевых программ
контрольные события и мероприятия
опубликование государственной программы
государственная программа как расходное обязательство
Слайд 152Проблемы для будущих решений
Слабая интеграция бюджета в документы стратегического планирования
Наличие
«базового» и «дополнительного» вариантов финансирования
Несоответствие показателей и индикаторов решаемым задачам
Неопределенность
существования долгосрочных целевых программ
Отсутствие механизмов взаимодействия органов власти разного уровня
Слайд 153Расходные обязательства федерального бюджета, 2012-2014 гг.
98,8%
Слайд 155Бюджетная классификация
Российской Федерации
группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности,
обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов
классификация доходов бюджетов
классификация расходов бюджетов (14 разделов)
классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
классификация операций сектора государственного управления (группировка по экономическому содержанию)
Слайд 156Изменения разделов, подразделов классификации расходов бюджетов в 2011 году
Слайд 157Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (1)
1) общегосударственные вопросы
функционирование Президента
РФ
функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования
функционирование законодательных
(представительных) органов
функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций
судебная система
обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора
обеспечение проведения выборов и референдумов
международные отношения и международное сотрудничество
государственный материальный резерв
фундаментальные исследования
резервные фонды
прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов
2) национальная оборона
Вооруженные Силы РФ
модернизация Вооруженных Сил РФ и воинских формирований
мобилизационная и вневойсковая подготовка
мобилизационная подготовка экономики
обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности
ядерно-оружейный комплекс
реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества
прикладные научные исследования в области национальной обороны
Слайд 158Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (2)
3) национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
органы прокуратуры
органы внутренних дел
внутренние войска
органы юстиции
система исполнения наказаний
органы безопасности
органы
пограничной службы
органы по контролю за оборотом наркотических средств
защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона
обеспечение пожарной безопасности
миграционная политика
модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований, правоохранительных и иных органов
прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности
Слайд 159Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (3)
4) национальная экономика
общеэкономические вопросы
топливно-энергетический
комплекс
исследование и использование космического пространства
воспроизводство минерально-сырьевой базы
сельское хозяйство и рыболовство
водное
хозяйство
лесное хозяйство
транспорт
дорожное хозяйство (дорожные фонды)
связь и информатика
прикладные научные исследования в области национальной экономики
5) жилищно-коммунальное хозяйство
жилищное хозяйство
коммунальное хозяйство
благоустройство
прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства
Слайд 160Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (4)
6) охрана окружающей среды
экологический
контроль
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод
охрана объектов растительного и
животного мира и среды их обитания
прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды
7) образование
дошкольное образование
общее образование
начальное профессиональное образование
среднее профессиональное образование
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
высшее и послевузовское профессиональное образование
молодежная политика и оздоровление детей
прикладные научные исследования в области образования
8) культура, кинематография
культура
кинематография
прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии
Слайд 161Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (5)
9) здравоохранение
стационарная медицинская помощь
амбулаторная
помощь
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
скорая медицинская помощь
санаторно-оздоровительная помощь
заготовка,
хранение донорской крови
санитарно-эпидемиологическое благополучие
прикладные научные исследования в области здравоохранения
10) социальная политика
пенсионное обеспечение
социальное обслуживание населения
социальное обеспечение населения
охрана семьи и детства
прикладные научные исследования в области социальной политики
11) физическая культура и спорт
физическая культура
массовый спорт
спорт высших достижений
прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта
Слайд 162Разделы и подразделы классификации расходов бюджетов (6)
12) средства массовой информации
телевидение
и радиовещание
периодическая печать и издательства
прикладные научные исследования в области средств
массовой информации
13) обслуживание государственного и муниципального долга
обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга
обслуживание государственного внешнего долга
14) межбюджетные трансферты общего характера региональным и местным бюджетам
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований
иные дотации
прочие межбюджетные трансферты общего характера
Слайд 163Лицевые счета
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса
в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых
в Федеральном казначействе или финансовом органе
▬▬▬▬▬
Банк (кредитная организация) → расчетные счета
Федеральное казначейство → лицевые счета
Слайд 164Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной
системы
Совершенствование нормативно-правового обеспечения предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Повышение эффективности
предоставления межбюджетных трансфертов
Повышение эффективности использования субсидий
Слайд 165Поддержание устойчивого исполнения региональных и местных бюджетов
Создание условий для устойчивого
исполнения и увеличения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
Слайд 166Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами
Создание условий для
повышения качества управления региональными и муниципальными финансами
Соблюдение требований бюджетного законодательства
участниками бюджетного процесса на региональном и местном уровне
Слайд 167КЛИМАНОВ
Владимир Викторович
доктор экономических наук,
Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного
управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации
klimanov@rane.ru