Слайд 2 Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели
разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь?
Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?
Слайд 3Вы знаете, что главный работник в нашем языке – слово.
Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и
предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете – это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.
Рассмотрите рисунок. Какие речевые действия совершают ребята?
Слайд 4Говорят и слушают – это устная речь. В древности рот
и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е.
та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают – это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь – знаками.
Слайд 5Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать
и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи?
Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.
Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось?
Слайд 6Люди пересказывали их. В старину всю информацию люди передавали из
уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от
детей – внукам, и так от поколения к поколению.
Устное народное творчество.
Слайд 7Прочитайте народную мудрость:
«Хорошую речь хорошо и слушать».
«От приветливых слов язык
не отсохнет».
«Иное слово пропускай мимо ушей».
«Сперва подумай, а потом и
скажи».
«Красно поле пшеном, а беседа умом».
Слайд 8Что же ценили наши предки?
Прежде всего, речь грамотную и
умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно
дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.
Слайд 9Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый –
слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во
второй – речь, которую надо исправлять:
Речь (какая?) – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая.
Слайд 10Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.
Речь должна
быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
Слайд 11А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме
проходили даже состязания ораторов? Оратор – тот, кто выступает с
речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.
Слайд 12Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение.
В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью
слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.
У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.
Богиня красноречия
Слайд 13Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно.
Чему же
учились в те далёкие времена?
Дореволюционная школа.
Слайд 14Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт
к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать.
Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии – красивого и чистого письма – и владению своим голосом – его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же?
Слайд 16К какой речи относятся эти правила? К устной. А как
развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно
составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык – это то, что человек знает, речь – это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь – устную и письменную.
Слайд 17Сегодня мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь
устная», «речь письменная», научились их различать.