Слайд 1Когнитивная психология.
Выполнил: Усманов Усман
Слайд 2Научные предпосылки:
1) критика бихевиоризма и возрождение интереса к теме сознания
в США начиная с 50х годов ХХ века;
2) влияние гештальт-психологии
– принятие активной роли субъекта, интерес к проблеме сознания;
3) учение Ж.Пиаже, проведшего ряд значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка;
4) изменение научной парадигмы в физике – отказ от идеи абсолютной объективности и признание активной роли субъекта в познавательном процессе.
Слайд 3Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы
человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами
памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Слайд 4Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире,
как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти
и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Слайд 5Возрождение когнитивной психологии.
Начиная с конца 50-х интересы ученых снова сосредоточились
на внимании, памяти, распознавании образов, образах, семантической организации, языковых процессах,
мышлении и других «когнитивных» темах, однажды сочтенных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи все более поворачивались лицом к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, и когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 30-х и 40-х годах.
Слайд 7Сфера когнитивной психологии
Слайд 8Восприятие.
Восприятие – это процесс формирования целостного образа из ощущений, полученных
органами чувств.
Слайд 9Непреднамеренное
Преднамеренное
Наблюдение
Слайд 11Свойства восприятия:
избирательность
целостность
структурность
константность
Слайд 12Нарушения восприятия:
Гиперстезия
Гипостезия
Галлюцинация
Иллюзия
Слайд 13Память
Память – это способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Слайд 14Запоминание – это процесс перехода информации из кратковременной в долговременную
память.
Воспроизведение – процесс обратный запоминанию.
Слайд 15Виды памяти:
Двигательная (моторная)
Эмоциональная
Образная
Словесно - логическая
Слайд 16Модальности
Визуальная – картина, фильм, лица, цвета
Аудиальная – звуки
Кинестетическая
– тепло, холод, твёрдость
Олфакторная – запах
Густаторная – вкус
Слайд 17Цели деятельности
Произвольная
Непроизвольная
Слайд 18Кратковременная
5-9(7+/- 2)единиц информации, несколько минут
Долговременная
(время и приём бесконечны)
Слайд 19Воображение.
Воображение – способность создавать новые мысли, идеи, образы.
Слайд 20Виды воображения
Пассивное
произвольное
непроизвольное
Активное
творческое
воссоздающее
критическое
Слайд 21Речь.
Речь – основное средство передачи информации между людьми
Язык – набор
символов, с помощью которых передаются звуки, наделённые определённым смыслом для
человека.
Слайд 22Речь бывает
Письменная
письмо
чтение
Устная
диалог
внутренняя речь
Слайд 23Психология развития
Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно
изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития
значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры. В нашем случае мы можем только заключить, что говорящих объединяет такой опыт развития, который позволяет им (более или менее) понимать друг друга.
Слайд 24Мышление и формирование понятий
Мышление – это психический процесс отражения реальности,
познания связей и отношений между предметами.
Слайд 25Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое
Аналитическое мышление
Интуитивное мышление
Продуктивное (творческое)
и репродуктивное мышление
Слайд 27Операции мышления
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстракция
Слайд 28Интеллект – способность действовать разумно, опираться на обстоятельства и обучаться.
IQ=(умственный
возраст/хронологический возраст)*100
Слайд 29Расстройства мышления
Ментизм
Аутизм
Ригидностьф
Слайд 30Некомпетентные люди часто отождествляют бихевиоризм и когнитивное направление. Однако, как
уже было сказано выше, это отдельные, самостоятельные дисциплины. Первая сосредоточена
только на наблюдении за поведением человека и внешними факторами (стимул, манипуляция), формирующими его. Сегодня некоторые научные положения ее признаны ошибочными. Когнитивную психологию кратко и понятно можно определить как науку, изучающую психические (внутренние) состояния человека. От психоанализа ее отличают научные методы (а не субъективные ощущения), на которых базируются все исследования. Круг тем, затрагиваемый когнитивным направлением, образуют восприятие, язык, память, внимание, интеллект и решение проблем. Поэтому эта дисциплина часто перекликается с лингвистикой, поведенческой неврологией, вопросами искусственного интеллекта