Слайд 1Коллективные субъекты
Административного права
Помазуев А.Е.
Слайд 2Разделы учебников по темам
Глава или параграф, посвященные государственным и негосударственным
организациям (предприятия, учреждения, организации, коммерческие и некоммерческие организации) как субъектам
административного права
Слайд 3Административная правосубъектность коллективных субъектов
Общий термин для коллективных субъектов – «организации»
Правоспособность
и дееспособность не разделяются и объединены понятием правосубъектности
Административная правосубъектность (АП)
– способность организаций быть субъектом административных правоотношений
АП организаций бывает:
Общая – способность иметь права и нести обязанности, характерные для всех организаций лиц данного вида. Возникает с момента создания и прекращается с ликвидацией.
специальная – способность иметь права и обязанности для реализации (исполнения) которых необходимо соответствие дополнительным требованиям.
Административная деликтоспособность организаций возникает с момента их регистрации в качестве юридического лица.
Организация, не зарегистрированная в качестве юридического лица не может быть субъектом административной ответственности, но в отношении неё могут применяться иные меры административного принуждения
Административной правосубъектностью в отдельных правоотношениях могут наделяться филиалы и представительства
Слайд 4Общая и специальная правосубъектность организаций
Общая АП организаций (как правило) включает
в себя 2 блока:
универсальный – способность иметь и реализовывать права
и обязанности, относящиеся ко всем юридическим лицам
видовой – способность иметь и реализовывать права и обязанности, характерные для организаций определенного вида
Видовой блок включает права и обязанности характерные для:
Коммерческих организаций
Некоммерческих организаций и общественных объединений
Организаций, которые создаются государством для осуществления публичных функций или содействия в осуществлении публичного управления:
Унитарные предприятия
Государственные и муниципальные учреждения
Государственных корпораций и государственные компании
Специальная АП организации дифференцирована по видам специальных прав и обязанностей и всегда связана с конкретной обязанностью или правом
Условиями для приобретения специальной правосубъекности могут выступать:
Наличие имущества, персонала или соответствие иным требованиям, необходимым для осуществления определенного вида деятельности;
Деятельность в отдельных сферах (в отраслях, имеющих стратегическое значение, рынки в состоянии естественной монополии и т.д.)
Нахождение на территории со специальным режимом (особые экономические зоны, режим ЧС и т.д.)
Слайд 5Административно-правовой статус организаций
АПС организаций – совокупность прав и обязанностей, реализуемых
(исполняемых) организациями во взаимодействии с представителями публичной администрации
АПС статус может
быть:
Общим – необходима общая административная правосубъектность
Специальным – необходима специальная административная правосубъектность
Регулирование прав и обязанностей организаций как правило осуществляется путем закрепления прав и обязанностей государственных органов с которыми организация взаимодействует
Слайд 6Создание организаций
Общее правило – обязательная регистрация в уполномоченных государственных органах
Для
коммерческих организаций – налоговая инспекция ФНС по месту нахождения
ФЗ
от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»
Для некоммерческих организаций – Минюст или его территориальные органы в субъектах
ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»
Исключения: создание общественных объединений, государственных корпораций, которые созданы с момента принятия решения
Слайд 7Общий АПС организаций (универсальный блок)
(часть 1)
Государственный контроль (надзор)
Базовое регулирование: ФЗ от 26.12.2008 N 294
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» + отраслевые федеральные законы, устанавливающие особенности контроля в отдельных сферах
Детальное регулирование – административные регламенты исполнения государственной функции по контролю и надзору в отдельных сферах
Организация обязана не противодействовать проведению мероприятий по контролю
Выполнять требования контролирующих органов, изданные в пределах их полномочий
Организация вправе знать о проведении проверки
Направлять представителя для участия в мероприятиях по контролю
Знакомиться с результатами проверки
Антимонопольное регулирование и контроль
Базовое регулирование: ФЗ от 26.07.2006 N 135 «О защите конкуренции»
Детальное регулирование: Административные регламенты ФАС
Судебная практика: Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30
Организации обязаны соблюдать требования антимонопольного законодательства
Организация обязана своевременно и в полном объеме исполнять обязанности, возложенные на неё антимонопольным законодательством
Слайд 8Общий АПС организаций (универсальный блок)
(часть 2)
Ведение бухгалтерского учета
Базовое регулирование: ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете»
Общее методическое руководство осуществляет Правительство РФ
Детальное регулирование – акты Минфина
Организация обязана вести бухгалтерскую отчетность
Представлять квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики (кроме государственных и муниципальных учреждений , унитарных предприятий)
Соблюдение требований технического регулирования
Базовое регулирование: ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» + отраслевые законодательные акты в сферах, изъятых из по регулирования 184-ФЗ
Детальное регулирование: технические регламенты, которые устанавливают требования к отдельным видам продукции, работам и услугам. Технические регламенты утверждаются:
Федеральными законами
Международными договорами и соглашениями
Указами Президента, Постановлениями правительства, актами уполномоченных ФОИВ
Организации обязаны соблюдать требования технических регламентов
Организации вправе обращаться в государственные органы за подтверждением соответствия выпускаемой ими продукции, работ услуг требованиям тех регламентов
Слайд 9Общий АПС организаций (универсальный блок)
(часть 3)
Соблюдение санитарных требований
Базовое регулирование: ФЗ от 30.03.1999 N 52
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Детальное регулирование: санитарные правила и нормы (СанПин’ы), утверждаемые главным санитарным врачом РФ
Организации обязаны соблюдать санитарные правила и нормы при своей деятельности, а также планировании и проектировании.
Соблюдение требований противопожарной безопасности
Базовое регулирование: ФЗ от 21.12.1994 N 69 «О пожарной безопасности»
Детальное регулирование: ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Организации обязаны соблюдать правила противопожарной безопасности
Организации обязаны обеспечивать соответствие эксплуатируемых ими помещений, территорий, объектов противопожарным требованиям
+ ИНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Слайд 10Общий АПС организаций (видовой блок)
(часть 1)
Особенности общего
АПС коммерческих организаций:
НЕТ
Особенности общего АПС некоммерческих организаций и общественных объединений:
Возможность создания общественных объединений без государственной регистрации
Усложненная процедура государственной регистрации, включающая проверку устава, представления дополнительных сведений об учредителях, месте нахождения организации
Осуществление Минюстом общего контроля за деятельностью общественных организаций в целях контроля за правосубъектностью
Возможность ликвидации организации, не зарегистрированной в качестве юридического лица путем инициирования процедуры судебного запрета на её деятельность
Слайд 11Общий АПС организаций (видовой блок)
(часть 2)
Организаций, которые
создаются государством для осуществления публичных функций или содействия в осуществлении публичного управления
Наличие постоянных взаимоотношений с публичной администрацией в лице органов
Осуществляющих управление публичной собственностью и наделяющих организацию имуществом (Росимущество или органы ИВ субъектов РФ)
Осуществляющих оперативное руководство деятельностью учреждений и предприятий
Осуществление деятельности в соответствии с планами, программами или целями, установленными органами, осуществляющими оперативное руководство, а также представление соответствующим органам отчетов о своей деятельности
Подпадают под действие ФЗ от 21.07.2005 N 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Государственные компании и корпорации
Индивидуальное законодательное регулирование каждой компании или корпорации, влекущее индивидуализацию статуса
Обеспечение меньшего влияния государства на их деятельность по сравнению с унитарными предприятиями и учреждениями
Наделение публично-властными функциями и их совмещение с предпринимательской деятельностью
Слайд 12Специальный АПС
ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ (ЛИЦЕНЗИЙ)
Базовый акт - Федеральный закон от
04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
+ отраслевые законодательные
акты, определяющие особенности лицензирования в сферах, прямо изъятых из под действия 99-ФЗ (оборот этилового спирта, образования, деятельность кредитных организаций и т.д.)
Получение разрешения (лицензии) – правореализационная процедура.
Для получения лицензии лицензиат должен соответствовать лицензионным требованиям, которые закрепляются в Постановлениях Правительства РФ
Уполномоченные органы – федеральные и региональные органы ИВ, уполномоченные на осуществление контроля за соответствующим видом деятельности.
Формы документов для получения лицензии устанавливаются лицензирующими органами
Лицензия в соответствии с 99-ФЗ носит бессрочный характер.
За субъектами, получившими лицензию осуществляется «лицензионный контроль»
Слайд 13Структура специального АПС лицензиата
Основания приобретения статуса:
Условия, которым должен соответствовать субъект
для приобретения статуса - соответствие лицензионным требованиям
Требования к совершению субъектам
определенных действий – подача заявления и документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям;
Совокупность действий публичной администрации, необходимая для придания или признания статуса – проверка представленных документов на предмет соотвтетсвия установленной форме и подтверждения соотвтествия лицензиата лицензионным требованиям;
Юридический факт с которым связывается возникновение статуса - издание приказа о выдаче лицензии и оформление лицензии
Содержание статуса:
Перечень дополнительных прав и обязанностей субъекта статуса – осуществлять деятельность, соблюдать лицензионные требования, отказаться от лицензии, обеспечивать условия для проведения лицензионного контроля;
Дополнительные права и обязанности публичной администрации в отношении субъекта статуса – осуществлять лицензионный контроль, приостановление действия лицензии;
Процедура продления, подтверждения или переоформления специального статуса – продление не предусмотрено, переоформление по заявлению лицензиата при изменении организационно-правовой формы или иных данных, указанных в лицензии.
Условия прекращения статуса:
Возможность прекращения статуса по воле физ лица или публичной администрации – возможны оба варианта: отказ от лицензии, отзыв лицензии судом
Совокупность и последовательность действий, необходимых для лишения лица специального статуса – обращение лицензиата в лицензирующий орган или обращение лицензирующего органа в суд
Юридические факты с которыми связывается прекращение статуса – издание органом приказа или вступление в силу решения суда.
Слайд 14Специальный АПС (часть 2)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ
Придание статуса может осуществляться
в рамках разрешительной или регистрационной процедуры
Целью получения статуса является начало
или продолжения деятельности в соответствующей сфере
Уполномоченные органы – органы, осуществляющие регулирование в соответствующей сфере
Приобретение статуса оформляется изданием административного акта
Статус накладывает дополнительные обязанности
За субъектом статуса осуществляется контроль со стороны предоставившего его органа в целях контроля за наличием специальной правосубъектности
Статус может прекратиться одновременно с прекращением осуществления соответствующего вида деятельности, утратой имущества или утратой сферы особого режима регулирования
За нарушение установленных в рамках статуса обязанностей установлена административная ответственность