Слайд 1 Коммуникативная деятельность
Функции, стороны, формы КД
БГМУ кафедра педагогики и
психологии
Профессор Амиров Артур Фердсович
Слайд 2Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие
(стороны):
Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);
Интерактивная сторона
(организация взаимодействия между индивидами);
Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)
Слайд 3 Коммуникативная сторона общения
Коммуникация — (лат. communicatio -связь, сообщение, общее, разделяемое
со всеми ) - направленная связь между людьми, предполагающая прием
и передачу различных сигналов: информации, смыслов, эмоций, чувств и переживаний, а также различного рода психофизиологических состояний.
Слайд 4Коммуникация как процесс
Коммуникация – процесс двустороннего (многостороннего) обмена информацией (сигналами),
ведущей ко взаимному пониманию людей и успешному взаимодействию.
Слайд 5Коммуникация как процесс
В момент эмоционального упадка, человек (пациент) особенно нуждается
в позитивных коммуникативных воздействиях
Слайд 6Теория резонанса в КД
Теория резонанса в коммуникативной деятельности гласит: «Изменения
в состоянии и поведении одного человека приводят к изменениям в
состоянии и поведении другого человека».
Если один из партнеров напряжён и напряжён другой, то напряжение у обоих от этого только усилится. Таким образом оба партнера воздействуют непроизвольно друг на друга своим состоянием и поведением.
Поэтому в напряженной ситуации общения кто-то должен успокоиться первым и «послать» сигнал успокоения другому.
Слайд 7Особенности КД
Особенности профессионального общения с точки зрения КД
1 Всегда участвуют
не менее двух человек
2 Каждый из них одновременно выступает объектом
и субъектом общения
3 Каждый из них пытается оказать воздействие на другого
4 Эффективность общения возможна лишь тогда, когда партнеры используют единую кодификацию
Слайд 9Все
многочисленные
ситуации
межличностного
взаимодействия
осуществляются
через пять
основных
способов
Заражение – процесс передачи эмоционального состоя-
ния от
одного индивида к другому помимо собственно
смыслового воздействия или дополнительно к
нему
Вербализация – объяснение скрытых процессов:
действие лекарственных препаратов, течение патало-
гических процессов и др.
Разъяснение – коммуникативное действие, направлен-
ное на то, чтобы сделать более ясным и понятным то
или иное явление или процесс
Внушение – психологическое воздействие одного чело-
века на эмоционально-бессознательную сферу другого
человека, рассчитанное на некритическое восприятие
им различных воздействий
Убеждение – процесс интеллектуально-рационального
воздействия на сознание кого-либо, логического обосно-
вания какого-нибудь суждения или умозаключения
Слайд 10 Убеждение
Убеждение — это прежде всего интеллектуально- рациональное воздействие на сферу
сознания партнера.
Убедить — это не просто добиться согласия с
определенной точкой зрения, главное, чтобы человек
сделал то, что ему
предлагают (предписыв-
ают), по собственной
воле.
Слайд 11Убеждение: факторы эффективности
1.Авторитет убеждающего
2.Его собственная убежденность в сказанном
3.Учет психологических особенностей
убеждаемого
4.Учет эмоционального состояния убеждаемого
5.Доказательность, конкретность, убедительность и аргументированность тезисов
6.Убеждение действенно
только при определенной мотивированности партнера на восприятие информации
7. Создание условий для понимания приводимых аргументов.
Слайд 12 Внушение
Понятие «внушение» употребляется в широком и узком значении:
1 В
широком - оно означает любое психическое воздействие, обычное влияние одного
человека на другого;
2 В узком - предполагает специальное воздействие (суггестия) на подсознание партенера по общению, результатом которого является безотчетность полученного им впечатления.
Слайд 13Внушение – способ коммуникативного воздействия, обращенный к эмоциям и чувствам
человека.
Если рациональное убеждающее воздействие - это обращение к логике, разуму
и фактам, то суггестивное воздействие - это внушающее воздействие, обходящее сознательный контроль.
Внушение может
осуществляться в
естественном состоянии,
во сне и под гипнозом
Слайд 14 Внушение
Физиологической основой внушения является взаимодействие первой и
второй сигнальных систем
на базе упрощенного рефлекса на смысловое
содержание слова.
При этом
происходит снижение
тонуса коры головного мозга и
внушение осуществляется за
счет наличия торможения в коре
головного мозга: концентрации
раздражения при одновременном
индукционном торможении.
Слайд 15 Пример суггестии
Прямое наставление предполагает наличие в лексиконе человека,
оказывающего воздействие лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых максимально
уверенным тоном, и выразительного взгляда в глаза пациенту, а также четких рекомендаций и наставлений.
Эта разновидность внушения позволяет: сформировать автоматизм действия по выполнению данных, например, врачом или провизором рекомендаций.
Слайд 16 Пример суггестии
Косвенное – скрытое внушение человеку. Его используют с целью
усиления желаемого эффекта. Такой вид внушения воспринимается неосознанно и незаметно;
Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»).
Усваивается косвенное
внушение неосознанно,
непроизвольно, незаметно.
Слайд 17 Пример суггестии
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это сложная система
внушающих воздействий на человека с целью моделирования им заданных осознанных
и неосознанных типов поведения. В медицине НЛП может
1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения
2. Помочь больным актуализировать мотивы по преодолению характерных проблем
3. Повышать мотивацию больных по избавлению от нежелательных привычек - курение, пьянство, переедание, бессонница
4. Производить изменения в отношениях,
чтобы они функционировали более
продуктивно
5. Излечивать психосоматические
заболевания
НЛП - это один способов организации системы человеческих мыслей, коммуникаций и мотивов
Слайд 18 Внушаемость
Внушаемость — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться
и подчиниться внушающему воздействию.
Внушаемость «срабатывает» только лишь в случае доверия
суггестору.
Слайд 19 Внушаемость зависит от:
1) пола человека (гендерных особенностей),
2) уровня интеллекта,
3) уровня образованности,
4) возраста,
5) состояния здоровья,
6)
социальной ситуации, в которой человек находиться
Слайд 20 Типичные черты внушаемого человека
Робость.
Зависимость от других.
Доверчивость.
Повышенная впечатлительность.
Излишняя эмоциональность.
Тревожность.
Низкая
самооценка.
Слабо функционирующая логика.
Медленное протекание психических процессов.
Неуверенность в себе.
Слайд 21 Заражение
Заражение (эмоциональное) – социально-психологический механизм передачи психического настроя
другим людям от одного человека или группы людей, эмоционального воздействия
в условиях непосредственного контакта и включения личности в определенные психические состояния.
Носителем и транслятором эмоционального заряда является т.н. индуктор - он передает свое состояние и настрой другим людям.
В отличие от других форм воздействия, эмоциональное заражение является менее осознанным и более автоматизированным.
Слайд 22 Фасцинация
Фасцинация (от лат. fascinatio «завораживание») — эффект повышения воздействия информации
на поведение.
Способы и приемы фасцинации:
-прямой зрительный контакт,
твердый но «теплый» взгляд;
- богатый в тембровом отношении голос;
-ритм речи то возбуждающий, то успокаивающий;
-невербальные воздействия.
Слайд 23 Коммуникативный (психологический) контакт
Коммуникативный контакт – это процесс установления и поддержания
взаимного тяготения общающихся. Если люди проникаются интересом или доверием друг
к другу, можно говорить, что между ними установился контакт.
Коммуникативный контакт – это совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми .
Установить психологический контакт – значит, вызвать у собеседника симпатию по отношению к себе, или, по меньшей мере, не вызвать у него антипатию.
Коммуникативный контакт – это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии.
Коммуникативный контакт – это целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей.
Слайд 24 Функции контакта
Конта́кт (от лат. contactus — прикосновение) — поверхность соприкосновения
чего-либо; соединение
Функции контакта:
-Вхождение в контакт
(Важен «эффект первого впечатления»).
-Установление
оптимального
уровня интимности
(доверительности).
-Обеспечение лидерства.
-Выход из контакта.
Слайд 25Выход из контакта
Прощание, как и начало беседы, должно быть приветливым.
В этот момент важно видеть и чувствовать собеседника (пациента). В
конце беседы желательно высказать пациенту надежды на скорое выздоровление, на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи.
Слайд 26
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
профессор Амиров Артур Фердсович