Слайд 1 Коммуникативная деятельность
лекция на тему
КОНФЛИКТЫ. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ
СИТУАЦИЯМИ
Профессор Амиров
А.Ф.
Слайд 2Конфликтология
Система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов,
а также о принципах и технологиях управления ими.
50 – е
годы 20 века формирование конфликтологической теории в психологии и социологии.
70 –е годы 20 века становление конфликтологической практики во всех сферах деятельности.
Слайд 3Конфликт (лат. conflictus) – столкновение
Это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов,
стремлений.
Под конфликтом также понимается отсутствие согласия между двумя или
более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, преследующими свои цели.
Слайд 4 Когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей
или препятствуют достижению целей, эти разногласия преодолеваются вынужденным образом путем
развития конфликта.
То есть конфликт с этой точки зрения - один из способов преодоления противоречий.
Слайд 5Проявление конфликта
Конфликт проявляется разноообразно.
В острой фазе может
проявляться в виде различных агрессивных реакций: обида (внутренняя злость), раздражение, негативизм, аутоагрессия,
подозрительность, вербальная агрессия и другое.
Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия.
Слайд 6Факторы возникновения агрессивного поведения
Биологические Социальные Эволюционные
Боль.
Протест против Борьба за
Дискомфорт.
непонимания и выживание.
Тревожность. игнорирования. Стремление
Фрустрация. Реакция на гру- к лидерству.
бое отношение.
Обида. Защита потомства и
близких.
Слайд 8Косвенная агрессия
Действия, как окольными путями направленные на другое лицо
(сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные
взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё по столу, хлопанье дверьми )
Слайд 9Вербальная агрессия
выражение негативных чувств как через форму (крик, визг,
ссора) так и через словесные ответы (угрозы, проклятия, ругань)
Слайд 10Склонность к раздражению
готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости,
резкости, грубости.
Слайд 11Негативизм
опозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства.
Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы.
Слайд 12Подозрительность
Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на
убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Слайд 13Обида
реакция на «ущемление личности»
Слайд 14Обида
у взрослых
зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева,
злости на весь мир за действительные или мнимые переживания.
Слайд 15Агрессивное поведение
Средство достижения какой-либо значимой цели, в том числе
повышения собственного статуса за счёт самоутверждения.
В трудной жизненной ситуации агрессивное
поведение часто выступает как форма психологической защиты
Слайд 16Ведущие признаки агрессивного поведения
Выраженное стремление к доминированию над
людьми и использованию их в своих целях
Тенденция к разрушению
(саморазрушению)
Направленность на причинение вреда окружающим , оскорбление (ругань, дерзость, грубость и др.)
Склонность к насилию (причинение боли)
Слайд 17Положительная агрессия
Мобилизующая внутренняя сила для достижения успеха в деятельности (учёбе,
спорте, работе), овладения знаниями, познания мира, обеспечения лидерства, самосохранения.
Подавление
человеком своей агрессивности ведёт к блокированию в большей или меньшей степени активности человека.
Слайд 18Отрицательная агрессия
Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам (живым существам или
неодушевлённым предметам), приносящее физический или материальный ущерб людям или вызывающее
у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
конфликтов
Существуют различные основания конфликтов и традиционно различают два рода причин
- объективные и субъективные.
Объективные причины - это обстоятельства, независящие от участников конфликта ( нехватка средств, плохие условия труда, стрессонапряженность труда и профессии).
Субъективные – личная неприязнь, намерения и действия конкретных лиц или сторон конфликта.
Слайд 21Виды конфликтов по группам
I группа «внутри нас» (внутриличностный конфликт)
- ситуация
«Бурданова осла»
- ситуация выбора меньшего
из двух зол
и хочется и
колется
Слайд 22
Внутриличностный конфликт
это комплекс противоречий, возникающих у человека на
подсознательном уровне. Воспринимается подобное состояние, как неразрешимая эмоциональная проблема
По
своим дисфункциональным последствиям аналогичен последствиям других типов конфликта.
Его причинами являются различные психологические факторы внутреннего мира личности, кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства .
Слайд 232 группа «между нами»
(межличностный конфликт)
взаимные негативные осознанные отношения
(действия) между партнерами
Конфликт «личность-личность» является самым распространенным
и в медицинских организациях проявляется по-разному
Можно провести условные подразделения на конфликт «руководитель-врач», «врач-медсерстра», «врач-больной», «врач-врач».
Слайд 24Конфликт «руководитель - врач»
центральное место в нем занимает кризис доверия
Слайд 25
Конфликт «врач – больной»
столкновение интересов и ожиданий участников взаимодействия
Слайд 26Конфликт «врач – врач»
столкновение мнений, профессиональных взглядов, идей, точек зрения
участников взаимодействия
Слайд 27Конфликт «врач – медсестра»
Центральное место - несоблюдение принципов партнерства
Слайд 28Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:
Наличие заранее заданных
установок, оценок, убеждений.
Наличие уже сформированных стереотипов.
Стремление сделать преждевременные заключения
о личности оцениваемого человека.
Безотчетное структурирование личности другого человека.
Эффект “ореола”
Эффект “проецирования”
“Эффект первичности”
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.
“Эффект последней информации”
Слайд 29Виды конфликтов
По сфере проявления: экономические, идеологические, правовые, социально – бытовые,
семейно – бытовые).
По количеству субъектов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между личностью
и группой).
По степени открытости (открытый, скрытый)
По социальным статусам субъектов (горизонтальный, вертикальный, смешанный).
По широте (локальный, масштабный)
По социальным последствиям (конструктивный, деструктивный).
Слайд 30 Конструктивные конфликты
Для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные
стороны, проблемы совершенствования деятельности, внесение улучшений в организацию службы здравоохранения.
Такие
конфликты могут приносить пользу, способствовать достижению определенных целей.
Слайд 31Деструктивные конфликты
Деструктивные конфликты в любом проявлении направлены на разрушительные действия,
в процессе которых падает эффективность деятельности.
Основные признаки деструктивного конфликта
- тенденция к расширению, эскалация (конфликт становится независимым от исходных причин, и даже при их устранении последний продолжается), рост потерь и затрат, которые несут участники конфликта, рост агрессивных действий участников конфликта, нежелание идти на компромисс.
Слайд 32 Деструктивный конфликт это конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон
в целом заметно превосходят его позитивные результаты
Слайд 33По классификации Л. Коузера, конфликты могут
быть реалистическими (предметными) или
нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или
несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата или решения проблемы.
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Слайд 38Положительные функции конфликтов
Эмоциональная разрядка.
Межличностные отношения выходят на новый уровень развития.
Познаем
людей которые нас окружают.
Познаем и проявляем себя.
Конфликты препятствуют застою в
отношениях внутри коллектива.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь
Слайд 39Отрицательные функции конфликта.
Затрачивается много времени, физических и психологических сил.
Разрушаются межличностные
отношения.
Ухудшается психологический климат в организации и как следствие плохая производительность,
качество труда и текучесть кадров.
Затяжные и эмоционально значимые конфликты вызывают стресс, а он в свою очередь различного рода физические и психологические заболевания
Обостряются конкурентные отношения между людьми.
Слайд 40Структура конфликта
Стороны конфликта – это субъекты, находящиеся в состоянии конфликта.
Предмет
конфликта – это то из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации
– это отображение предмета конфликта в сознании субъектов.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие к конфликту.
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе .
Пока существуют все элементы в структуре конфликта он является не разрешимым.
Слайд 41Прогнозирование конфликта
Основным источником прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных
условий и факторов взаимодействия между людьми( стиль управления, уровень социальной
напряженности, психологический климат, лидерство и микрогруппы), а также их индивидуально-психологических особенностей.
Особое место на данном этапе занимает анализ общих и частных причин конфликтов.
Слайд 423 основных способа урегулирования конфликтов
1 способ - игнорирование
2
способ – предотвращение
3 способ - разрешение
Слайд 43Игнорирование (уход, уклонение) - это стратегия поведения, подразумевающая стремление человека уклониться от
конфликта сознательно или бессознательно.
Позиция человека, избравшего стратегию ухода в конфликтной
ситуации - не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение конфликта. Он уклоняется от обсуждения вопросов, чреватых разногласиями. Субъект не желает прилагать усилий для разрешения конфликта, не видит смысла идти на встречу оппоненту.
Слайд 44Предотвращение конфликта - это специально организуемая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного
влияния на какую-либо сферу человеческих отношений. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование.
Слайд 45Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на
прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение
конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Слайд 46Кафедра педагогики и психологии
Спасибо за внимание
Профессор Амиров Артур Фердсович