Слайд 1Обучение и развитие персонала
Слайд 2Цели образования XXI века:
уметь жить;
уметь работать;
уметь жить вместе;
уметь учиться.
развитие и
обучение человеческих ресурсов - часть стратегии организации по накоплению конкурентных
преимуществ
Слайд 3Базовые навыки XXI века:
Концентрация и управление вниманием;
Эмоциональная грамотность;
Цифровая грамотность;
Творчество, креативность;
Экологическое
мышление;
Кросскультурность;
Способность к (само)обучению.
Слайд 4Старая модель навыков
Жесткие навыки
(Hard skills)
Мягкие навыки
(Soft skills)
Слайд 5Новая модель навыков
Контекстные /
Специализированные
навыки
Кроссконтекстные
навыки
Экзистенциальные
навыки
Слайд 6Основные понятия темы
Развитие персонала – это целенаправленные мероприятия реализуемые службой
управления персонала по совершенствованию знаний и навыков работников, с целью
подготовки работников соответствующих целям и стратегии развития самой организации.
Возможность развития должна предоставляться всем работникам, поскольку улучшается не только эффективность работы, но также меняется климат в организации, а отсутствие возможности развития приводят к усилению текучести кадров.
Обучение – это комплексный процесс усвоения знаний, понятий, навыков и ценностей, которые помогают адаптироваться в той окружающей среде, в которой мы живем.
Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Слайд 7цели программы развития и обучения персонала
повышение трудового потенциала работников
для решения личных задач и задач в области функционирования и
развития организации;
эффективное и рациональное использование бюджета (денежные средства, выделяемые на обучение, должны быть использованы с высоким процентом достижения поставленных целей, а так же чтобы качество получаемого обучения соответствовало затраченным средствам);
создание в системе обучения всех условий, позволяющих сохранить и удержать накопленные компетенции в компании.
Слайд 8Основные принципы развития персонала:
целостность системы развития, преемственность видов и форм
развития персонала;
опережающий характер развития персонала по отношению к развитию организации;
гибкость
и адаптивность различных форм обучения и развития;
профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;
учет возможностей организации.
Слайд 9процесс построения системы обучения персонала
Слайд 10Концепции обучения
Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее
будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение
эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, наставника и педагога.
Слайд 11Развитие человеческих ресурсов основано на выполнении ряда мероприятий:
обучение, переподготовка и
повышение квалификации персонала;
профессиональная адаптация;
оценка кандидатов на вакантную должность;
текущая периодическая оценка
трудового потенциала коллектива сотрудников;
планирование деловой карьеры;
работа с кадровым резервом.
Слайд 12Профессиональное обучение – это процесс передачи новых профессиональных навыков или
знаний сотрудникам организации, основанный на задачах и планах этой организации.
Профессиональное развитие – это приобретение работником новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые он использует в своей профессиональной деятельности. Это процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников с целью выполнения новых производственных функций, задач и обязанностей новых должностей
Слайд 13Функциональная связь профессионального развития персонала с подсистемами управления персоналом организации
Слайд 14Методы профессионального развития персонала
Слайд 16Классификация основных методов обучения
Слайд 17Сравнительная характеристика современных методов обучения
Слайд 18Сравнительная характеристика современных методов обучения
Слайд 19Сравнительная характеристика современных методов обучения
Слайд 20Сравнительная характеристика современных методов обучения
Слайд 21Сравнительная характеристика современных методов обучения
Слайд 22Система массового обучения
Сертификационное обучение (допуски к работе)
Развитие операционных навыков
Профессиональное тестирование
Посттренинговое
сопровождение
Наставничество
Слайд 23Управленческая подготовка
Корпоративный университет
Модульная подготовка
Проектное обучение
Дискуссия/метод дебатов
Кейс-метод
Дистанционное обучение (Виртуальная школа)
Технология «перевернутого
класса» (текст лекции предварительно высылается обучающимся/студентам для изучения)
Слайд 24Цифровая трансформация обучения работников
во-первых, постоянный обмен опытом и знаниями, обучение
в процессе работы на реальных рабочих процессах;
во-вторых, формирование персонализированного
цифрового контента обучения;
в-третьих, обеспечение доступа к обучающим программам в любое время, в любом месте и с любым типом устройств (внедрение системы мобильного обучения и кросс-платформенных решений);
в-четвертых, формирование целостной системы электронного дистанционного обучения: МООС (массовый открытый онлайн курс, например, через платформы Coursera, EdX), COOC (корпоративный открытый онлайн курс), SPOOC (малые частные онлайн-курсы), вэбинары;
в-пятых, создание виртуальных платформ для обучения (решение кейсов и упражнений в виртуальной среде, создание виртуальных симуляций);
в-шестых, обеспечение возможности моментального получения обратной связи (автоматизированная проверка работы с использованием технологии Big Data, внедрение технологии микрообучения с распределенной во времени оценкой гранулярных знаний, умений и навыков).
Слайд 25Новые управленческие ТРЕНДЫ в системе ОБУЧЕНИЯ
Слайд 26Основная идея микрообучения – доступность и краткость.
Эффективность микрообучения заключается
в:
1. Освоении отельных эпизодов.
2. Охвате части процесса.
3. Простое обучение.
4. Обучение
происходит в группах.
5. Новые возможности благодаря технологиям.
Микрообучение
Слайд 27Характеристики среды обучения:
Обучение может
быть встроено в повседневную
жизнь
Возможность
адаптации
Доступность
Постоянство
Интерактивность
Непосредственность
Микрообучение
является важным компонентом PLE-Персональная среда обучения
Слайд 28«Именно механика игры — а не тематика — делает ее
веселой» (Циммерман и Каннингем).
Геймификация – это использование игровых подходов, которые
широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов.
Геймификация позволяет увеличить результат работы сотрудников в среднем на 24%.
Геймификация
Слайд 29Виртуальная реальность - это технология, позволяющая отработать необходимые навыки в
безопасной обстановке.
Виртуальная реальность характерна для:
Профессий с высоким уровнем риска;
Врачей;
Пилотов;
Высотников.
Виртуальная
реальность (VR)
Слайд 30Коллаборация или сотрудничество — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере
двух и более людей или организаций для достижения общих целей,
при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Социализация
Слайд 31Навыки, которыми должны обладать «сотрудники будущего»
Важные навыки,
«Подрывные» навыки,
необходимые для выживания
в Четвёртой индустриальной
революции
необходимые для успеха
в Четвёртой индустриальной революции
Слайд 3212 лучших методов обучения, которые максимизируют производительность сотрудников
Слайд 33Наиболее распространенные методики обучения
1. The Instructor-led Training Approach (Учебный подход
под руководством инструктора):
а) Очное обучение;
б) Вебинары.
Слайд 342. The Active Training Approach (Подход активного обучения):
а) Семинары (Workshops);
б)
Кейсы (Case Studies);
в) Мозговой штурм (Brainstorming).
Наиболее распространенные методики обучения
Слайд 353. The Experiential Training Approach (Методы приобретения практического опыта):
а) On-the-job
training (Обучение на рабочем месте);
б) Mentoring/ Shadowing/ Coaching (Наставничество /
Наблюдение/ Коучинг);
в) Role-playing (Ролевая);
г) Simulations (Симуляции).
Наиболее распространенные методики обучения
Слайд 364. The Tech-Enabled Training Approach (Технический подход к обучению):
а) eLearning
(Электронное обучение);
б) Gamified Learning / Gamification (Геймификация);
в) Microlearning (Микрообучение).
Наиболее распространенные
методики обучения
Слайд 37Top 10 2019 Training Trends
(10 лучших трендов обучения в 2019
году)
Слайд 381. Embracing the Modern Learner (Охватывая современного ученика);
2. Focusing on
“sticky learning” that changes behavior (Сосредоточение внимания на «липкое обучение»,
которое меняет поведение);
3. Ensuring C-Suite buy-in through collaboration between HR and Leadership (Обеспечение участия C-Suite через сотрудничество между HR и Leadership);
4. Leading by example and prioritizing learning cultures (Лидерство на примере и расстановка приоритетов в обучении);
5. Making learning accessible with mobile learning (Сделать обучение доступным с помощью мобильного обучения).
Top 10 2019 Training Trends
Слайд 396. Microlearning (Микро-обучение);
7. Harnessing AI (Использование ИИ);
8. Incorporating elements of
Gamification into your training solution (Включение элементов геймификации в ваше
учебное решение);
9. Video-based learning (Видео-обучение);
10. Soft Skills: confidence boosting training (Soft Skills: обучение, повышающее уверенность.
Top 10 2019 Training Trends
Слайд 40план индивидуального развития персонала (ИПР)
Индивидуальный план развития – это документ,
содержащий в себе цели и программу обучения сотрудника, развития его
профессиональных и личностных качеств.
В индивидуальный план развития, в зависимости от сферы деятельности организации, входят такие развивающие мероприятия как:
- обучение на рабочем месте и не на рабочем месте;
- самостоятельное обучение;
- онлайн обучение (e-learning);
- участие в проектах;
- ротация;
- наставничество;
- коучинг;
- стажировка.
Слайд 41Блоки ИПР
данные о сотруднике;
перечень компетенций, необходимых развивать;
действия, которые необходимо выполнить,
для развития этих компетенций.
ИПР дает сотруднику возможность видеть четкий план
построения своего профессионального продвижения.
ИПР позволяет направить максимум усилий на развитие необходимых навыков и умений
Слайд 44ЦИКЛ РАЗВИТИЯ
«Я управляю тем, что осознаю. То что я не
осознаю управляет мной» Дж.Уитмор
Слайд 45Б. Гейтс: «Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие
два года, и недооцениваем изменения следующих десяти лет. Не бездействуйте!»
Управление карьерой
Слайд 46Понятие Карьера
успешное поступательное профессиональное или должностное продвижение сотрудников;
индивидуально осознанная
позиция и поведение, связанное с развитием способностей, компетенций, опытом на
протяжении трудовой жизни человека.
Деловая карьера – это поступательное продвижение личности в какой-либо
сфере деятельности, изменение навыков, способностей,
размеров вознаграждения и квалификационных возможностей,
связанных с деятельностью; достижение славы, известности, обогащения
Слайд 47Планирование карьеры – процесс определения целей и разработки программы профессионального
развития сотрудника, которая поможет ему развить и использовать свой потенциал,
приобрести требуемые компетенции для занятия желаемой должности, применить полученный опыт для достижения целей компании и удовлетворения личных потребностей Оптимальный срок планирования – 3-10 лет.
Управление карьерой – это процесс реализации разработанного плана карьеры, включающего комплекс мероприятий профессионального развития работника: обучение, делегирование полномочий, ротация (латеральные перемещения), стажировки консультирование, самообразование и прочее.
Слайд 48Динамика карьеры
1) подъем вверх по карьерной лестнице;
2) расширение и обогащение
собственной роли, за счет взятия большей ответственности или большая степень
применения своих навыков и способностей
Слайд 49Кривая развития карьеры
стадии продвижения карьеры человека: расширение 20-30 лет;
укрепление 30-45 лет и совершенствование 45-70 лет
Слайд 51Виды карьеры
Вертикальная восходящая (управленческая с повышением статуса)
Вертикальная нисходящая (снижение
статуса в организационной иерархии)
Горизонтальная (профессиональная, без повышения статуса)
Ступенчатая
Скрытая (центростремительная
– движение к ядру, руководству организации при относительно невысоком статусе)
Поливариантная (одновременное движение в нескольких направлениях)
Слайд 52Управление развитием карьеры сотрудников представляет собой процесс овладения сотрудниками теми
компетенциями, которые они должны знать и уметь делать, чтобы выполнять
работу на более высоком уровне ответственности или вносить больший вклад в функционирование организации. Эти уровни можно назвать диапазоны компетентности.
Слайд 53карта карьеры сотрудника
Для каждой зоны нужно определить свою модель компетенций.
На основе этих данных создается карта карьеры сотрудника, включая «целевые
точки».
Сотрудников следует информировать о том, какого уровня компетенции они должны достичь, чтобы продвигаться в карьере.
Важно дать ясно понять, что сотрудники сами должны делать, если хотят развития карьеры, хотя следует обеспечить им руководство и поддержку.
Слайд 55Для целей управления деловой карьерой сотрудников, в организации необходимо проводить
оценку персонала для решения следующих задач:
выявить набор личных характеристик человека,
определить какие возможности больше всего подходят именно ему;
выявить людей с нужными способностями и навыками для конкретных рабочих мест;
выявить взаимосвязь между числом менеджеров, которые уйдут на пенсию в течение ближайших 4-5 лет и количеством менеджеров, стоящих на ступеньку ниже, которые станут их приемниками.
Слайд 56БУДУЩЕЕ
ПРОШЛОЕ
Заранее составленный поэтапный плану движения к целевой позиции («карьерная лестница»)
ЦЕЛЬ
ПЛАН
ОРИЕНТИР
Максимально детальное описание (= «что будет написано на моей визитке»)
Общее,
постепенно уточняющееся понимание направления движения в терминах задач, проектов, масштаба
Нет четкого плана, после каждого этапа происходит ориентация в актуальном организационном ландшафте и определение вариантов следующего шага
Идеальная карьера – это движение только вверх по карьерной лестнице
Идеальна карьера – это разнообразный опыт, смена ролей, функций, территорий, который дает возможно приобрести широкий круг компетенций
ЦЕЛЬ
ПЛАН
ОРИЕНТИР
ГИБКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРАМИ
Слайд 58Эволюция ожиданий сотрудников в период с 1960 гг. по наши
дни
Слайд 59ВРЕМЯ
ЭКСПЕРТОВ
ОТКРЫТЫЙ
РЫНОК
ГИБКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Карьерные лестницы только для массовых специальностей
Вместо цепочки шагов -варианты
следующего шага
Моментальные пулы талантов
Фокус с руководителей смещается на экспертов, проектных
менеджеров, «лидеров без титула»
Кроме управленческой ветки доступны экспертная и проектная ветка развития
Вместо модели компетенций – библиотеки навыков
Ограничение времени в должности
Сотрудники видят все вакансии, руководители видят всех кандидатов
Вместо закрытых конкурсов на позиции - открытые
ТРЕНДЫ В УПАВЛЕНИИ КАРЬЕРАМИ
Слайд 60Понятие компетенции
Компетенции – это интегральная характеристика, включающая способности, профессиональные знания,
навыки и качества, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения своих
функциональных обязанностей
Слайд 61ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Введение в
должность
Обучение и развитие
Если в компании разработана и эффективно внедрена модель
компетенций,
то она позволяет на ее основе успешно осуществлять основные HR-функции