Разделы презентаций


Комплексная оценка здоровья ребенка

Комплексная оценка здоровья ребенка, критерии здоровья и формирование групп здоровья.Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются: углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Комплексная оценка здоровья ребенка.
Выполнил: Липницкий В.А
Проверила: Стасюк О.Н.

Астана 2016

Комплексная оценка здоровья ребенка. Выполнил: Липницкий В.АПроверила: Стасюк О.Н.Астана 2016

Слайд 2Комплексная оценка здоровья ребенка, критерии здоровья и формирование групп здоровья.
Основными

задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:
углубленное исследование,

оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;
раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.


Комплексная оценка здоровья ребенка, критерии здоровья и формирование групп здоровья.Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей

Слайд 3Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья).
Он оценивает­ся на основании полученных данных

генеалогического (семейного), био­логического и социального анамнеза (то есть историй жизни

семьи). Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отноше­ниях в семье (не являются ли родители родственниками), национально­сти, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, со­стоянии здоровья, причинах смерти.
Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболева­ний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недоста­точность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасполо­женности к тем или иным заболеваниям.
Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отя­гощенности (ИО), определяемый отношением общего количества хрони­ческих заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда о кото­рых есть сведения (А) к общему числу всех родственников (Б), исключая малыша (ИО = А / Б).
Генеалогический анамнез считается:
- «благополучным» при числовом выражении ИО до 0,3,
- «условно благополучным» при ИО от 0,3 до 0,6
- «неблагополучным» при ИО 0,7 и более.
При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправ­ленность, если в поколениях родословной выявлены хронические забо­левания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболева­ния разных органов и систем.
Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое тече­ние заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объектив­ную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве.
Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья).Он оценивает­ся на основании полученных данных генеалогического (семейного), био­логического и социального анамнеза (то

Слайд 4Сбор и оценка биологического анамнеза
Биологический анамнез (БА) включает сведения о

развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный

(первые 7 суток), поздний неонатальный (до конца первого месяца) и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй поло­вины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессио­нальные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирус­ные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
В родах и первые 7 дней выясняют - характер течения родов (длительный безвод­ный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, опе­ративное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ре­бенка и матери при выписке из родильного дома.
В течение первого месяца продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорож­денного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность.
В период детства имеют значение повторные острые инфекционные заболева­ния, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (ги­потрофия, паратрофия), диатезы.
Сведения о БА участковый педиатр по­лучает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с ро­дителями. БА собирается при любом первом осмотре ребенка педиат­ром или другим специалистом, чаще это происходит при дородовых патронажах или при первичном патронаже к новорожденному, и тогда он включает все сведения.
Оценка биологического анамнеза. БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно-благополучный, если выявлены фак­торы риска в одном из периодов онтогенеза. БА — неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза.

Сбор и оценка биологического анамнезаБиологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность,

Слайд 5Второй критерий здоровья — оценка физического развития.
К показателям физического развития

(ФР), которые обычно рассмат­риваются врачами с целью контроля за динамикой

процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).
Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение.
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 — на «низкий», от 10 до 25 центиля — на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиля указывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 — на «высокий» и от 97 центиля — на «очень высокий» показатель.
Здоровых детей можно отнести к одному из четырех соматотипов, ко­торые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесе­ние ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме но­меров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.
- При сумме баллов (но­меров) от 3 до 10 — ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего),
- При сумме от 11 до 14 баллов — мезомикросоматическому,
- От 14 до 17 — мезомакросоматическому (ФР среднее),
- при сумме от 18 до 24 баллов — макросоматическому (ФР выше среднего).
Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров об­ластей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не пре­вышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность превышает 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если превышает 3 и более — резко дисгармоничным.
Все дети после 10 лет наряду с антропометрической оценкой должны иметь и оценку развития половых признаков.

Второй критерий здоровья — оценка физического развития.К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассмат­риваются врачами с целью

Слайд 6Третий критерий здоровья — оценка уровня нервно-психического раз­вития (НПР).
Контроль

за НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка врачом

визуально, путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показа­телями нормального уровня по основным линиям развития, отраженны­ми в таблицах. Итогами оценки является определение группы НПР.
- При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выстав­ляется I группа НПР.
- При отставании ребенка хотя бы по одному показа­телю на один эпикризный срок — II группа НПР - При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР
- При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ре­бенка первого года жизни считается I месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.
Третий критерий здоровья — оценка уровня нервно-психического раз­вития (НПР). Контроль за НПР проводится при каждом диспансерном осмотре

Слайд 7Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма.
Резистентность — совокупность генетически

заложенных у малыша не­специфических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчи­вость к инфекциям.

Степень резистентности определяется по кратности острых заболе­ваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если на­блюдение было менее продолжительным, оценка резистентности прово­дится по индексу частоты острых заболеваний (ИОЗ), который определя­ется отношением количества перенесенных ребенком острых заболева­ний к числу месяцев наблюдений.
Оценка резистентности:
— хорошая, кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (ИОЗ 0-0,32);
— сниженная, кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИОЗ 0,33-0,49);
— низкая, кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИОЗ 0,5-0,6);
— очень низкая, кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИОЗ 0,67 и выше).
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше. Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерна выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того наблюдается высокая частота ОРЗ, более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет. Критерии ЧБД это до 1 года — 4 случая инфекций, до 3 лет — 6 случаев, 4-5 лет — 5случаев, старше — 4 и более ОРЗ в год, а также наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем, быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции, измененный уровень функционального состояния организма.
Уровень функционального состояния оценивается по данным клиничес­кого осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыха­ний, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведе­ния, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адап­тация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная — об измененном.

Четвертый критерий здоровья — уровень резистентности организма.Резистентность — совокупность генетически заложенных у малыша не­специфических защитных механизмов, обусловливающих

Слайд 8Пятый критерий - показатели поведения.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье

и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка.

Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры голов­ного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность кон­тактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
1. Эмоциональное состояние (для детей I года жизни)
2. Настроение (для детей 2-6 лет);
— бодрое
— спокойное
— раздражительное
— подавленное
— неустойчивое
3. Засыпание — спокойное, быстрое и т.д.
4. Сон (дневной или/и ночной)
5. Аппетит и пищевое поведение
6. Характер бодрствования — активен, малоактивен, пассивен.
7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) — нет отри­цательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачи­вается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует,
8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми — контактен, груб, агрес­сивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др.
Оценка поведения и группы риска:
— без отклонений;
— незначительные отклонения (группа внимания) ~ отклонения по одному показателю;
— умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении по двум - трем показателям;
— выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения по четырем - пяти показателям;
— значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в поведении по шести и более показателям.
Пятый критерий - показатели поведения.Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения,

Слайд 9Шестой критерий здоровья — наличие врожденных пороков развития и хронических

заболеваний.
Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка или в первые

годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сра­зу или формироваться после перенесенных острых патологических состо­яний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Шестой критерий здоровья — наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний.Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка

Слайд 10Группы здоровья (№145)
I группа - здоровые дети;
II группа -

здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а

также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям, с наличием факторов риска;
III группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
IV группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;
V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

17. Дети, относящиеся к II, III, IV, V группам подлежат динамическому наблюдению и оздоровлению у специалистов ПМСП или специалистов соответствующего профиля.

Группы здоровья (№145) I группа - здоровые дети;II группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика