Разделы презентаций


Композиция литературного произведения

Содержание

Школьные учителя считают, что знакомить с композицией надо, приводя аналогии из живописи. А вы согласны?Вступление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯ
vk.com/polarday51
Композиция литературного произведения

Занятие «Школы критики» ПОЛЯРНОГО ДНЯvk.com/polarday51Композиция литературного произведения

Слайд 2Школьные учителя считают, что знакомить с композицией надо, приводя аналогии

из живописи. А вы согласны?
Вступление

Школьные учителя считают, что знакомить  с композицией надо, приводя аналогии  из живописи. А вы согласны?Вступление

Слайд 3Композиция — расположение частей произведения в определенной последовательности
Простое определение

Композиция — расположение частей произведения в определенной последовательностиПростое определение

Слайд 4Школьная классификация

Школьная классификация

Слайд 5Одна композиция может лежать в основе разных сюжетов, следовательно, отличить

сюжет от варианта невозможно (Пропп)
Композиция и сюжет (повторение — мать

учения)
Одна композиция может лежать в основе разных сюжетов, следовательно, отличить сюжет  от варианта невозможно (Пропп)Композиция и

Слайд 6Мы встречаем активного автора прежде всего в композиции произведения (Бахтин):

Композиция

сюжета = система и расположение персонажей и событий;
Композиция подачи —

портретов, пейзажей, интерьеров, диалогов и монологов;
Композиция динамики (1 или 3 лицо, монтаж, повтор, смена точки зрения и т.д.) (Хализев)

Композиция = автор?

Мы встречаем активного автора прежде всего  в композиции произведения (Бахтин):Композиция сюжета = система и расположение персонажей

Слайд 7Композиция — венец формы произведения; это взаимная соотнесенность и расположение

единиц изображаемого и художественно-речевых средств.

Композиционные приемы служат расстановке нужных

автору акцентов и определенным образом, направленно «подают» читателю воссозданную предметность и словесную «плоть». Они обладают уникальной энергией эстетического воздействия (Хализев)

Сложное определение

Композиция — венец формы произведения; это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиционные приемы

Слайд 8События проходят в хронологической последовательности;
Наиболее характерно для драмы («Горе от

ума»).
Линейная композиция
Кольцевая композиция
С чего начали, тем и закончим;
Начало и конец

перекликаются («Евгений Онегин»), мифологическое сознание (Гомер, Джойс).
События проходят в хронологической последовательности;Наиболее характерно для драмы («Горе от ума»).Линейная композицияКольцевая композицияС чего начали, тем и

Слайд 9Мелкие подробности и обстоятельства привязаны к незначительному событию «из жизни».
Характерна

для новелл: «Декамерон», О. Генри, Мопассана, также для некоторых работ

А.П. Чехова.

Точечная композиция

Рождество

Девушка продала волосы, чтобы купить парню цепочку для часов

Парень продал часы, чтобы купить девушке расческу

Мелкие подробности и обстоятельства привязаны  к незначительному событию «из жизни».Характерна для новелл: «Декамерон», О. Генри, Мопассана,

Слайд 10Повествование размывается, частые флешбеки и перемещения в пространстве между героями
Характерно

для крупных романов («Бесы», «Братья Карамазовы», романы Бальзака)
Плетеная композиция

Повествование размывается, частые флешбеки и перемещения в пространстве между героямиХарактерно для крупных романов («Бесы», «Братья Карамазовы», романы

Слайд 11Наиболее значительное событие переносится в финал (детектив, триллер, в классике

— «Метель» А.С. Пушкина, в постмодерне — «Осиная фабрика»).
Остросюжетная aka

«Умолчание» или «Шарнирная» композиция
Наиболее значительное событие переносится  в финал (детектив, триллер, в классике — «Метель» А.С. Пушкина, в постмодерне

Слайд 12«Двухвостая» композиция
Ложные развязки: убийца — Митя Карамазов; Хлестаков-жених; в постмодерне

— Борис Акунин

«Двухвостая» композицияЛожные развязки: убийца — Митя Карамазов; Хлестаков-жених;  в постмодерне — Борис Акунин

Слайд 13События изымаются из хронологии и расставляются по принципу контрастов.
Характерно для

модерна: «Слепец в Газе» О. Хаксли, «Самопознание Дзено» И. Звево,

«Посторонний» А. Камю

Инверсионная композиция

События изымаются из хронологии  и расставляются по принципу контрастов.Характерно для модерна: «Слепец в Газе»  О.

Слайд 14Мы видим одно событие глазами разных героев. Характерно для модерна:

«В чаще» Акутагавы, «Шум и ярость» Фолкнера; в постмодерне —

у Кортасара, Павича.

«Револьверная» композиция

Мы видим одно событие глазами разных героев. Характерно для модерна: «В чаще» Акутагавы, «Шум и ярость» Фолкнера;

Слайд 15Несколько линий развиваются параллельно. Удивительные примеры: «Контрапункт» О. Хаксли, «42-я

параллель» Д. Дос Пассоса.
Контрапункт

Несколько линий развиваются параллельно. Удивительные примеры: «Контрапункт» О. Хаксли, «42-я параллель» Д. Дос Пассоса.Контрапункт

Слайд 16Перестроение в соответствии с фабулой композиции «Тристрама Шенди» или «Героя

нашего времени» уничтожает текст!
Композиция определяется семантикой!

Перестроение в соответствии с фабулой композиции «Тристрама Шенди» или «Героя нашего времени» уничтожает текст!Композиция определяется семантикой!

Слайд 17Каждая строфа — единица композиционного деления не только de facto

(см. таблицу), но и de jure («онегинская строфа», сонет, терцины

Данте)

Композиция в поэзии

Каждая строфа — единица композиционного деления не только de facto (см. таблицу), но и  de jure

Слайд 18Типы поэтической композиции

Типы поэтической композиции

Слайд 19Композиция — программа восприятия произведения читателем. Композиция выражает смысл и

становится «центром зрения» автора.
Пока ничего не меняется, идет фрейм (кадр)
Единица

композиции («фрейм»)
Композиция — 	программа восприятия произведения читателем. Композиция выражает смысл и становится «центром зрения» автора.Пока ничего не меняется,

Слайд 20Композиционные формы речи:
Повествование (нарратив);
Описание;
Характеристика.
Не очень школьная характеристика

Композиционные формы речи:Повествование (нарратив);Описание;Характеристика.Не очень школьная характеристика

Слайд 21Эпиграфы и посвящения;
Пролог и эпилог / предисловие и послесловие.
Прочие элементы

композиции
«Малая» и «крупная» композиция

Эпиграфы и посвящения;Пролог и эпилог / предисловие и послесловие.Прочие элементы композиции«Малая» и «крупная» композиция

Слайд 22«Заведомо неравные элементы структуры — «персонаж» и рифма, нарушение ритмической

инерции и эпиграф, смена планов и точек зрения и семантический

слом в метафоре и т. д. — выступают как равноправные элементы единого синтагматического построения» (Лотман)

Искусство композиции — это искусство строить из неравных блоков

Может и не то случиться.
Счастье, счастью нет пощады!
Гром не грянул, что креститься?
Может молния ударить, —
Вспыхнет мокрою кабинкой.
Или всех щенят раздарят.

(Пастернак)

«Заведомо неравные элементы структуры — «персонаж» и рифма, нарушение ритмической инерции и эпиграф, смена планов и точек

Слайд 23«Композиция у Пушкина — естественное хождение, шатание из угла в

угол» (Крученых)
Ср.: «Пароход плывет по Волге, По стене верблюд ползет»
(частушка)
Композиция =

порядок + разнообразие

Стандартная композиция (действительно, из угла А в угол Б)

+

«Сдвиг композиции» (перпендикулярные события, как бы знак «плюс»)

А (экспозиция)

Б (развязка)

«Композиция у Пушкина — естественное хождение, шатание из угла в угол» (Крученых)Ср.: «Пароход плывет по Волге, 	По

Слайд 24Практикум № 1. Гипотеза (что, если?)

Произведения, созданные из этих предпосылок:
«Превращение»

(А что, если парень превратится в жука?);
«Собачье сердце» (А что,

если пес превратится в человека?);
«Преступление и наказание» (А что, если я не тварь дрожащая, а право имею…?)

Как начать работу

Практикум № 1. Гипотеза (что, если?)Произведения, созданные из этих предпосылок:«Превращение» (А что, если парень превратится  в

Слайд 25Есть два слова (возможно, случайных). Они соединяются.

Что может получиться?

Человек +

общество = конфликт;
Человек + природа = идиллия (либо тоже конфликт);
Человек

+ паук = человек-паук.

Практикум № 2. «Бином Родари»

Есть два слова (возможно, случайных).  Они соединяются.Что может получиться?Человек + общество = конфликт;Человек + природа =

Слайд 26 С бешенством вскочил Марков с дивана и, без шапки

и без пальто, помчался по направлению к Таврическому саду.
 

  Войдя в свою комнату, он почувствовал в теле приятную усталость и захотел спать. Но только он лег на диван и закрыл глаза, - сон моментально испарился.

  Ему хотелось спать, но как только он закрывал глаза, желание спать моментально проходило. Марков открывал глаза и тянулся рукой за книгой, но сон опять налетал на него, и, не дотянувшись до книги, Марков ложился и снова закрывал глаза. Но лишь только глаза закрывались, сон улетал опять, и сознание становилось таким ясным, что Марков мог в уме решать алгебраические задачи на уравнения с двумя неизвестными.
      Долго мучился Марков, не зная, что ему делать: спать или бодрствовать? Наконец измучившись и возненавидев самого себя и свою комнату, Марков надел пальто и шляпу, взял в руки трость и вышел на улицу. Свежий ветерок успокоил Маркова, ему стало радостнее на душе и захотелось вернуться обратно к себе в комнату.
     Марков снял сапоги и, вздохнув, лег на диван.      

Практикум № 3. Расставьте абзацы

С бешенством вскочил Марков с дивана и, без шапки и без пальто, помчался по направлению к

Слайд 27Крученых А.Е. Кукиш прошлякам. М. — Таллинн : Гилея, 1992.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Под редакцией Л.В. Чернец.
Лотман

Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб. : «Искусство — СПБ», 1998. — С. 14–285.
Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Л. : Academia, 1928. — 152 c.
Ранчин А.М. Ложные развязки как пример игровой поэтики: на примере «фандоринского» цикла Бориса Акунина // Материалы Международной конференции «Литература как игра и мистификация». Калуга, 2018.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М. : Юрайт, 2019. — 297 с.
Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. М., 2004, т. 1, с. 223.
Толстой А.Н. Русские писатели о литературном труде. Л., 1956, т. IV, с. 491.
Хализев В.Е. Теория литературы. М. : Высшая школа, 2004. — 405 с.

Список литературы

Крученых А.Е. Кукиш прошлякам. М. — Таллинн : Гилея, 1992.ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. Под

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика