Слайд 1Конфликт: его сущность и способы разрешения
Слайд 2Определение
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Слайд 3В списке реакций, часто встречающихся в конфликте, найдите те, которые
свойственны именно вам:
Слайд 4Особенности:
Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в которых
лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение,
существование невозможно.
Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия.
В-третьих, конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.
Слайд 5Классификация конфликтов
По сферам проявления
идеологические
социально-бытовые
семейно-бытовые
По социальным последствиям
конструктивные
деструктивные
По степени длительности и
напряженности конфликта
бурные быстротекущие
острые длительные
слабовыраженные вялотекущие
слабовыраженные быстротекущие
По масштабу
общие
локальные
По субъектам взаимодействия
межгрупповые
личность -
группа
межличностные
внутриличностные
Слайд 6Конфликтная ситуация
Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновения
реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела,
это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия
Слайд 7Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:
Слайд 8Конфликтная ситуация
Инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам
наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть
инцидент – это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах: скрытой и открытой.
Скрытый инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях.
Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.
Слайд 9Предмет конфликта в образовательном процессе
Статус в иерархизированной системе
Идентичность/принадлежность
Дефицит ресурса
Чувство самоценности
Чувство
вины, ответственности
Слайд 11Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функцию:
Деструктивен если:
Уводит
в сторону от решения более важных проблем и дел,
Укрепляет низкую
самооценку и вызывает стресс,
Поляризует различия в ценностных ориентациях,
Вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведения.
Конструктивен если:
Раскрывает важную проблему,
Вовлекает индивидов в решении проблемы,
Дает выход скопившимся негативным эмоциям,
Помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.
Слайд 13Способы разрешения:
Избегание
уход от решения проблемы, является попыткой выйти из конфликта при
минимальных потерях.
Соперничество/Конфронтация
заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения
Приспособление
вынужденный
или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
Компромисс
состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить
Слайд 14Способы разрешения:
Сотрудничество
предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой
стороны не как противника, а как союзника в поиске решения
Арбитраж
характеризуется
отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.
Медиаторство
особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.
Слайд 15Переговоры
характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого,
пойти на определенные компромиссы. Для того чтобы переговоры стали возможными,
необходимо выполнение определенных условий:
- существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
- отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
- участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Слайд 16Обсудите и заполните таблицу примеров, с которыми вы можете столкнуться
при взаимодействии с ребенком
Слайд 17«Эмоциональная тропинка»
Подберите названия эмоций, с помощью которых можно отразить свое
эмоциональное состояние в различные моменты развития конфликта и запишите:
1. Дискомфорт.
2. Инцидент.
3. Непонимание.
4. Раздражение.
5. Кризис(пик конфликта)
Слайд 18 «Свернуть» конфликт можно:
Устранить кризис через:
- изменение ситуации;
- изъятие предмета
конфликта;
- изоляцию субъектов;
- выжидание определенного времени.
Снять раздражение можно:
- выждав время;
- используя психологические приемы активного слушания и обратной связи.
Слайд 19«Свернуть» конфликт можно:
Устранить непонимание возможно через:
- трактовку фактов с разных точек
зрения (снимаются барьеры в общении: смысловой, понятийный, языковой, сленговый и
т.д.);
- прояснение цели (конкретизация цели или изменение отношения к ней);
- анализ способов достижения цели с учетом специфики поведения и индивидуальной системы ценностей.
Устранить инцидент поможет:
- принесение взаимных извинений;
- введение правил взаимодействия;
- прояснение личных интересов.