Слайд 1Конфликт: понятие, структура, стадии развития, причины возникновения, основные теории.
Слайд 2Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое
характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов,
целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Слайд 3 Организационный конфликт
- это противоречие, возникающее между людьми или
коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или
противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Слайд 4Условия возникновения конфликта
наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов
или суждений;
состояние противоборства между ними.
Слайд 5Структурные элементы конфликта
Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся
в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет
конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Слайд 6(Продолжение)
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального
взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей,
идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Слайд 7Основные этапы конфликта
Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
Осознание конфликтной ситуации хотя
бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им
этого факта.
Начало открытого конфликтного взаимодействия.
Развитие открытого конфликта.
Разрешение конфликта.
Слайд 8Причины конфликтов
это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и,
при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Слайд 9Общие причины
Социально-политические и экономические причины;
Социально-демографические;
Социально-психологические;
Индивидуально-психологические.
Слайд 10Частные причины
неудовлетворенность условиями деятельности;
нарушение служебной этики;
нарушение трудового законодательства;
ограниченность ресурсов;
различия в
целях, ценностях, средствах достижения целей;
неудовлетворительные коммуникации;
и др.
Слайд 11Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей
Устарелость организационной
структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей
Неодинаковое отношение к членам трудового
коллектива
Противоречие между функциями и видом трудовой деятельности
Различия в манере поведения и жизненном опыте
Неопределенность перспектив роста
Недостаточная благожелательность внимания со стороны менеджера
Слайд 12 Ошибочные действия руководителя
Нарушение служебной этики;
Нарушение трудового
законодательства;
Несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.
Слайд 13 Нарушения служебной этики
Грубость, высокомерие,
неуважение к подчиненным;
Обман подчиненных, невыполнение обещаний;
Нетерпимость мнению других;
Ущемление прав подчиненных;
Злоупотребление
положением начальника;
Поручения исполнителю «через голову» его начальника;
Утаивание информации ( в т.ч. Неосознанное)
Критика, принижающая достоинство человека.
Слайд 14 Несправедливая оценка подчиненных и
результатов их труда
Ошибки в
применении поощрений и наказаний;
Неверное распределение работ между исполнителями;
Установление оклада с нарушением баланса «вклад – оклад»;
Приглашение работника со стороны, когда кандидаты на должность есть в самом коллективе;
Болезненное отношение к авторитету подчиненного;
Огульная критика группы подчиненных;
Нечеткая формулировка заданий;
Недооценка разъяснительной работы.
Слайд 15Виды конфликтов
Деловой (структурный).
внутриличностный
межличностный
конфликт между личностью и группой
межгрупповой конфликт
2. Эмоциональный
(психологический)
внутриличностный
межличностный
личностно-групповой
межгрупповой
Слайд 16 Внутриличностный конфликт
возникает тогда, когда
к одному человеку предъявляются противоречивые требования, а также в результате
того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями
Слайд 17 Межличностный конфликт
Чаще всего это борьба
руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п.
Также
может проявляться и как столкновение личностей.
Слайд 18Конфликт между личностью и группой
Возникает между личностью и
группой когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы
Слайд 19 Межгрупповой конфликт
Организации состоят из множества
как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших
организациях между ними могут возникнуть конфликты
Слайд 20 Степени проявления конфликта
Скрытые (затрагивают обычно двух человек, которые
до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют)
Открытые
(проявляются из скрытых)
Слайд 21Методы разрешения организационных конфликтов
Структурные
Персональные
Метод переговоров
Метод ответных агрессивных действий
Слайд 22
Структурные методы
(разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные
механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения)
Слайд 23
Персональные методы
(использование власти, поощрения и наказания; изменение конфликтной
мотивации сотрудников; убеждение участников конфликта; вхождение руководителя в конфликт в
качестве эксперта)
Слайд 24
Переговоры
(представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск
взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон)
Слайд 25
Ответные агрессивные действия
(методы, применение которых приводит к
разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с
использованием грубой силы, насилия)
Слайд 26 Глубинная основа всех конфликтов:
- фактическое положение
дел
находится в противоречии с
ожиданиями людей
Поэтому выделяются и общие пути и этапы разрешения любого конфликта
Слайд 27 Пути разрешения конфликта
Адаптация реальности к ожиданиям;
Изменение отношения
людей к фактическому положению дел.
Слайд 28 Этапы разрешения конфликта
Создание атмосферы сотрудничества
Стремление
к ясности в общении
Признание наличия конфликта
Договоренность о процедуре
Очерчивание конфликта
Исследование возможных
вариантов решения (ни одна идея не критикуется)
Достижение соглашения (документального)
Установление крайнего срока решения (согласованное)
Воплощение в жизнь (без отсрочек)
Оценка принятого решения (с предоставлением всем возможности высказаться)
Слайд 29Модели поведения в конфликтной ситуации
Конструктивная модель.
Деструктивная модель.
Конформистская модель.
Слайд 30Межличностные стили решений конфликтов по Томасу-Киллмену
соперничество или конкуренция,
сотрудничество,
компромисс,
уклонение,
приспособление.
Слайд 31Конфликты и трансактный анализ
Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским
психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века.
Она может
быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).
Слайд 32(Продолжение)
Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории
является «трансакция».
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся
заданием их позиции.
Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).
Слайд 33Литература
Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М,2007.
Емельянов С.
М. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп.
и перераб. – СПб.: Питер, 2003.