Слайд 1Канюшанец Валерия, 17-ДИП-1
Конфликты: виды, структура, стадии протекания
Слайд 2конфликт
Американский социальный психолог говорил Б. Вул «жизнь — процесс решения
бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может
только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим» [4]. Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Слайд 3конфликт
В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг
с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных
взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [2]. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Слайд 4типология конфликта
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости
от тех критериев, которые берутся за основу [1]. Так, например,
конфликт может быть
внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками);
между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Слайд 5типология конфликта
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися
в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении
друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Слайд 6типология конфликта
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их
разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты:
для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны,
проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития [4].
деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.
Слайд 7Стадии конфликта
Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в
целом общие стадии протекания:
потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
переход потенциального
конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
конфликтные действия;
снятие или разрешение конфликта.
Слайд 8Структура конфликта
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее
четко выраженную структуру.
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации,
связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Слайд 9Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса-Килменна.
Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия,
идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
Сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: "Я хочу справедливого исхода для нас обоих", "Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим".
Слайд 10Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль
наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более
70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас.
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Томас и Килменн считают, что иногда это — единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, чем ваши, или его переживания — более сильными. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.
Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у нее нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.
Слайд 11Список использованных источников
Златин, П.А. Социология и психология труда / П.
А. Златин. – М.: Московский гос.индустриальный ун-т, 2008. – 239
с.
Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. – 229 с.
Мельникова, Н.А. Социальная психология / Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.
Уткин, Э.А. Конфликтология: теория и практика / Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС», 2000. – 272 с.