Слайд 1Русская культура
в XIV-XVвеках
Д/З : п.26 стр.192 №1,2,3
П.27 (раздел 1)
– таблица №1 стр.199
Слайд 2Литература
Книги
Материал
Тип письма
Связь между появлением бумаги и ускорением письма
И
изменениями
в хозяйственной, политической и культурной жизни Руси?
Слайд 14Архитектура
XIII век – Возрождение каменного зодчества Новгородская земля
Церковь
Николы на Липне
Строгость , простота
Одноглавые церкви
Преемственность с прошлым
Слайд 16Церковь Фёдора Стратилата- пример совершенных пропорций
XIVвек- новый стиль
в архитектуре
Новгорода: нарядное
внешнее убранство храмов
Слайд 17Церковь Спаса на Ильине улице
Расписана в 1378 г. Ф.Греком.
Фасад украшен
декоративными нишами
с фресковыми росписями.
Слайд 18Северо-Восточная Русь
Тверь. Москва. Коломна
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. XV век
Простая отделка
Четырёх-столпный
храм
Завершение стен ступенчатыми ярусами кокошников
Слайд 19Сравнить храмы
Дмитриевский собор
во Владимире
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря
XII век
XV век
Слайд 20Сравнить храмы
Северо-Восточная Русь
Новгород
Слайд 24Псков. Изборская крепость
Построена в 1330г.
Одно из крупных военных
сооружений Руси.
Слайд 25В 1367 г. был возведён белокаменный Кремль
в Москве
Слайд 26Каменное строительство
в Москве в XIV веке
Слайд 27Давайте вспомним
1.Что такое зодчество?
Зодчество- искусство проектировать и строить здания.
2.Каковы особенности
архитектуры Новгородского и Владимирского княжеств?
Во Владимирском княжестве:
величественность
монументальность
использование белого камня
рельеф в наружном декоре
В Новгородской земле:
утрачена монументальность
одноглавые храмы
использование известняка и кирпича
нарядность в декоре фасада
Слайд 28Русская живопись XIV века
Богоматерь Донская
Феофан Грек
XIV век
Слайд 29Иконопись
Архангел Михаил
Андрей Рублёв
Преображение Господне
Феофан Грек
Икона Всех скорбящих
Даниил Чёрный
Слайд 30Феофан Грек
(ок.1337-1405 г.г.)
Родился в Византии.
На Русь приехал в 70-х
годах XIVвека.
Сначала работал в Новгороде, а потом в Москве.
Отличает:
смелая
живописная манера, интерес к характеру,
внутреннему миру человека.
Спас Вседержитель
Слайд 33Роспись предела церкви Спаса
Летопись сообщает о том,
Что в 1378г. Ф.Грек
расписал церковь
Спаса на Ильине В Новгороде
Изображение Христа на куполе.
Ф.Грек представил
его суровым,
строгим, беспощадным, но не
холодным и отрешенным, а прист-
растным судьёй, вершителем рода
человеческого.
Слайд 34 Андрей Рублев - имя,
ставшее символом
Святой Руси
имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной
памятью, и с ним часто связывали разновременные
произведения, когда хотели
подчеркнуть их
незаурядное
историческое
или
художественное
значение.
Благодаря реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений оказалось возможным узнать подлинную живопись мастера.
Слайд 36 Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения об
исторических источниках,
которые стали использовать для разыскивания произведений Андрея Рублева.
Подлинное открытие
рублевской живописи
состоялось в двадцатом
веке.
Слайд 37«Послушник»
Послушнику Андрею досталась особая обязанность — научиться выражать церковную мудрость
на языке красок.
Троицкий монастырь являлся неисчерпаемым источником
этой мудрости.
Слайд 40 Непостижимая для современного человека чистота,
мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших
до наших дней.
Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченные болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем
государственном оболванивании
человечества,
и окунуться в мир вечного покоя,
благости и любви.
Слайд 41 Андрей Рублев - имя, ставшее символом
Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства,
символом великого русского человека,
каким он может и должен быть.
Образы Рублева навевают нам
воспоминания об утерянной райской
жизни, об утерянном покое,
счастье и гармонии со вселенной.
Слайд 42 В творчестве Рублева отчетливее всего выразились мечты
русского народа об идеальной человеческой красоте.
Эпоха
Рублева была эпохой возрождения веры в человека,
в его нравственные силы,
в его способность к самопожертвованию
во имя высоких
христианских
идеалов.
Слайд 43Рыженко Павел
«Молитва»
О Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий
путь!
Наш путь —
стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь
А. Блок
Слайд 44Фильм Тарковского
«Андрей Рублев»
Слайд 45Андрей Рублёв
А.Рублёв родился ок.1360г.
Монах Троице-Сергиева монастыря.
Расписывал стены
Благовещенского собора
в Московском Кремле вместе
с Ф.Греком и
Прохором из Городца.
Слайд 47В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в
восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как
праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним
Слайд 49Сравнить
Апостол Павел –
Феофан Грек
Апостол Павел –
Андрей Рублёв
Слайд 51Иконы располагались в строгом порядке.
В нижнем ряду помещалась икона святого
или
праздника, в честь которого
возведена данная церковь
ИКОНОСТАС (от икона и
греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 -нач. 15 вв.
Слайд 52Дионисий
Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва
Слайд 53 В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве
(вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе,
как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.
Слайд 54Выводы :
XIV-XVI века- время возрождения и дальнейшего развития русского каменного
зодчества
Русская живопись в XIV-XVI веках оставалась преимущественно церковной
Развивалась иконопись и
фресковая роспись церквей
Слайд 55Иконостас Троице-Сергиева монастыря XV век