Слайд 1Конкуренция и типы рынков
Сущность и роль конкуренции в экономике
Работу подготовила
Студентка111-ан группы
Цивковская Полина
Слайд 2Сущность и роль конкуренции в экономике
В научном языке существует два
различных понимания термина «конкуренция»:
Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок,
совершенная, монополистическая конкуренция).
Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция)
Слайд 3Сущность и роль конкуренции в экономике
Термины, используемые для
обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и
характеризуют:
с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям;
с другой стороны, их численность.
Слайд 4Сущность и роль конкуренции в экономике
Рыночная структура отражает все наиболее
важные аспекты рынка:
количество фирм в отрасли;
характер производимого продукта;
возможности входа и
выхода из нее фирм;
количество покупателей;
способность отдельной фирмой воздействовать на рыночные цены.
Слайд 5Сущность и роль конкуренции в экономике
1. Количество фирм в отрасли
(одна, несколько, много) – данный критерий описывает не столько количество
функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.
Слайд 6Сущность и роль конкуренции в экономике
Количество фирм в отрасли
Считается,
что фирм в отрасли много, если объем производства каждой относительно
невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам.
Производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов.
Предельным количеством малого является монополия – отрасль одной фирмы.
Слайд 7Сущность и роль конкуренции в экономике
2. Характер производимого продукта
(однородный, диверсифицированный, уникальный). Характер продукта оценивается по тому, как
воспринимает рассматриваемый товар потребитель.
Слайд 8Сущность и роль конкуренции в экономике
Однородная продукция – если покупатели
не отдают предпочтения какой-либо фирменной марке и воспринимают все товары
отрасли как абсолютно совершенные заменители.
Дифференцированная продукция – если товары являются несовершенными заменителями ( причем разница между товарами может быть как реальной – по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, так и мнимой – фирменной марке, упаковке, рекламе).
Уникальная продукция – когда у товара вообще нет заменителей.
Слайд 9Сущность и роль конкуренции в экономике
3. Степень влияния фирмы на
рыночные цены, или рыночная власть фирмы. Данный показатель определяется относительным
превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.
L = (P – MC) / P
Слайд 10Сущность и роль конкуренции в экономике
4. Возможность входа на рынок
для новых фирм и издержки выхода из бизнеса.
Данная возможность
определяется наличием в отрасли барьеров:
барьеры искусственные, связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственными ограничениями, протекционистской политикой и международными торговыми ограничениями; нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность данного рынка и т.п.
барьеры естественные, причина которых заключается в экономии на масштабах производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли, а также в более низких издержках производства у действующих предприятий, по сравнению с «новичками» и т.д.
Слайд 11Сущность и роль конкуренции в экономике
Основные типы рынков