Слайд 1Конспект практических занятий по дисциплине
«История и методология науки и техники
в области конструирования и технологии электронных средств»
для направления подготовки 210100
«Конструирование и технология электронных средств»
Магистерская программа — «Mentor Graphics»
Семинар 6«Поиски критериев истины в математике, физике, астрономии, истории и др. науках. ».
Слайд 2 Критерий
Критерий (гр. kriterion — признак для суждения) —
признак, основание, мерило оценки чего-либо. Особо выделяют критерии истинности знания.
Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным. Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.
Слайд 3Истина
Истина — информация, соответствующая действительности (независимо от наличия познающего субъекта
и перспектив воспроизведения данной информации).
Истина — отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии.
Противоположным истине является понятие лжи.
Слайд 5 В философии, понятие истины совпадает с комплексом
базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени
его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.
Слайд 6В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является
одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность:
относительная полнота формальных аксиоматических систем[неизвестный термин] и абсолютное отсутствие в них противоречий.
Слайд 7В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория
истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в
традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
Слайд 8История понятия
Впервые философское понятие истины введено Парменидом
как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и
бытия. Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
Слайд 9Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в
античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским,
Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).
Слайд 10В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность,
существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не
только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Слайд 12Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная
истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если
она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
Слайд 13Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или
истина в последней инстанции) труднодостижима. Относительная истина всегда отражает текущий
уровень нашего знания о природе явлений.
Слайд 16Уровни понимания истины
Теоретическое осмысление истины
Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и
устанавливающие правила употребления слова «истина». Истина одна и сама обозначает всё. Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность.
Слайд 17Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:
Классическая линия понимания
истины:
Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие
авторитету (средневековая философия, богословие)
Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)
Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
Слайд 22Эти три истины удовлетворяют потребность трех составляющих человека — духа, души
и разума. Дух живет познанием и знание является для него
истиной. Разум — систематизацией знаний, поэтому его истина закон. Душа — любовью, ей требуется объект любви — личность
Слайд 23Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник [Текст] / М.:
Проспект, 1999. - 576с.
Карпович В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон [Текст] /
Новосибирск: Наука, 1980. - 176 с.
Ливанова А. Три судьбы [Текст] / М.: Знание, 1975. - 224 с.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
Природа научного открытия. Ред. А.Н. Панченко [Текст] / М.: Наука, 1986. - 304 с.