Слайд 1
Консультация для педагогов и специалистов ДОУ
Формирование
звуковой
культуры
речи у детей дошкольного возраста
в условиях
ДОУ с учетом ФГОС
Подготовила учитель-логопед:
Мингулина М.П.
Слайд 2Цель:
Повысить уровень компетенции педагогов и специалистов ДОУ с целью
эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики
речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.
Задачи:
1.Расширение знаний педагогов и специалистов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
2. Ознакомление педагогов и специалистов ДОУ с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах (от двух до семи лет), основными задачами, содержанием и методикой работы.
Слайд 3В соответствии с ФГОС
образовательная область «Речевое развитие» включает в
себя –
овладение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного
словаря,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д
Слайд 4
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов,
звуков и других элементов языка.
Культура речи — это умение правильно,
т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры, она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом
Слайд 6В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском
саду педагог решает задачи
Слайд 7Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным
направлениям:
Слайд 8Формирование звуковой культуры речи в работе педагога ДОУ
утренняя речевая гимнастика
прогулки
приход
и уход детей домой
в вечернии часы
Музыкальные занятия
Слайд 9Во время утренней речевой гимнастики
можно потренировать артикуляционный аппарат детей,
уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного
звука
Слайд 10Используется разнообразный речевой материал, различные методы и приемы
Звукоподражательные слова,
потешки,
поговорки, пословицы, чистоговороки, скороговороки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы.
Специальные
игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов
Сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.
Слайд 11Формирование звуковой культуры речи детей в разных возрастных группах педагогами
ДОУ
с учетом ФГОС
Слайд 12Первая младшая группа (от двух до трех лет)
задачи воспитания
звуковой культуры речи у детей третьего года
Слайд 13
Обследование состояния звуковой культуры речи детей
в Первой младшей группе (от
двух до трех лет)
Слайд 14
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
задачи воспитания
звуковой культуры речи у детей четвертого года
В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М. М. Алексеева, М. Л. Генинг, Н. А. Герман, М. Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.
Слайд 15Показатели развития.
Ребенок к концу года должен :
- правильно
и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У»
, «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи.
- правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно , в словах и фразовой речи.
- уметь произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ) , темп речи ( быстро — медленно ) , речевое дыхание.
- использовать выразительные средства речи — темп и ритм , паузы , разнообразные интонации.
- понимать значение терминов «звук» и «слово».
Слайд 16Средняя группа (от четырех до пяти лет)
задачи воспитания звуковой
культуры речи у детей пятого года
Слайд 17Ребенок к концу года должен уметь :
-правильно произносить все звуки
родного языка изолированно , в словах , во фразовой речи
;
различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие , звонкие , громкие и тихие ;
делить слова на слоги ;
дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове ( без призвука гласного ) ;
произвольно регулировать темп , силу голоса , речевое дыхание ;
Слайд 18Старшая группа (от пяти до шести лет)
задачи воспитания звуковой
культуры речи у детей шестого года
продолжать укреплять артикуляционный аппарат;
упражнять
в правильном произношении звуков (особенно группы свистящих и шипящих, звуков [л] и [р]), в четком и ясном произнесении слов;
продолжать развивать фонематический слух (учить различать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию и произношению),
учить определять место звука в слове (начало, середина, конец),
правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности;
совершенствовать фонематическое восприятие, речевое дыхание;
показывать образцы литературного произношения слов;
устранять недостатки звукопроизношения, другие дефекты речи.
Слайд 19Показатели развития.
К концу учебного года ребенок должен :
понимать и
использовать в речи термины «звук» и «слово», «предложение» ;
определять место
звука в слове : в начале , в середине и в конце ;
различать гласные , согласные ; твердые и мягкие согласные ; звонкие и глухие согласные звуки ;
пользоваться графическим обозначением звуков ( гласные — красные , твердые согласные — синие , мягкие согласные — зеленые) ;
проводить звуковой анализ слов ;
читать слова , слоги , предложения , небольшие стихотворные тексты ;
составлять предложение из двух , трех слов , анализировать его.
Слайд 20Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)
задачи воспитания
звуковой культуры речи у детей седьмого года
Слайд 21
Обследование состояния звуковой культуры речи детей
в Подготовительной к школе группе
(от шести до семи лет)
Слайд 22Необходимым условием воспитания звуковой культуры речи является наличие предметной развивающей
среды:
Диагностические материалы
Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в
середине и в конце слова) или логопедические альбомы
Картотека загадок
Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному принципу
Комплексы артикуляционной гимнастики
Комплексы пальчиковой гимнастики
Пособия и комплексы упражнений развития физиологического и речевого дыхания
Консультативный материал для родителей и воспитателей
Слайд 23Развитие
звуковой культуры речи
на музыкальных занятиях