Слайд 1«Музыкотерапия –
музыка и здоровье ребёнка» – консультация для родителей
Составитель:
Жабровец Татьяна Александровна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №111
Невского района, г.
Санкт - Петербурга
Слайд 2По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен
колоссальный потенциал для оздоровления.
Слайд 3 Музыкотерапия –
это метод, использующий музыку в качестве
средства
коррекции эмоциональных
отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений
в
поведении, при коммуникативных
затруднениях, а также для
лечения различных заболеваний.
Слайд 4О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России
специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина,
В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой,
С.В. Шушарджан,
Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма:
•
сердечнососудистую,
•
двигательную,
•
дыхательную,
•
центральную нервную систему.
Слайд 5Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения
подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые
находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане.
Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди.
Слайд 6Исследования врачей доказали, что уже на 5 – м месяце
внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать
на громкость и ритм мелодии.
Слайд 71.Музыка способна воздействовать на различные сферы жизнедеятельности через три
основных фактора:
* вибрационный
* физиологический
*психологический
Слайд 8Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки
Слайд 9Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную,
сердечно - сосудистую
Слайд 10Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое
состояние ребёнка
Слайд 112. Музыка имеет фундаментальные начала всего живого:
ритм, мелодию и
гармонию.
Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы,
синхронизирует биохимические процессы организма.
Слайд 123. Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная от прослушивания
нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
Слайд 134. Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Так, исполняя музыкальное
произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому
размеру, который заложен в пьесе. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.
Слайд 145. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при
снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет
ребёнка, и он чаще болеет.
Слайд 15Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональную сферу ребёнка и
повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к
снижению его заболеваемости.
Слайд 16Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
Врачуют естественные
и искусственные звуки.
Слайд 17Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
Слайд 18 - замедляют пульс,
-увеличивают силу сердечных сокращений,
-способствуют расширению сосудов,
-стимулируют пищеварение,
-улучшают аппетит,
-улучшают обмен веществ,
-стимулируют дыхание и
кровообращение,
-усиливают внимание.
Слайд 19Классические музыкальные произведения и их положительный эффект воздействия на ребёнка:
Слайд 20В.А. Моцарт. Соната для фортепиано №1 До мажор– всего лишь 10-минутное
прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем
на
8-10 единиц.
Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность, рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.
Слайд 21Шарль Камиль Сен-Санс. "Карнавал животных".
14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир,
развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах,
и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.
Слайд 22И. Штраус Полька «Трик-Трак» –
пришло время попрыгать, потанцевать.
Полька легкая,
воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять
танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку. Добавляйте постепенно и польки и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.
Слайд 23А. Вивальди «Времена года», Зима, Февраль.
Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко
был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки
ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку. Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как Зима (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу.
Фантазируйте вместе с вашим малышом!
Слайд 24СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Слайд 25Музыка для свободной деятельности детей:
И. С. Бах «Прелюдия до мажор»,
«Шутка»
И.Брамс «Вальс»
А. Вивальди «Времена года»
Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»
В.Моцарт
. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»
П. И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)
Ф.Шопен «Вальсы»
И.Штраус «Вальсы»
Слайд 26Музыка для пробуждения после сна:
Л.Боккерини «Менуэт»
Э. Григ «Утро»
Лютневая музыка ХYII
века
Ф.Мендельсон «Песня без слов»
В. А. Моцарт «Сонаты»
М. П.Мусоргский «Рассвет
на Москва-реке»
Сенс-санс К. «Аквариум»
П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
Слайд 27Детские песни:
«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
«Веселые путешественники»
(С.Михалков, М.Старокадомский)
«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
«Где водятся волшебники» «Да
здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
«Танец маленьких утят» (французская народная песня)
Слайд 28Музыка для релаксации:
Т. Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная соната»
К.Глюк «Мелодия»
Э.Григ
«Песня Сольвейг»
К.Дебюсси «Лунный свет»
Н. А. Римский-Корсаков «Море»
К.Сен-Санс «Лебедь»
П. И. Чайковский
«Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф.Шопен «Ноктюрн соль минор»
Ф.Шуберт «Аве Мария», «Серенада»
Слайд 29Рекомендуемые источники:
www.baby-land.org/index/?node_id=412
http://www.svetan.ru/musikoterapia.html
www.c-cafe.ru/words/140/13899.php
http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditele
Слайд 30Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!