Слайд 1Контроль и анализ производственных процессов, результат и эффективность деятельности
Сущность
и показатели эффективности деятельности предприятия
Слайд 2Понятия «экономический эффект»
и «экономическая эффективность»
относятся к числу важнейших категорий
рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо
полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов.
Экономический эффект –
величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.
Слайд 3Экономическая эффективность -
это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами
живого
и овеществленного труда, ресурсами.
Экономическая эффективность зависит от экономического
эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект.
Таким образом, экономическая эффективность - величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Слайд 4Обычно анализируются оба показателя,
характеризующие успешность
экономической деятельности предприятия,
так
как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать
полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия.
Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности.
И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Слайд 5Оценку деятельности предприятия
и его экономической эффективности
невозможно произвести одним
каким-либо показателем. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и
коммерческой деятельности предприятия обусловливает
и многообразие показателей.
При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы судить об успехах или неудаче в бизнесе.
Поэтому на практике всегда используют
систему показателей, которые связаны между собой
и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.
Слайд 6Показатель - это признак,
характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия,
их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной
задачи.
В условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.
Слайд 7Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:
• оценочные, характеризующие достигнутый или возможный
уровни развития или результатов той или иной деятельности;
• затратные, отражающие уровень затрат
по осуществлению различных видов деятельности.
Слайд 8Такое деление весьма условно.
Оно зависит от цели проводимого анализа.
К примеру, показатель «издержки производства»
в одном случае может рассматриваться
как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда,
а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить
количество затрат при оказании услуг.
То же можно сказать о значимости показателей.
Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акциионеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.
Слайд 9В зависимости от цели анализа показатели
могут выражаться в форме
абсолютных, относительных и средних величин.
Выделяют также структурные и приростные
показатели.
Абсолютные показатели
бывают стоимостными и натуральными.
В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений.
Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени.
Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль,
величина дивидендов, уровень издержек производства
и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды,
уставный фонд, задолженность и др.
Слайд 10Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя
в другом,
или как отношения разнородных показателей.
Процедура их оценки
заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период,
отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Слайд 11Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам -характеризуют долю отдельных элементов
в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они
могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.
Слайд 12Следовательно, мы имеем дело с разнообразными
и разнородными показателями,
причем
в одном и том же случае
одни из них могут
улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности.
В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации,
объем продаж, размер капитала,
сумма чистой прибыли, величина активов,
число акционеров,
величина выплачиваемых дивидендов,
доля экспорта в обороте и др.
Слайд 13В условиях рынка важное значение имеют показатели качества продукции или
оказываемых услуг, так как качество продукции сильно влияет как на
повышение конкурентоспособности товаров, так и на повышение продажной цены. Последнее увеличивает объем продаж, а, следовательно, и рост прибыли.
Показатели качества различны для видов продукции разного потребительского назначения. Например, для продуктов питания главным показателем является содержание полезных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.); для тканей, трикотажа и нетканых материалов - прочность окраски, степень усадки, прочность на разрыв; для швейных и трикотажных изделий - соответствие моде. Для оценки товаров длительного пользования применяются показатели экономичности, надежности, долговечности, степени учета требований технической эстетики.
Слайд 14В данном случае под экономичностью
понимаются такие свойства продукции,
которые дают экономию
средств
как в производстве изделия,
так и в процессе его
эксплуатации.
Так, последнее поколение телевизоров отличается меньшими габаритами, весом, меньшим потреблением электроэнергии и т.д.
Слайд 15Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:
• быстро, качественно
и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом,
так и его структурных подразделений;
• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
• определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.
Слайд 16При рассмотрении показателей важно отметить,
что рыночные отношения предполагают,
что
в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде
более не применяемые). Важно усвоить, что нет и не может быть такого показателя хозяйственной деятельности,
который годился бы на все случаи жизни.
Для того чтобы развиваться в условиях острой конкуренции, руководитель предприятия должен видеть, чувствовать результаты всех видов деятельности, а это означает,
что необходимо формирование системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей, период и тип организации.