Разделы презентаций


Контроль и оценка образовательных достижений учащихся основной школы в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (на примере предмета Русский язык)

Содержание

Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии. Никто из исследователей не оспаривает факта, что основой любой инновации является традиция. Благодаря этому образование даже в эпоху социальных потрясений

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Цыбулько Ирина Петровна,
ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований

в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов

по русскому языку; кандидат педагогических наук



Контроль и оценка образовательных достижений учащихся основной школы в контексте Федеральных  государственных образовательных стандартов
( на примере предмета «Русский язык«)

Цыбулько Ирина Петровна, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков

Слайд 2Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии.

Никто из исследователей не оспаривает факта, что основой любой инновации

является традиция. Благодаря этому образование даже в эпоху социальных потрясений и реформ остаётся относительно стабильным.
(Е.В. Бондаревская, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский и др.).
Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии. Никто из исследователей не оспаривает факта, что

Слайд 3«Великая дидактика» Я.А. Коменского
«Великая дидактика, содержащая универсальное

искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ

создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».



«Великая дидактика» Я.А. Коменского    «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный

Слайд 4


Под компетентностью понимается системное проявление

знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать

функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и  личностных качеств,

Слайд 5 Структура

педагогической компетентности
Педагогическая компетентность

Структура педагогической компетентностиПедагогическая компетентность

Слайд 6
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: операциональное

описание целевых установок
Аксиологическая составляющая
Коммуникативная
составляющая
Когнитивная
составляющая
Результаты изучения предмета «Русский (родной)язык»
Цели обучения

русскому (родному) языку


Глобальные цели общего образования как система ключевых задач




Культуроведческая компетенция

Коммуникативная компетенция

Лингвистическая и языковая компетенции



Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: операциональное описание целевых установокАксиологическая составляющаяКоммуникативнаясоставляющаяКогнитивная составляющаяРезультаты изучения предмета

Слайд 7Готовность учителей русского языка РФ к изменениям в методике преподавания

в связи с введением ФГОС *
* Опрос РАО, 2012 г.

Готовность учителей русского языка РФ  к изменениям в методике преподавания  в связи с введением ФГОС

Слайд 8 Трудности, наиболее часто испытываемые учителем русского языка при работе в

условиях введения ФГОС
трудности, связанные с отсутствием или недостаточной обеспеченностью научно-методическими

рекомендациями по реализации требований стандарта;
трудности, связанные с незнанием методики моделирования учебных ситуаций, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка;
трудности психологического плана, связанные с необходимостью изменений в привычной работе.
Трудности, наиболее часто испытываемые учителем русского языка при работе в условиях введения ФГОСтрудности, связанные с отсутствием

Слайд 9Отличительные особенности стандарта второго поколения

1. Смена образовательной парадигмы в преподавании

предмета. Системообразующей доминантой курса становится не только система языка,

но и речевая деятельность во всём её многообразии. Каждый урок русского языка – это урок развития речи.
2. Особенно важными в этом смысле оказываются умения, обеспечивающие овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня (например, способностью организовывать свою речемыслительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации).
3.Развитие функциональной грамотности.
4.Изучение основ лингвистики на деятельностной основе.
5. Самоконтроль учащегося.
НО
отсутствует содержательный блок (дидактические единицы)
Отличительные особенности стандарта второго поколения1. Смена образовательной парадигмы в преподавании предмета.  Системообразующей доминантой курса становится не

Слайд 10


В традиционной
системе
образовательного
процесса

Учитель





Ученик



Получает готовую
информацию



Транслирует
информацию



Системно-деятельностный подход


В традиционнойсистеме образовательногопроцессаУчительУченикПолучает готовую информациюТранслируетинформациюСистемно-деятельностный подход

Слайд 11





Объекты
Портрет
выпускника

Ведущие
целевые
установки
изучения
отдельных
предметов
Требования к результатам освоения основных образовательных программ


Основные
результаты
ступени
образования
Планируемые
результаты
ступени
образования
ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

Система
и модели
оценки

ОбъектыПортретвыпускникаВедущиецелевыеустановкиизученияотдельныхпредметовТребования к результатам освоения основных образовательных программОсновныерезультатыступениобразованияПланируемыерезультатыступениобразованияЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСистемаи моделиоценки

Слайд 12Оценивание: современные тенденции

Оценивание: современные тенденции

Слайд 13критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности

решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование как

стандартизированных работ (устных, письменных), так и нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации

Система оценки: основные особенности

критерии достижения – планируемые результаты;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка способности решать учебно-практические задачи;сочетание внутренней и внешней оценкикомплексный

Слайд 14ОЦЕНКА
Внутренняя (формирующая) оценка
использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре

и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же

предыдущими результатами)

Внешняя (суммирующая) оценка
основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)

ОЦЕНКАВнутренняя (формирующая) оценкаиспользует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении

Слайд 15ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося

и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так

и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
ОПРЕДЕЛЕНИЯФормирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных

Слайд 16Формирующее оценивание
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях,

когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над

учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
Мотивировать метапознание

Формирующее оценивание Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в

Слайд 17ОЦЕНКА

ОЦЕНКА

Слайд 18Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания
Учитель регулярно обеспечивает обратную связь,

предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
Учащиеся

принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Пять принципов грамотно организованного формирующего оцениванияУчитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по

Слайд 19Русский язык (основная школа). Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,

чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами

и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;  3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Русский язык (основная школа). Родной язык:  1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих

Слайд 20«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.




«Успехи в словесности должны быть при

окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное».
М.М. Сперанский
(Под ред. И.И. Мартынова)

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.         «Успехи в словесности

Слайд 21Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки результатов и качества

основного общего образования
Образовательные результаты по русскому языку:

предметные, метапредметные и личностные.
Представленные «Предметные результаты освоения основной образовательной программы» представлены в общих формулировках («…сформированность представлений…», «…сформированность понятий…» и т.д.). Отсутствует содержательный блок (дидактические единицы).
Дифференциация результатов образования. Базовый, уровень достижений («Выпускник научится…»). Повышенный уровень достижений («Выпускник получит возможность научиться…»).
Операционализация результатов обучения по русскому языку.





Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки результатов и качества основного общего образованияОбразовательные результаты по русскому языку:

Слайд 23Основные принципы оценки освоения основной образовательной программы основного общего образования,

предусмотренных ФГОС:
соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся;
сбалансированность процедур внешнего

и внутреннего оценивания (самооценивания);
открытость процедур и результатов оценки для профессионального и общественного обсуждения, с одной стороны, и высокой степенью защиты информации частного характера, – с другой;
прозрачность критериев оценки;
гибкость системы оценивания, комбинирующей разные формы контроля;
направленность оценки на развитие подростка, образовательного учреждения; переход от оценки результатов образования к действию по совершенствованию этих результатов;
соблюдение равновесия между стандартами образования (ФГОС ООО) и личной (школьной) автономией (школьный экзамен).

Основные принципы оценки освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС:соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся;

Слайд 24



Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языке
Достижение планируемых

результатов по овладению основными видами речевой деятельности

Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языкеДостижение планируемых результатов по овладению основными видами речевой деятельности

Слайд 25Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности

Слайд 26Выпускник научится:
адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых

типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности

языка;
проводить речеведческий анализ текста;
владеть навыками различных видов чтения;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.

Виды речевой деятельности

Чтение

Выпускник научится: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и

Слайд 27

Умения, характеризующие достижение этого результата
формулировать в устной и письменной форме

цель автора прочитанного текста;
владеть приёмами работы с заголовком текста и

оглавлением книги;
задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
передавать в устной и письменной форме главное в содержании прочитанного текста;
определять временные, причинно-следственные и логические отношения в тексте;
выделять основную и дополнительную информацию в тексте;
находить явную и скрытую информацию в тексте;
пользоваться словарём с целью уточнения непонятного значения слова;
перерабатывать найденную в тексте информацию в зависимости от цели её дальнейшего использования.
Примеры заданий
(базовый и повышенный уровень)



1. Планируемый результат: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка.

Умения, характеризующие достижение этого результатаформулировать в устной и письменной форме цель автора прочитанного текста;владеть приёмами работы с

Слайд 28Умение: 1)владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги Задание

базового уровня сложности
Прочитайте текст газетной статьи. Как вы понимаете смысл

заголовка статьи?

Нам любые дороги дороги…
Всемирный банк, изучив состояние российской экономики, опубликовал доклад,
в котором назвал автомобильные дороги страны "чрезвычайно" дорогими и некачественными. Исследователи организации подсчитали, что ежегодно на содержание дорог (текущий и капитальный ремонт) в пересчете на один километр Россия тратит от 27 до 55 тысяч долларов. Для сравнения, в Финляндии (стране со схожими климатическими условиями), где качество трасс заметно выше, этот показатель в 2007 году составил чуть менее 10 тысяч долларов.
Однако выводами Всемирного банка россиян вряд ли удивишь. О дороговизне российских дорог раньше говорили и отечественные специалисты. Так, по словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительство 10 километров дорог обходится столице в один миллиард долларов. Это совершенно баснословная сумма, которую не могут себе позволить даже куда более богатые города, чем Москва. При этом сами дороги в России и федерального, и местного значения качественными не являются – и об этом тоже знает каждый водитель.
Правильный ответ: состояние любых дорог в России (и федерального, и местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются.
Критерий достижения планируемого результата: верно данный ответ
Умение: 1)владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги Задание базового уровня сложности Прочитайте текст газетной

Слайд 29 Повышенный уровень сложности задания может быть обеспечен



многомерной моделью

задания;
насыщенностью задания (текста) лингвистическим материалом;
сложностью лингвистического материала, отобранного для задания;
лингвистической

спецификой текста для чтения или слушания (количество микротем, соотнесённость с тем или иным функционально-смысловым типом речи и стилем, эксплицитность или имплицитность предъявления информации и т.д.).

Повышенный уровень сложности задания

Слайд 30Задание повышенного уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи (см. текст предыдущего

задания). По мнению журналистов, заголовок статьи является очень удачным. Заполните

пропуски в таблице и сделайте вывод о том, использование каких языковых средств способствует удачному заголовку.



Задание повышенного уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи (см. текст предыдущего задания). По мнению журналистов, заголовок статьи

Слайд 31    
Правильный ответ: В заголовке в образной форме обыгрывается мысль о

том, что состояние любых дорог в России (и федерального, и

местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются. Содержание заголовка готовит читателя к прочтению статьи, привлекает его внимание. Этот заголовок – слова песни известного из мульфильма, хорошо знакомого читателям. Многозначность слова дороги и употребление его с омонимом (дороги дороги) позволяют в заголовке метафорично передать основную мысль статьи.
Критерий достижения планируемого результата: верно заполненная таблица и сформулированный ответ.


      Правильный ответ: В заголовке в образной форме

Слайд 32опознать языковое явление;
провести анализ;
указать особенности функционирования в речи.

При

этом учитывается то, что каждый из разделов описывает язык с

разных сторон, т.е имеет свой объект изучения.

Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языке оценивается на основе базовых для этого раздела умений:

опознать языковое явление;провести анализ; указать особенности функционирования в речи. При этом учитывается то, что каждый из разделов

Слайд 33
Выпускник научится:
 
выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и

словообразовательного анализа слова;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
применять знания

и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
 
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,
устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;

Морфемика и словообразование

Примеры заданий
(базовый и повышенный уровень)

Выпускник научится: выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;проводить морфемный и словообразовательный анализ

Слайд 34 Измерительные процедуры

Измерительные процедуры

Слайд 36


Ф.И. Буслаев : «Предмет предметов»
В новом образовательном стандарте русский

язык
приобретает статус метапредметной дисциплины

Ф.И. Буслаев : «Предмет предметов»В новом образовательном стандарте русский язык приобретает статус метапредметной дисциплины

Слайд 37




Введение государственного образовательного стандарта по русскому языку будет проходить в

условиях уже апробированной и ставшей традиционной модели государственной итоговой аттестации.

Возникает необходимость определения соответствия ГИА-9 и ЕГЭ
требованиям ФГОС.
Введение государственного образовательного стандарта по русскому языку будет проходить в условиях уже апробированной и ставшей традиционной модели

Слайд 38
1.Вопрос взаимодействия ГИА, методики преподавания русского языка и нового образовательного

стандарта должен стать не предметом споров, а
задачей научного анализа.
2.Изменение

контрольных измерительных материалов должно быть прозрачным и предсказуемым.
1.Вопрос взаимодействия ГИА, методики преподавания русского языка и нового образовательного стандарта должен стать не предметом споров, а

Слайд 39 Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика