Разделы презентаций


Корчак

Содержание

Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Корчак»
Фильм Анджея Вайды

«Корчак»Фильм Анджея Вайды

Слайд 2Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля

1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся польский педагог, писатель,

врач и общественный деятель.
Януш Корчак настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт ( 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся

Слайд 3Родился в Царстве Польском, в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец,

Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве

по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.
С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
Родился в Царстве Польском, в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор монографии «Лекции

Слайд 4В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться

с педагогическим наследием Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.
В 1903—11 гг. работал в еврейской детской больнице и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача Русской императорской армии принимал участие в Русско-японской войне.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию,

Слайд 5В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом

сирот» для еврейских детей , которым руководил (с перерывом в

1914—18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей , которым руководил

Слайд 7
Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти

Джин Лифтон (США) сообщает, что Корчак с юмором говорил о

своем Доме Сирот: «Другие приюты плодят преступников, наш же плодит коммунистов». За этой шуткой скрывалась его озабоченность тем, что ряд выпускников Дома Сирот участвовал в деятельности находившейся в подполье Коммунистической партии Польши. Сам же Корчак был скептически настроен по отношению к коммунистическим идеям. Он сказал однажды: «Я уважаю эту идею, но это как чистая дождевая вода. Когда она проливается на землю, то загрязняется». Он говорил, что при революциях, как и всегда, выигрывают ловкие и хитрые, тогда как наивные и легковерные остаются ни с чем, а революционные программы — это комбинация безумия, насилия и дерзости, связанной с неуважением к человеческому достоинству.
Автор книги «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Бетти Джин Лифтон (США) сообщает, что Корчак с

Слайд 8В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически

добывая для них пищу и медикаменты.
Он отклонил все предложения

неевреев-почитателей его таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942), другими воспитателями и примерно 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он

Слайд 10Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом

конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся

спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками.

Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что

Слайд 14Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он

взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети

улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них — «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых

Слайд 16Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл три основных. 1.

Право ребёнка на смерть2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3.

Право ребёнка быть тем, что он есть».
Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. «Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника — объявление борьбы двух жизней: одна — зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая — новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю».
Признание того, что дети — разные. «Вместо того, чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» .


Своеобразное представление о правах ребёнка: «я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть2. Право ребёнка на

Слайд 17Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания

(в соответствии с возрастом «Ох уж эти наши ответы… Так

случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус. — Что это, мячик? — спрашивает ребёнок. — Мячик, да, мячик, — отвечает няня. В другой раз: — Мама, что это за мячик? — Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка. „Мамочка?“ — Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил».
Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой. «…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом «Ох уж эти

Слайд 18Право ребёнка на уважение «Во мне ещё не сформировалось и

не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть

право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок».
Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…»
Педагогика — наука о человеке

Право ребёнка на уважение «Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное

Слайд 20В 1967—1970 годах русский поэт и бард Александр Галич написал

одну из своих лучших песенных поэм — «Кадиш».
Авторское исполнение предварялось

следующим вступлением : «Цикл песен и стихов „Кадиш“ посвящается памяти великого польского писателя, педагога и врача Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками из школы-интерната „Дом Сирот“ в лагере уничтожения „Треблинка“». В поэме дважды (в начале и конце) используется немного изменённая цитата из «Дневника» Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».

В 1967—1970 годах русский поэт и бард Александр Галич написал одну из своих лучших песенных поэм — «Кадиш».

Слайд 21Анджей Витольд Вайда (6 марта 1926, Сувалки — 9 октября 2016,

Варшава) — польский режиссёр театра и кино, классик европейского авторского кино.


Анджей Витольд Вайда (6 марта 1926, Сувалки — 9 октября 2016, Варшава) — польский режиссёр театра и кино, классик

Слайд 22«У него были две главные страсти: история и Польша»

«У него были две главные страсти: история и Польша»

Слайд 27Агнешка Холланд
Робби Мюллер

Агнешка ХолландРобби Мюллер

Слайд 28Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот

кто заявляет, что жертвует собой ради чего-то или ради кого-то.

Один любит карты, другой женщин, третий конные бега, а я люблю детей. Я вовсе не жертвую собой. Я не делаю это ради них, а только для себя, мне это нужно. Не верьте словам о самопожертвовании – они лживы и лицемерны».
И заканчивается сценой, наилучшим образом иллюстрирующий высказанную в начале позицию – Корчак возглавляет отряд еврейский детей, под флагом со звездой Давида, он за руку сопровождает своих воспитанников до «вагона смерти» и снова игнорирует предложение немецких солдат о помиловании.
В своей простоте и непритязательности, любви к детям, глубины и размаха которой не знавала земля, он сменил гневную неприязнь к врагу на тихое покорство. Но до этого страшного момента, герой всяческий сопротивлялся и делал все, чтобы как можно дальше оттянуть неминуемый конец.

Картина начинается с монолога героя, где звучат слова «лжет, тот кто заявляет, что жертвует собой ради чего-то

Слайд 29Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит

еще более устрашающе от того, что в центре событий в

основном дети. После показа «Корчака» на каннском фестивале, зрители аплодировали стоя, однако, на этом успех и закончился.
В одной из французских газет режиссера обвинили в антисемитизме. По мнению критиков, автор, рассказывая про историю Холокоста в Варшаве, оставил польский народ в стороне, как бы снимая с него всю ответственность за происходящее. «Однако, что мы видим в этом фильме? Жестоких немцев и евреев-коллаборационистов. А где же поляки? Поляк Вайда считает, что события в варшавском гетто – дело немцев и евреев, его соотечественники же здесь ни при чём. (Отрывок из рецензии газеты Le Monde).

Существует множество фильмов о Холокосте. У Вайды эта тема звучит еще более устрашающе от того, что в

Слайд 32«Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедриться в еврейскую жизнь, «пробраться»

в гетто и показать его со всех сторон: вот пан доктор, надевающий гражданское

пальто на свой старый, времен службы военврачом мундир и отказывающийся нацепить повязку со звездой, вот дети, которых он никому не дает пальцем тронуть, и главная помощница доктора пани Стефа, только что вернувшаяся из Палестины, а с другой стороны — провокаторы, юденрат, продажные еврейские богачи, от которых Корчак, тем не менее, принимает помощь, потому что: «…я пойду хоть к самому дьяволу, чтобы спасти моих детей».
Актер Войцех Пшоняк, давно к моменту съемок живший во Франции, снимался у Вайды и в «Земле обетованной», и в «Страстной неделе», и оказался идеальным Корчаком.
Фильм снят на черно‑белую пленку, и благодаря вкраплениям хроникальных кадров и поразительному сходству Пшоняка не просто с портретом Корчака, но и с тем образом, который давно сложился у каждого в голове, трудно отделаться от мысли, что перед нами кинематографический документ.

«Корчак» (1990) стоит особняком. Это попытка внедриться в еврейскую жизнь, «пробраться» в гетто и показать его со всех сторон: вот пан

Слайд 33 «Этот человеческий опыт намного глубже актерского»
Войцех Пшоняк

«Этот человеческий опыт намного глубже актерского»   Войцех Пшоняк

Слайд 34Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам

картины про Корчака?
Тут поднята проблема уничтожения людей, геноцида – мы можем наблюдать это

в Камбодже, в преступлениях гитлеровцев, а сейчас почти повсюду. Эта проблема впервые возникла, когда захотели уничтожить целый народ – еврейский. И фильм про Корчака – увеличение, небольшой фрагмент одной из самых больших трагедий в истории человечества. На примере Корчака, известного своими революционными взглядами на воспитание детей, показывается реальная история, поэтому у нас с Вайдой не было никаких дискуссий.
А что было главным для вас в этой работе? Каким вы хотели показать Корчака?
Я думал, принять ли это предложение.
Вы сомневались и не сразу согласились?
Я размышлял, что там можно сыграть. В этом персонаже практически нет ничего, что можно сыграть. Мне неинтересно что-то изображать, поэтому у меня была дилемма. Я получил все, что написано о Корчаке, и, читая, понял, что это не поможет мне понять ситуацию такого человека. Историю невозможно сыграть, сыграть можно только человека. А чтобы максимально к нему приблизиться, нужно его понять. И я начал читать его дневники из гетто. Я закрылся на Корсике и два-три месяца читал только его дневники. И понял, что манера, в которой он пишет, может мне помочь. Я попробовал пойти вместе с ним в газовую камеру. Здесь нет места актерской игре, актерским идеям, это попытка стать им. И это единственный способ показать то, что ты сам не пережил. Несколько лет после выхода фильма я не мог разговаривать с журналистами.
Почему?
Не был в состоянии об этом говорить.
Это самая важная для вас роль, или были роли в кино или театре, которые сильнее на вас действовали?
Все роли разные, и каждая оставляет след. То, что я привнес в роль Корчака, не связано с актерским опытом. Ни у кого, кроме меня, не было случая попытаться стать Корчаком, пережить то, что надо сыграть. Этот человеческий опыт намного глубже актерского.
Довольны ли вы результатом? Тем, как вы пережили эту ситуацию, и фильмом в целом?
Я не считаю, что могу оценивать себя в этой роли. Я дал этой роли столько, сколько мог, но меня, Войцеха Пшоняка, там очень мало, и это меня радует. Меня радует, что передо мной человек, о котором надо было рассказать. Про другие свои работы я иногда говорю: «Да, эту сцену можно было лучше сыграть», а здесь все иначе. Когда я отрастил бороду и надел очки, и меня увидели воспитанники Корчака, они испытали шок, потому что я стал похож на Корчака.

Какую задачу ставил перед вами Анджей Вайда, когда вы готовились к съемкам картины про Корчака?Тут поднята проблема уничтожения людей, геноцида –

Слайд 35А что вам говорил Вайда?
Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены

(такая у меня традиция), но Вайда в один прекрасный день попросил меня посмотреть.

У него были сомнения, правильный ли путь я выбрал. Я посмотрел и сказал: «Это – Корчак, и по-другому не будет». Вообще Вайда мне доверял, мы до этого вместе делали несколько фильмов, и в этом случае он должен был мне поверить, а после монтажа он сказал: «Да, ты был прав». Выбор пути не был моим актерским капризом, все это было глубоко мной пережито. А Вайда не вживался в образ Корчака, как я, он ведь не актер. Если бы он сказал мне «Нет», я бы предложил ему взять другого актера.
Заметили ли вы какие-то изменения в себе после этой работы?
Я не играл характер, индивидуальность, то, к чему у меня нет доступа, переживаемое я реконструировал в себе. Самая большая польская трагедия – то, что гитлеровцы истребили евреев. Польша без евреев – уже не Польша. Без польских евреев нет культуры, нет искусства. Польские националисты и фашисты линчуют меня за эти слова, но это правда – позади ведь сотни лет совместной жизни.
Я родился во Львове, поэтому тема эта мне близка. Дед мой был директором и главным химиком ликероводочной фабрики Бачевских во Львове. Эта знаменитая фабрика поставляла продукцию для австро-венгерского императорского двора. Фабрика находилась в еврейском квартале. Друзья и подруги моей мамы были евреями. Мама знала идиш, еврейские молитвы, даже меня немного научила. И когда началась война, она пережила своего рода Холокост, потому что потеряла всех друзей. Помню имя самой близкой ее подруги – Цеся Грудер, она постоянно о ней говорила. Через мать я был связан с еврейским миром, поэтому воспринимаю эту трагедию очень близко. В Польше буквально на каждом шагу есть пустые места, там нет людей, и для меня это личная трагедия. У меня есть друзья, которые были в лагерях. Например, Ричард Горовиц – знаменитый фотограф. Он попал в лагерь мальчиком, у него сохранился номер на руке, выжил он благодаря Шиндлеру.
Я не думал о Корчаке как о роли. У меня было чувство, что я участвую в чем-то, не до конца мне понятном, в том, что было. А тем более, дело касалось детей…

А что вам говорил Вайда?Это я Вайде говорил. Я никогда не смотрю отснятые сцены (такая у меня традиция), но Вайда в один прекрасный день

Слайд 37Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польского еврейства — польская

трагедия, с которой он так и не смог смириться, в отличие от тех своих соотечественников, которые

предпочли о ней забыть.
Никого фильм не выгораживает, мы то и дело спотыкаемся о мелочный бытовой антисемитизм христианских соседей, это постоянный фон.  — Я не нанималась стирать жидовское говно, — бросает пану доктору прачка. — Вы правы, — отвечает Корчак, — это дело родителей. Но поскольку родителей нет, а я директор дома сирот, стирать буду я.
Вайде стыдно за них, он снимает кино, чтобы стыдно стало всем. Пытается рассказать правду, спеть оду герою — первый в своей стране. Именно первый — в кино, несмотря на то, что еще в 1975‑м появилась картина «Вы свободны, доктор Корчак» польского режиссера Александра Форда, но снята она была в Германии — будучи евреем, Форд уехал из страны в период антисемитских гонений в 1960‑х. А «Корчак» вышел именно в Польше, где в 1989‑м настали новые времена, прошли первые свободные выборы, в которых Вайда участвовал и победил, войдя в сейм.
Но не было для Анджея Вайды дела важнее кино. И не существовало на тот момент героя важнее Корчака. Он говорил: «…Я полностью вложился в этот фильм, отдал доктору Корчаку все свои таланты и умения».

Для Анджея Вайды Корчак — польский герой, а гибель польского еврейства — польская трагедия, с которой он так и не смог смириться, в отличие от тех

Слайд 41Александр Форд

Александр Форд

Слайд 42Фильмы
L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»), телефильм, реж. Клод Кудерк,

Франция, 1980, по роману Alain Buhler « L'adieu aux enfants », о

жизни и творчестве Януша Корчака посредством реконструкции «Дома сирот» и его попытке спасти детей от уничтожения в концлагере
«Януш Корчак» , режиссёр С. Винокур, сценарий—Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Фильмы L’adieu aux enfants («Прощание с детьми»), телефильм, реж. Клод Кудерк, Франция, 1980, по роману Alain Buhler

Слайд 43Документальный фильм о педагоге-гуманисте Януше Корчаке из цикла "Гении и

злодеи". Проект Льва Николаева.
Януш Корчак. Долгий путь к себе

Документальный фильм о педагоге-гуманисте Януше Корчаке из цикла

Слайд 44Мультфильмы
«Расскажите сказку, доктор» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.
Режиссёр: Аида Зябликова. В

мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша

Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Мультфильмы «Расскажите сказку, доктор» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика