Разделы презентаций


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969 )

Содержание

Книга «От двух до пяти» (1928-1969). 13 заповедей детским поэтам1. «Стихи для малышей должны быть графичны»: зрительный образ и звук должны составлять единое целое, из каждого двустишия должен получаться

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969)

Корней Иванович Чуковский  (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882–1969)

Слайд 2 Книга «От двух до пяти» (1928-1969). 13 заповедей детским поэтам
1. «Стихи

для малышей должны быть графичны»: зрительный образ и звук должны

составлять единое целое, из каждого двустишия должен получаться рисунок.
2. «Нужна наибыстрейшая смена образов».
3. «...словесная живопись должна быть в то же время лирична. Необходимо, чтобы в стихах была песня и пляска».
Экикики – это сочиняемые детьми-дошкольниками короткие двустишия, представляющие собой радостные вытанцовываемые выкрики-экспромты в хорейном ритме.
4. «Нужна подвижность и переменчивость ритма».
5. «…нужна повышенная музыкальность поэтической речи». Стечение согласных – запрещено: «Пупс взбешен».

Книга «От двух до пяти» (1928-1969). 13 заповедей детским поэтам1.	«Стихи для малышей должны быть графичны»:

Слайд 36. «…рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к

другу» ‒ предпочтительны смежные рифмы.
7. Рифмующиеся слова должны быть главными носителями

смысла: именно они привлекают к себе повышенное внимание ребенка.
8. «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью»: «У ребенка мысль пульсирует заодно со стихами», и каждый стих в экикиках — самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений.
9. «Не загромождать детских стихов прилагательными»,
преобладающей частью речи должен быть глагол.
Эпитет — это уже результат опыта, созерцания, подробного ознакомления с вещью.
10. «…преобладающим ритмом стихов для детей должен быть хорей — любимый ритм детей».
6.	«…рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу» ‒ предпочтительны смежные рифмы.7.	Рифмующиеся слова должны

Слайд 411. «Стихи должны быть игровыми».
12. «Поэзия для маленьких должна быть и

для взрослых поэзией!»
13. Следует «мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы

путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов».
Что составляет «стиховое воспитание».
14. Незадолго до смерти, в статье «Признания старого сказочника» сформулировал четырнадцатую заповедь — «писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит». Цель сказочника — воспитать человечность.
11.	«Стихи должны быть игровыми». 12.	«Поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!»13.	Следует  «мало-помалу нарушать многие

Слайд 5Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый

«крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой

игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,  называемый «крокодилиадой»  (по имени любимого персонажа

Слайд 6Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый

«крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой

игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,  называемый «крокодилиадой»  (по имени любимого персонажа

Слайд 7Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос, называемый

«крокодилиадой» (по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой

игре: «перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Особенности поэтики Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,  называемый «крокодилиадой»  (по имени любимого персонажа

Слайд 8Особенности поэтики
Изучив экикики, пришел к убеждению: ребенок любит действие, движение,

перемещение, игру вещей. «...Стихотворения детей в возрасте от двух до

пяти лет всегда возникают во время прыжков и подскакиваний…»
В сказках Чуковского все беспрестанно движется:
Ехали медведи / На велосипеде / А за ними кот / Задом наперед» («Тараканище», 1923);
Одеяло убежало / Улетела простыня, / И подушка, / Как лягушка, / Ускакала от меня... («Мойдодыр», 1923).
Особенности поэтики Изучив экикики, пришел к убеждению: ребенок любит действие, движение, перемещение, игру вещей.  «...Стихотворения детей

Слайд 9Особенности поэтики
Обилие повторов: «стихи выкрикивают множество раз».
Как у наших

у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на

нем, Не цветочки на нем, А чулки да башмаки, Словно яб-ло-ки!

Особенности поэтики Обилие повторов: «стихи выкрикивают множество раз».Как у наших у ворот Чудо-дерево растет. Чудо, чудо, чудо,

Слайд 10Особенности поэтики
Слова ‒ легкие для восприятия и произношения, если слова

многосложные – принцип деления на слоги:
Тут букашки и козявки Выползают из-под

лавки: “Слава, слава Комару – По-бе-ди-те-лю!”

Особенности поэтики Слова ‒ легкие для восприятия и произношения, если слова многосложные – принцип деления на слоги:

Слайд 11Особенности поэтики
«Корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший

его визитной карточкой:
Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил. Папиросы курил. По-турецки говорил,

— Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Особенности поэтики «Корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом  и ставший его визитной карточкой:Жил да был Крокодил.

Слайд 12Особенности поэтики
Не только внешние, но и внутренние рифмы:

рифмуются слоги слов в строках строфы.
Гимназисты за ним, Трубочисты за

ним, И толкают его, Обижают его...
разноударная рифма (башмаки — яблоки)
характерны не только для стихов, сочиняемых малышами, но и для фольклорных стихов.
Особенности поэтики Не только внешние,  но и внутренние рифмы: ‒ рифмуются слоги слов в строках строфы.

Слайд 13Особенности поэтики
Худ. образ в стихотв. форме ‒ «наиболее могучий

рычаг педагогики раннего возраста».
Произведениям свойственны:
острый конфликт;
стремительное развитие фабулы;
мажорное действие;
эмоции:

страх, ужас, испуг,
«Крокодил»: впервые в дет. лит. открывается улица большого города с ее движением, с толпами народа.
финал – радость и счастье, песня и пляска
«Пляшут чижики и зайчики в лесах, / Пляшут раки, пляшут окуни в морях...»; «А слониха-щеголиха / Так отплясывала лихо...»; «Будет, будет мошкара / Веселиться до утра»; «Вот обрадовались звери! / Засмеялись и запели, / Ушками захлопали, / Ножками затопали...».
В «Крокодиле» появляется новый юный герой —
«это доблестный Ваня Васильчиков».
Он боец,
Молодец,
Он герой Удалой:
Он без няни гуляет по улицам
«Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены.


Особенности поэтики Худ. образ в стихотв. форме ‒ «наиболее могучий рычаг педагогики раннего возраста».Произведениям свойственны:острый конфликт;стремительное развитие

Слайд 14Методика ознакомления.
Проблема литературного образования

Методика ознакомления.Проблема литературного образования

Слайд 15Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения

«До́ро/гѝе / го́сти, / по́мо/г[’и́:]те!

//

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения«До́ро/гѝе / го́сти, / по́мо/г[’и́:]те! //

Слайд 16Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения:

ПРИМЕР СЧИТАЛКИ
к фрагменту

сказки «Тараканище»

Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения: ПРИМЕР СЧИТАЛКИ к фрагменту сказки «Тараканище»

Слайд 17Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА»
ДОСКАЗЫВАНИЕ

ДЕТЬМИ ЧАСТИ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ

Работа по ознакомлению детей средней группы  с понятием «стихотворная РИФМА»ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ ЧАСТИ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ

Слайд 18Работа по ознакомлению детей средней группы с понятием «стихотворная РИФМА»
жучки

‒ … (паучки),
подушка ‒ … (лягушка),
вакса ‒ …

(клякса),
руки ‒ … (брюки),
умывальник ‒ … (начальник),
Мойдодыр ‒ … (командир)
и под.

ВСПОМИНАНИЕ РИФМЫ К НАЗЫВАЕМОМУ ВОСПИТАТЕЛЕМ СЛОВУ

Работа по ознакомлению детей средней группы  с понятием «стихотворная РИФМА»жучки ‒ … (паучки), подушка ‒ …

Слайд 19МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Развитие восприятия звуковой выразительности речи

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРАРазвитие восприятия звуковой выразительности речи

Слайд 20БЕСЕДА О ТОМ, КАКИЕ ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ,
КАКОЕ ОНИ

СОЗДАЮТ НАСТРОЕНИЕ
И прибеж[А]л[А] з[АЙ]чих[А]
И з[А]крич[А]л[А]: «[АЙ], [АЙ]!
Мой з[АЙ]чик

п[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!
Мой з[АЙ]чик, мой м[А]льчик
П[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!»

Развитие восприятия звуковой выразительности речи

БЕСЕДА О ТОМ, КАКИЕ ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ, КАКОЕ ОНИ СОЗДАЮТ НАСТРОЕНИЕИ прибеж[А]л[А] з[АЙ]чих[А] И з[А]крич[А]л[А]: «[АЙ],

Слайд 21Тропы в произведениях К.И. Чуковского
эпитет
(«пузатый самовар» /«Мойдодыр»/,
«позолоченное брюхо»

/«Муха-Цокотуха»/);

сравнение
(«…мыло… кусало, как оса»,
«И подушка, / Как

лягушка, / Ускакала от меня» /«Мойдодыр»/);

гипербола
(мальчик-неряха ‒ «поросенок,… чернее трубочиста…» /«Мойдодыр»/);

литота
(таракан ‒ «жидконогая козявочка-букашечка» /«Тараканище»/);

нонсенс
(«Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают»,
«А лисички Взяли спички <…> Море синее зажгли» /«Путаница»/).

Тропы  в произведениях К.И. Чуковскогоэпитет («пузатый самовар» /«Мойдодыр»/, «позолоченное брюхо» /«Муха-Цокотуха»/); сравнение («…мыло… кусало, как оса»,

Слайд 22Работа с тропами
БЕСЕДА ОБ ОБРАЗНОСТИ ТРОПОВ
С ПОКАЗОМ ДВУХ СРАВНИВАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ

ИЛИ ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.

Например:
в процессе работы со сравнением «ты

чернее трубочиста» ‒
провести анализ картинок
с изображением чумазого мальчика и трубочиста,

в работе с нонсенсом «море синее зажгли» ‒
беседу на закрепление знания свойств воды и огня.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,
В ХОДЕ КОТОРОЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ИЗУЧИТЬ ОПЫТНЫМ ПУТЕМ ПРЕДМЕТЫ, ОХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ ТРОПАМИ.

Например:
в процессе работы с эпитетом «пузатый самовар»
можно найти и объяснить
общий признак сравнения по внешнему виду
у «пузатого» самовара и «пузатого» пупса».

Работа с тропамиБЕСЕДА ОБ ОБРАЗНОСТИ ТРОПОВС ПОКАЗОМ ДВУХ СРАВНИВАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ. Например: в процессе работы

Слайд 23ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ПУТАНИЦА»
Анализ идейного значения образов

героев

ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ПУТАНИЦА»Анализ идейного значения образов героев

Слайд 24ФИЗРАЗМИНКА К СКАЗКЕ «БАРМАЛЕЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Анализ идейного значения образов

героев

ФИЗРАЗМИНКА К СКАЗКЕ «БАРМАЛЕЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕАнализ идейного значения образов героев

Слайд 25ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА К СТИХОТВОРЕНИЮ «СВИНКИ»
Анализ идейного значения образов героев

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА К СТИХОТВОРЕНИЮ «СВИНКИ»Анализ идейного значения образов героев

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика