Слайд 1Корней Иванович Чуковский
(Николай Васильевич Корнейчуков)
(1882–1969)
Слайд 2 Книга «От двух до пяти» (1928-1969).
13 заповедей детским поэтам
1. «Стихи
для малышей должны быть графичны»:
зрительный образ и звук должны
составлять единое целое,
из каждого двустишия должен получаться рисунок.
2. «Нужна наибыстрейшая смена образов».
3. «...словесная живопись должна быть в то же время лирична. Необходимо, чтобы в стихах была песня и пляска».
Экикики – это сочиняемые детьми-дошкольниками
короткие двустишия, представляющие собой радостные вытанцовываемые выкрики-экспромты в хорейном ритме.
4. «Нужна подвижность и переменчивость ритма».
5. «…нужна повышенная музыкальность поэтической речи». Стечение согласных – запрещено: «Пупс взбешен».
Слайд 36. «…рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к
другу» ‒ предпочтительны смежные рифмы.
7. Рифмующиеся слова должны быть главными носителями
смысла: именно они привлекают к себе повышенное внимание ребенка.
8. «Каждая строка детских стихов
должна жить своей собственной жизнью»:
«У ребенка мысль пульсирует заодно со стихами»,
и каждый стих в экикиках — самостоятельная фраза;
число строк равняется числу предложений.
9. «Не загромождать детских стихов прилагательными»,
преобладающей частью речи должен быть глагол.
Эпитет — это уже результат опыта, созерцания, подробного ознакомления с вещью.
10. «…преобладающим ритмом стихов для детей должен быть хорей — любимый ритм детей».
Слайд 411. «Стихи должны быть игровыми».
12. «Поэзия для маленьких должна быть и
для взрослых поэзией!»
13. Следует
«мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы
путем постепенного усложнения формы
подвести малыша вплотную
к восприятию великих поэтов».
Что составляет «стиховое воспитание».
14. Незадолго до смерти,
в статье «Признания старого сказочника»
сформулировал четырнадцатую заповедь —
«писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».
Цель сказочника — воспитать человечность.
Слайд 5Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,
называемый
«крокодилиадой»
(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой
игре:
«перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 6Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,
называемый
«крокодилиадой»
(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой
игре:
«перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 7Особенности поэтики
Сказки и стихи Чуковского ‒ комический эпос,
называемый
«крокодилиадой»
(по имени любимого персонажа автора).
Комизм строится на языковой
игре:
«перевертышах», «лепых нелепицах».
Задача Чуковского — при помощи нелепицы нарисовать «правильный» детский мир, преображенный радостью.
«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон».
Слайд 8Особенности поэтики
Изучив экикики, пришел к убеждению:
ребенок любит действие, движение,
перемещение, игру вещей.
«...Стихотворения детей в возрасте от двух до
пяти лет
всегда возникают во время прыжков и подскакиваний…»
В сказках Чуковского все беспрестанно движется:
Ехали медведи / На велосипеде /
А за ними кот / Задом наперед»
(«Тараканище», 1923);
Одеяло убежало / Улетела простыня, /
И подушка, / Как лягушка, / Ускакала от меня...
(«Мойдодыр», 1923).
Слайд 9Особенности поэтики
Обилие повторов: «стихи выкрикивают множество раз».
Как у наших
у ворот Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное!
Не листочки на
нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яб-ло-ки!
Слайд 10Особенности поэтики
Слова ‒ легкие для восприятия и произношения,
если слова
многосложные – принцип деления на слоги:
Тут букашки и козявки
Выползают из-под
лавки:
“Слава, слава Комару –
По-бе-ди-те-лю!”
Слайд 11Особенности поэтики
«Корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом
и ставший
его визитной карточкой:
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил.
По-турецки говорил,
—
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Слайд 12Особенности поэтики
Не только внешние,
но и внутренние рифмы:
‒
рифмуются слоги слов в строках строфы.
Гимназисты за ним,
Трубочисты за
ним,
И толкают его,
Обижают его...
разноударная рифма (башмаки — яблоки)
характерны не только для стихов, сочиняемых малышами,
но и для фольклорных стихов.
Слайд 13Особенности поэтики
Худ. образ в стихотв. форме ‒ «наиболее могучий
рычаг педагогики раннего возраста».
Произведениям свойственны:
острый конфликт;
стремительное развитие фабулы;
мажорное действие;
эмоции:
страх, ужас, испуг,
«Крокодил»:
впервые в дет. лит. открывается улица большого города
с ее движением, с толпами народа.
финал – радость и счастье, песня и пляска
«Пляшут чижики и зайчики в лесах, / Пляшут раки, пляшут окуни в морях...»;
«А слониха-щеголиха / Так отплясывала лихо...»;
«Будет, будет мошкара / Веселиться до утра»;
«Вот обрадовались звери! / Засмеялись и запели, /
Ушками захлопали, / Ножками затопали...».
В «Крокодиле» появляется новый юный герой —
«это доблестный Ваня Васильчиков».
Он боец,
Молодец,
Он герой Удалой:
Он без няни гуляет по улицам
«Мойдодыр» и «Федорино горе» могут считаться дилогией на тему гигиены.
Слайд 14Методика ознакомления.
Проблема литературного образования
Слайд 15Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения
«До́ро/гѝе / го́сти, / по́мо/г[’и́:]те!
//
Слайд 16Формирование осознанного восприятия РИТМА стихотворного произведения:
ПРИМЕР СЧИТАЛКИ
к фрагменту
сказки «Тараканище»
Слайд 17Работа по ознакомлению детей средней группы
с понятием «стихотворная РИФМА»
ДОСКАЗЫВАНИЕ
ДЕТЬМИ ЧАСТИ СТИХОТВОРНОЙ СТРОКИ
Слайд 18Работа по ознакомлению детей средней группы
с понятием «стихотворная РИФМА»
жучки
‒ … (паучки),
подушка ‒ … (лягушка),
вакса ‒ …
(клякса),
руки ‒ … (брюки),
умывальник ‒ … (начальник),
Мойдодыр ‒ … (командир)
и под.
ВСПОМИНАНИЕ РИФМЫ К НАЗЫВАЕМОМУ ВОСПИТАТЕЛЕМ СЛОВУ
Слайд 19МУЗЫКАЛЬНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Развитие восприятия звуковой выразительности речи
Слайд 20БЕСЕДА О ТОМ, КАКИЕ ЗВУКИ ПОВТОРЯЮТСЯ В СТИХОТВОРЕНИИ,
КАКОЕ ОНИ
СОЗДАЮТ НАСТРОЕНИЕ
И прибеж[А]л[А] з[АЙ]чих[А]
И з[А]крич[А]л[А]: «[АЙ], [АЙ]!
Мой з[АЙ]чик
п[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!
Мой з[АЙ]чик, мой м[А]льчик
П[А]п[А]л п[А]д тр[А]мв[АЙ]!»
Развитие восприятия звуковой выразительности речи
Слайд 21Тропы
в произведениях К.И. Чуковского
эпитет
(«пузатый самовар» /«Мойдодыр»/,
«позолоченное брюхо»
/«Муха-Цокотуха»/);
сравнение
(«…мыло… кусало, как оса»,
«И подушка, / Как
лягушка, / Ускакала от меня» /«Мойдодыр»/);
гипербола
(мальчик-неряха ‒ «поросенок,… чернее трубочиста…» /«Мойдодыр»/);
литота
(таракан ‒ «жидконогая козявочка-букашечка» /«Тараканище»/);
нонсенс
(«Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают»,
«А лисички Взяли спички <…> Море синее зажгли» /«Путаница»/).
Слайд 22Работа с тропами
БЕСЕДА ОБ ОБРАЗНОСТИ ТРОПОВ
С ПОКАЗОМ ДВУХ СРАВНИВАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ
ИЛИ ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
Например:
в процессе работы со сравнением «ты
чернее трубочиста» ‒
провести анализ картинок
с изображением чумазого мальчика и трубочиста,
в работе с нонсенсом «море синее зажгли» ‒
беседу на закрепление знания свойств воды и огня.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,
В ХОДЕ КОТОРОЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ИЗУЧИТЬ ОПЫТНЫМ ПУТЕМ ПРЕДМЕТЫ, ОХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ ТРОПАМИ.
Например:
в процессе работы с эпитетом «пузатый самовар»
можно найти и объяснить
общий признак сравнения по внешнему виду
у «пузатого» самовара и «пузатого» пупса».
Слайд 23ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО СКАЗКЕ «ПУТАНИЦА»
Анализ идейного значения образов
героев
Слайд 24ФИЗРАЗМИНКА К СКАЗКЕ «БАРМАЛЕЙ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Анализ идейного значения образов
героев
Слайд 25ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА К СТИХОТВОРЕНИЮ «СВИНКИ»
Анализ идейного значения образов героев