Слайд 3ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ
Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и
различные ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).
Классовое общество Древнего Египта
состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян, и рабов.
По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Религия и её служители – жрецы освещали это право фараона, а вместе с ним социальное неравенство, деспотизм, культ почитания. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи)и т. д., глубоко пронизывала все сферы жизни.
Слайд 4Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей.
Художественные образы всегда заключали в себе символику содержания (лотос –
символ плодородия и бессмертия, змей – символ власти).
Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.
Слайд 5ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ
- Высокий рост
- Широкие плечи
- Узкие талия и
бедра
- Крупные черты лица
- Стройные пропорции
- Мендаливидный разрез глаз
- Прямой
нос, благородной формы лоб
- Гладкие но жесткие волосы черного цвета
- Браслеты на руках и ногах
Слайд 6ТКАНИ, ЦВЕТ В ОДЕЖДЕ
Египет по праву считается родиной льна. Природные
условия долины Нила способствовали разведению этого растения. По тонкости египетский
лен не уступает натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небелёные, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел поздней траурной символики. Ткань окрашивали разнообразными растительными красителями в красный, голубой, зеленый цвета. Позднее появляются желтый, коричневый и бирюзовый цвета различных оттенков.
Слайд 7Орнаментация ткани носила в основном геометрический характер (полосы, зигзаги) и
располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные
рисунки цветов и листьев лотос, папируса, камыша, пальмы, стрелы, как стилизованные солнечные лучи.
Слайд 8В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных –
змея, жука- скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Кроме льна, для
изготовления одежды применялись хлопок, кожа, мех (в одежде обрядового назначения).
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ КОСТЮМА
В костюме Древнего Египта наиболее
распространенный вид одежды – драпирующийся. Позже накладной, но никогда не
распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.
Слайд 10Древнее царство – мужской костюм
В древнем царстве основной одеждой мужчин
была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная –
СХЕНТИ. Схенти на талии придерживалась поясом - тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии.
Вместе с набедренной повязкой египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.
Наиболее распространенная форма передника- расширенная к низу или овальная.
Слайд 11Древнее царство – женский костюм
Одежда женщин состояла из куска материи,
обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или
двумя бретелями. Эта одежда называлась КАЛАЗИРИС и по форме была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.
Слайд 12ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется,
объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт
расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ :
Мужской костюм состоит из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ:
Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании и смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.
Слайд 13ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий
в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей
разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах . Человек в ней кажется спеленутым.
Слайд 14Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и
мужского НАРАМНИКА. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое
прямоугольного полотнища, ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Распространенной одеждой было также ПОКРЫВАЛО.
Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.
Войны носят передник и кошенный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не меняется.
Слайд 15
УКРАШЕНИЯ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ.
ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИКИ В КОСТЮМЕ
Основное декоративное значение
в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики.
В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.
Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса.
И мужчины и женщины носили парики из растительного волокна или овечий шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.
Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани.
Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечий шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями.
Слайд 16Древнейшим видом головного убора фараона были двойная корона АТЕВ, украшенная
коршуном и змеей- уреем – символом власти, и КЛАФТ –
большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенный треугольником.
Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветочками лотоса.
Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем из кожи носили лишь фараон и его приближённые. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены.
Слайд 17ПРИМЕРЫ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА ЕГИПТА
Слайд 20В 2004 году на Неделе высокой моды Джон Гальяно представил
коллекцию Christian Dior, вдохновленную египетскими традициями.