Слайд 1Красильникова Э.Э.
профессор, канд. архитектуры, PhD
Профессор, руководитель департамента архитектуры, строительства
и урбанистики
Института развития города
Севастопольского государственного университета
программа магистратуры 54.04.01
«Дизайн социо-культурной среды»
Дисциплина Б1.Б.03 Проектирование в дизайне среды
Практическое занятие ( 4 часа)
Тема: Стилевое решение графического объекта.
Понятие «стиль» применительно к дизайнерской деятельности.
Фирменный стиль как содержательная основа дизайн-проектирования.
Слайд 2ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
1.1. История возникновения фирменного стиля
история использования знаков
для указания происхождения товаров уходит вглубь веков. Кочевые народы накладывали
знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом и покупатели стремились приобрести товары с такими знаками, подтверждающими высокую профессиональную репутацию этих ремесленников. Знаки обнаружены и на кирпичах и изделиях из глины, изготовленных во времена Древней Греции, Древнего Рима. В средние века появились уже целые цеховые корпоративные торговые марки. К концу средних веков торговые знаки использовались широко по всей Европе. Современное понятие фирменный стиль сформировалось в шестидесятых годах прошлого столетия на фоне мощного экономического бума, вызванного переориентацией военно-промышленного комплекса предприятий на «мирные рельсы». В это время появились и внедрялись в мирное производство новейшие военные технологии и материалы, которые дали возможность производителям резко увеличить производство промышленной продукции высокого качества. Одновременно в это же время выросло новое послевоенное поколение, с новыми запросами, желаниями и возможностями активно потреблять «плоды» развития научно-технического прогресса. Все это вылилось в увеличение спроса на промышленную продукцию и стимулировало развитие массового производства, а это привело к жесткой рыночной конкуренции, потребовало нового подхода к продвижению и рекламе современных товаров. В связи с меняющимися требованиями рынка перед предпринимателями появилась необходимость быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, постоянно искать новые пути обеспечения сбыта продукции. Стало ясно, что следует заранее определить, что хотят покупатели, и лишь потом производить то, что необходимо покупателям, в удобных для них местах и по доступным ценам. Новым подходом на рынке стал маркетинг, ориентированный на фирменный стиль. Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия занимал должность художественного директора компании «АЭГ» («Всеобщая электрическая компания» германский концерн, крупнейший европейский, производитель электротехнической продукции) в Германии. Он создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. П. Беренс рассматривал фирменный стиль как концепцию фирменной политики, как новый стиль мышления во всех аспектах организационной деятельности и прежде всего стиль поведения на рынке.
Слайд 3 ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
Беренс разработал концепцию фирменного стиля как сложной системы, в
которой проект продвижения комплекса продукции обоснован маркетинговой и художественной концепцией
изделий, рекламным образом товара, новой корпоративной идеологией, проектом модернизации производства и технологии, бизнес программой. Беренс старался охватить в своей программе не только продукцию, но и производственную среду, и сферу сбыта продукции. С тех пор, как П. Беренс первый создал свой знаменитый фирменный стиль прошло более ста лет, и проектирование фирменных стилей стало престижным, дорого оплачиваемым профессиональным делом дизайнеров, работающих в рекламе, промышленности, моде. В рейтинге объектов графического дизайна фирменный стиль до сих пор занимает одно из самых почетных мест. Проектирование фирменного стиля получило широкое распространение за рубежом в 50-х годах прошлого века и в настоящее время являются одними из ведущих методов стили «Оливетти» и «Браун». Стиль «Оливетти». Итальянская фирма «Оливетти», один из крупнейших производителей конторского оборудования в мире, основана в 1908 году Камилло Оливетти. Особую известность фирма приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли и с выпуском в конце 1940-х сенсационных по своим эстетическим качествам моделей пишущих машинок «Лексикон-80» и «Леттера-22». Тогда же возникает выражение «Стиль Оливетти». Стиль Браун. До 1951 года небольшая немецкая фирма «Браун» выпускала стандартное оборудование, радиоаппаратуру, фотографические принадлежности, имевшие заурядный внешний облик. Стиль Брауна это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна «экономный» стиль. Рис Olivetti Lettera 22, около 1950 года, дизайн Марчелло Ниццоли Рис Braun SK2, В Советском Союзе во второй половине XX века службы технического эстетики возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в крупнейших промышленных городах страны. По настоящему потребность в фирменных стилях появилась в нашей стране в начале 90-х годов. Наиболее удачные, лаконичные и эффективные примеры фирменных стилей принадлежат, как правило, крупному бизнесу, известному бренду
Слайд 41.2. Задачи и функции фирменного стиля
В настоящее время появились и
работают десятки компаний, предлагающие похожие продукты и услуги и только
фирменный стиль может индивидуализировать конкретную компанию, помочь ей не затеряться среди компаний, выпускающих идентичную продукцию. Фирменный стиль это совокупность приемов, обеспечивающих единый образ всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшающих восприятие и запоминаемость потребителем товаров фирмы и всей ее деятельности и позволяющих противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. Фирменный стиль помогает предприятию дифференцироваться на рынке, занять определенную «нишу», найти своего постоянного потребителя. Фирменный стиль создает образ, ориентированный на привлечение потенциальных постоянных клиентов. Компании, производящие и предлагающие продукты и услуги, обращаются к своей целевой группе воздействия (потребителю), разрабатывают и ориентируют для потребителя свою продукцию и свои усилия по сбыту продукции.
Цель фирменного стиля закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, высоким уровнем обслуживания, обеспечить продукцию предприятия и само предприятие узнаваемостью. Фирменный стиль влияет и на сотрудников предприятия. Введение в обиход компании фирменных предметов (блокнотов, этикеток и т.д.) приводит к тому, что каждый работник начинает болеть душой за свое предприятие, верить в него и полагаться на него. Результаты такого отношения сказываются на повышении продуктивности предприятия.
Основные функции и задачи фирменного стиля. Идентификация. Фирменный стиль позволяет потребителю узнать нужный товар (фирму, услугу) по некоторым внешним признакам. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают процесс совершения покупки или потребления услуг, вызывают положительные эмоции, ассоциируются с именем и образом предприятия. Все функции фирменного стиля связаны с созданием образа предприятия, который легко запоминается и привлекает потребителей.
Слайд 5Доверие. Наличие фирменного стиля уже вызывает доверие и косвенно гарантирует
высокое качество товаров и услуг, свидетельствует об уверенности компании в
положительном впечатлении, которое фирменный стиль производит на потребителя. Если потребитель однажды убедился в качестве продукции (услуг), то это доверие будет в какой-то мере распространяться на остальную продукцию фирмы.
Реклама. Объекты, содержащие элементы фирменного стиля фирмы, сами являются рекламой, наличие фирменного стиля повышает эффективность рекламы.
Фирменный стиль дает компании следующие преимущества:
помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро найти продукт предприятия, которое уже завоевало его предпочтение;
повышает эффективность рекламы, сокращает затраты на рекламу, одновременно усиливая ее эффект и создавая сильный бренд; позволяет с меньшими затратами выводить на рынок новые продукты предприятия обеспечивает достижение единства рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций предприятия;
способствует созданию корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
указывает потребителю на взятие фирмой ответственности за произведенный товар или услуги, а обществу на стабильность и долговременность работы компании;
положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду предприятия, является важным средством формирования благоприятного имиджа фирмы.
Слайд 6Требования к фирменному стилю.
1. Фирменный стиль должен быть запоминающимся, способствовать
повышению эффективности рекламы.
2. Фирменный стиль должен быть эстетичным и
гармоничным, вызывать у клиентов и партнеров чувство доверия и желание сотрудничать.
3. Фирменный стиль должен использоваться в любых формах рекламной деятельности компании.
4. Элементы фирменного стиля (особенно логотип) должны хорошо смотреться как на большом плакате, так и на маленькой ручке.
5. Фирменный стиль должен максимально соответствовать сфере деятельности компании
1.3.Элементы фирменного стиля. Основные составляющие фирменного стиля.
Фирменный стиль включает в себя набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от предприятия информации, его внутреннего и внешнего оформления. Внедрение единого фирменного стиля во всей форме рекламной деятельности промышленных предприятий, фирм и торговых организаций способствует узнаваемости их продукции на рынке, вносит порядок в продаваемую ими рекламную работу, а правильное и последовательное применение постоянных элементов (констант) индивидуализирует фирму, делают ее «лицо» узнаваемым. В маркетинге существует такое понятие как координация дизайна. Это понятие подразумевает под собой выполнение в едином духе всего, что связано с фирмой: от товарного знака до дизайна и оформления офиса. На всех этих носителях корпоративного фирменного стиля компании обязательно должны присутствовать константы фирменного стиля.
Слайд 7Основными стилеобразующими элементами фирменного стиля являются:
товарный знак;
логотип (фирменная
шрифтовая надпись);
фирменный блок;
символы товарных групп или услуг (пиктограммы);
фирменный
лозунг (слоган);
фирменный цвет (цвета);
фирменный комплект шрифтов, модульная система верстки печатных материалов
фирменная документация;
корпоративный герой;
постоянный комуникант (лицо фирмы);
аудиообраз фирмы;
атрибуты деятельности фирмы;
архитектурная среда;
средства визуальной идентификации;
бренд;
другие фирменные константы.
Фирменные элементы должны гарантировать наибольший объем комбинаций, быть гибкими, чтобы их можно было приспособить к меняющимся требованиям рынка, должны производить одинаковое впечатление во всем многообразии их применения в рекламных средствах.
Слайд 81.3.1. Товарный знак
Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке
изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются
владельцем товарного знака для идентификации и отличия своих товаров от товаров конкурентов. Товарный знак является самым важным визуальным средством, формирующим образ фирмы, поэтому при разработке и использовании фирменного стиля товарному знаку следует уделять особое внимание. Право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства. Основные функции товарного знака:
– облегчать восприятие различий или создавать различия;
– облегчать опознание, запоминание товаров;
– давать товарам имена;
– указывать на происхождение товара;
– сообщать информацию о товаре;
– стимулировать желание купить;
– символизировать гарантию.
Слайд 13Флакон духов CHANEL №5
Статуэтка богини «Дух экстаза» для автомобиля Rolls-Royce
Слайд 15 Ерба Буена Гарден. Сони центр. Сан-Франциско – градостроительный комплекс,
расположенный в центре города. James Stewart Polshek,
Architect for the
Yerba Buena Center for the Arts Fumihiko Maki,
Architect for the Center for the Arts Galleries & Forum Mitchell Giurgola, Mallas & Foote, Omi Lang,
Слайд 17 Ерба Буена Гарден. Сони центр. Сан-Франциско – градостроительный комплекс,
расположенный в центре города.
Слайд 19 Стилеобразующие элементы фирменного стиля Yerba Buena Center for the
Arts
в г. Сан Франциско, США
Слайд 21Yerba Buena Center в г. Сан Франциско
Слайд 22Yerba Buena Center в г. Сан Франциско. Логотип Apple
Слайд 23
Apple Prepares Yerba Buena Center For Next Week's iPad 3
Event
Yerba Buena Center в г. Сан Франциско. Логотип Apple
Слайд 24Yerba Buena Center в г. Сан Франциско. Логотип Apple
Слайд 25Yerba Buena Center в г. Сан Франциско
Yerba Buena Center
for the Arts, San Francisco (2013)
Слайд 26 Логотип
Yerba Buena Center for the Arts, San
Francisco (2013)
Слайд 27Visiting Yerba Buena Center for the Arts - Sara Park
- Medium