Слайд 1Александр Сергеевич Пушкин –
великий поэт России
Слайд 2Родился 6 июня 1799 году в Москве.
«Не знаю, что выйдет
из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек,
а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»
(Из воспоминаний бабушки)
1800-1802
Слайд 3Бабушка
Бабушка была женщина энергичная и бывалая, отличавшаяся здравым смыслом и
большим жизненным опытом. Няня Арина Родионовна и бабушка стали первыми
наставницами будущего поэта.
Слайд 4Арина Родионовна
Няня представляла из себя тип старинной, преданной слуги, отказавшейся
от отпускной и знавшей весь сказочный мир народной поэзии. Вместе
с бабушкой Марией Алексеевной она знакомила Сашу с устным народным творчеством.
Слайд 5Родители поэта
Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей
семьи. Среди его знакомых было много писателей, а брат его
Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.
Слайд 6Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского
"арапа", изображенного в романе Пушкина и в фильме «Арап Петра
Великого».
Родители холодно относились к старшему сыну и крепостная няня Арина Родионовна заменила ему мать.
Родители поэта
Слайд 7Седьмой год жизни
На седьмом году с Пушкин сделался резвым, шаловливым
и развязным. Няню и бабушку сменили тогда учителя и гувернёры.
Учение шло бестолково; ему преподавали французский, немецкий и английский языки, арифметику, которую он ненавидел. Он пролил не мало слёз, не будучи в состоянии постичь правила деления. Больше всего он успевал во французском языке и в последствии владел им, как родным.
Слайд 8Воспитанием Саши стал заниматься дядя – Василий Львович Пушкин
В восемь лет Саша уже сочинял на французском языке маленькие
комедии и эпиграммы. Сам поэт считал, что он начал писать с тринадцатилетнего возраста когда учился в лицее.
Слайд 9Детские увлечения
С девяти лет Пушкиным овладевает настоящая страсть к чтению.
Он начал с Плутарха и Гомера и перечитал чуть ли
не всю отцовскую библиотеку. Отец его уважал Мольера и читал его произведения громко, для поучения детям. И мальчик так увлекся Мольером, что захотел попробовать свои силы в стихотворстве. На двенадцатом году он написал комедию "Похититель».
Слайд 10Прощай дом
Успехи сына не изменило отношения родителей к ребёнку. Его
продолжали перевоспитывать, а он становился все упорнее и упорнее. Он
стал относиться недружелюбно к окружающим и привязался только к сестре. С легким сердцем покинул он родительский дом, чтобы поступить в лицей.
Слайд 11Творчество А.С.Пушкина составляют:
Стихотворения;
Сказки;
Поэмы;
Повести;
Романы
Свои новые произведения Пушкин читает няне Арине Родионовне
и другу Дельвигу
Слайд 12Истоки пушкинских сказок
Пушкинская сказка – прямая наследница народной.
С. Я. Маршак.
Слайд 13Еще маленьким А.С. Пушкин очень любил слушать сказки, рассказанные своей
няней, Ариной Родионовной, его добрым ангелом-хранителем
и бабушкой Марией Алексеевной.
Интерес у Пушкина к сказкам пришел к нему из детства.
Слайд 14Арина Родионовна Яковлева
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя
узнал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я
ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселую старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.-
Слайд 15По воспоминаниям он написал замечательные сказки в стихах, которые теперь
знают все дети
Слайд 16«Руслан и Людмила»
Пушкину было 20 лет, когда
он окончил поэму (начал в Царскосельском лицее, закончил в Петербурге).
Сказочная поэма имела необыкновенный успех и была по достоинству оценена Жуковским. За Пушкиным надолго закрепилось звание «певца Людмилы и Руслана».
Слайд 17«У Лукоморья»
«Пролог» Пушкин присоединил к поэме лишь в 1828 г.
Начало «Пролога» воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе
Салтане.
Слайд 18Викторина:
«Узнай сказку
по картинке»
Слайд 25Иллюстраторы сказок А.С. Пушкина.
Иван Яковлевич Билибин
Слайд 26Он одним из первых обратился к народным традициям, иллюстрируя сказки
Пушкина. Билибин был очень увлечён стариной, древнерусским искусством. Отсюда его
орнаментальное обрамление каждой иллюстрации, включение в них стилизованных растений, элементов древнерусской архитектуры, старинной вышивки.
Слайд 27Иван Билибин
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны
той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора…
Слайд 281220
Иван Билибин «Сказка о золотом петушке»
Слайд 291220
Иван Билибин «Сказка о золотом петушке»
Слайд 31В иллюстрациях к сказкам Пушкина, подготовленных Зворыкиным специально для парижского
издания 1925 года, художник намеренно превратил каждое изображение в многоцветный
орнамент, что является своеобразной отсылкой к традициям средневекового книжного искусства.
Слайд 33А.М.Куркин. Иллюстрации в стиле палех.
Слайд 34Художник – миниатюрист, закончивший
Палехское художественное училище. Работы отличаются особой
утонченностью.
Слайд 35Владимир Конашевич
Всё в его иллюстрациях легко и просто, без броских
приёмов и ярких красок. Но Конашевич создал свой узнаваемый стиль.
Его прозрачный акварельный рисунок не перепутаешь ни с каким другим. Он использует совсем немного цветов. Как он сам говорил - “самые чистые цвета”. Носят стилизованный характер.
Слайд 36Конашевич В. М.
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с
одною рыбкой,
С непростою рыбкой – золотою.
Слайд 37Царевна-лебедь
Иллюстрация В.М.Конашевича к сказке
"Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
Слайд 38Иллюстрация к сказке
«Сказка о золотом петушке»
Слайд 39Иван Бруни
В отличие от Конашевича, Бруни увидел, что
у Пушкина в сказках всё живое, активно действуют не только
люди и звери, но и силы природы (вспомните, как Королевич Елисей вопрошал Солнце, Месяц, Ветер).
Слайд 40Поэтому и в “Сказке о рыбаке и рыбке” художник решил
сделать главным действующим лицом Море. Оно занимает целые развороты, раскрывая
и усиливая драматизм происходящего в сказке.
Слайд 41Олег Зотов
В своих иллюстрациях обратился к искусству Московской Руси 17
века (старинные гравюры, лубок и даже иконопись). Фигуры, одежда, обстановка,
утварь - ко всему художник подходит как к произведению искусства того времени.
Слайд 42Оформляя “Сказку о попе и работнике его Балде”, Зотов сделал
иллюстрации очень близкими к лубку, потешным картинкам.
Слайд 43Олег Зотов
Главный герой Балда везде одинаково бодрый и добродушный, как
и положено положительному лубочному герою.
Слайд 44Татьяна Маврина
Создатель ярких, пёстрых иллюстраций. Они брызжут энергией, радостью, весельем.
Особенность её иллюстраций - отсутствие злых персонажей, злых лиц. Почти
все улыбаются, даже герои, которые в сказке ведут себя не очень хорошо.
Слайд 45Выполнены рисунки в стиле городецкой росписи и фольклорных традиций древнерусского
народного искусства в манере близкой примитивизму.
Слайд 47Анатолий Елисеев
Характерен неисчерпаемой фантазией, юмором мастерством.
«Но с
крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги – и лает,
И к
старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он лесного зверя злей».
Слайд 501220
Анатолий Елисеев
… Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как
заря, тихо встретила царя.
Слайд 51Борис Александрович Дехтярев
Гравюры
Слайд 52Владимир Александрович Панин
Декоративные тарелки.