Слайд 1КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Слайд 2
Изменения в детской психике на разных этапах могут происходить медленно
и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются
стабильные и кризисные стадии развития.
Слайд 3
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких
сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие
на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Слайд 4Л.С Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон детского развития.
В настоящее время
чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни.
Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Слайд 5Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение
наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости»
Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и прежние педагогического воздействия перестают действовать.
Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей.
У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Слайд 6У разных детей кризисные периоды проходят по-разному.
Индивидуальных различий во
время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. Однако, в
любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше.
Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Слайд 7
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между
возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с
другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми .
Слайд 8Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.
кризис новорожденности - младенческий возраст
(2 месяца-1 год)
- кризис 1 года - раннее детство
(1-3 года)
- кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет)
- кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет)
- кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет)
- кризис 17 лет.
Слайд 9КРИЗИС 1 ГОДА
всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (аффект – вид
эмоционального состояния, сильное кратковременное бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас
и др.)
Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.
При очередном слове “нельзя” некоторые дети кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье.
Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Слайд 10КРИЗИС 3 ЛЕТ
К трем годам появляется местоимение “я”. Произнося “я
сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.
Кризис 3
лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис выделения своего “я” (по Д.Б. Эльконину).
Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки.
Слайд 117 характеристик кризиса 3 лет.
Негативизм.
Упрямство.
Строптивость
Тенденция к самостоятельности
Деспотизм.
Конфликты
с родителями.
Обесценивание.
Слайд 12КРИЗИС 7 ЛЕТ
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу,
в 6 или 7 лет, в какой-то момент своего развития
он проходит через кризис.
Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Слайд 13Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности
(в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с
игрой – менее важным.
Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления .