Разделы презентаций


Культура и быт Руси в XIV-XV вв

Содержание

Нашествие монголов пагубным образом сказалось на художественной культуре Руси, оно привело к разорению городов, гибели многих предметов искусства. На время прекратилось летописание и каменное строительство. Были утрачены технические навыки многих ремесел.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура и быт Руси в XIV-XV вв.

Культура и быт Руси в XIV-XV вв.

Слайд 2Нашествие монголов пагубным образом сказалось на художественной культуре Руси, оно

привело к разорению городов, гибели многих предметов искусства. На время

прекратилось летописание и каменное строительство. Были утрачены технические навыки многих ремесел. В XIV-XV вв сохранялось значение некоторых старых
культурных центров, таких как Новгород и Псков, но в то же время возникли новые центры архитектуры, иконописи, летописания- прежде всего Москва и Тверь.


Нашествие монголов пагубным образом сказалось на художественной культуре Руси, оно привело к разорению городов, гибели многих предметов

Слайд 3Устное народное творчество, фольклор
Былины — русские народные эпические песни-сказания.


О Василии Буслаеве
Садко
Владимире Красное солнышко
Илье Муромце

Устное народное творчество, фольклор Былины — русские народные эпические песни-сказания. О Василии БуслаевеСадкоВладимире Красное солнышкоИлье Муромце

Слайд 4Фольклор
пословицы, поговорки
сказки, заговоры
киевский былинный цикл о Владимире
Красном Солнышке
Владимир Красное

Солнышко.

Фольклорпословицы, поговоркисказки, заговорыкиевский былинный цикл о Владимире Красном СолнышкеВладимир Красное Солнышко.

Слайд 5Василий Буслаевич - русский,
новгородский богатырь
идеал молодецкой безграничной удали


Садко был сначала бедным гусляром. Однажды он играл на гуслях

на берегу Ильмень-озера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.
Василий Буслаевич - русский, новгородский богатырь идеал молодецкой безграничной удали Садко был сначала бедным гусляром. Однажды он

Слайд 6Литература
героическая тема

«житийная» тема

«Задонщина»
об Александре Невском

Житие А.Невского

летописи

Литературагероическая тема

Слайд 71. Литература XIV-XV вв.
Основные жанры:
Жития – церковные сочинения о выдающихся

русских людях – князьях, деятелях церкви.

«Житие святого Александра Невского»
«Житие Сергия

Радонежского»
1. Литература XIV-XV вв.Основные жанры:Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.«Житие святого

Слайд 82. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.
Софроний

Рязанец «Задонщина».
Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву».
3. Хождения –

сочинения о дальних путешествиях.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

2. Сказания – истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.Софроний Рязанец «Задонщина».Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на

Слайд 9сказания о битве на реке Калке, о Евпатии
Коловрате ,исторические

песня о восстании тверичей против Щелкана (Чолхана) Дуденьтьевича

Приход Щелкана Дудентьевича

в Тверь
сказания о битве на реке Калке, о Евпатии Коловрате ,исторические песня о восстании тверичей против Щелкана (Чолхана)

Слайд 10Путешествия
Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник.

Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном

пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.

Путешествия Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474

Слайд 11Летописание
Возобновляется после монгольского нашествия в отдельных княжествах во второй половине

XIII в.
Со второй половины XIV в. – ведущее место занимают

московские летописи (мысль об объединении русских земель)
ЛетописаниеВозобновляется после монгольского нашествия в отдельных княжествах во второй половине XIII в.Со второй половины XIV в. –

Слайд 12Московский кремль Ивана Калиты XIV в.

Московский кремль Ивана Калиты XIV в.

Слайд 13Зодчество
На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя

Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского

Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
ЗодчествоНа Руси, в Москве возводили каменные храмы.По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на

Слайд 14 В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан

Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории

Русского государства.
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан  Троице - Сергиев монастырь. Обитель

Слайд 15При Дмитрии Донском строительство продолжилось
Церковь Спаса Преображения на Ильине в

Новгороде В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую

каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.


При Дмитрии Донском строительство продолжилосьЦерковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде В 1374 году в Новгороде, на

Слайд 16В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость

в Северо-Восточной Руси.

В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.

Слайд 17 В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова

монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.

Слайд 18Строительство кремлевских стен из красного кирпича
Постройка существующих стен и башен

Московского Кремля из красного кирпича была начата при Иване III

и была закончена при его сыне, великом князе Василии III. Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих в 1485-1516гг.
 

Строительство кремлевских стен из красного кирпичаПостройка существующих стен и башен Московского Кремля из красного кирпича была начата

Слайд 19При Иване III активно велось оформление Кремля
Успенский собор Московского Кремля В

1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую

церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.

При Иване III активно велось оформление КремляУспенский собор Московского Кремля В 1326 году на Соборной площади Московского

Слайд 20Архитектура
Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший

с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля

(1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.

АрхитектураФиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский

Слайд 21 Благовещенский собор Московского Кремля
Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь

в 1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче.
В 1405

году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца.
В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков.
Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий".

Благовещенский собор Московского Кремля Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в 1397-1414 годах при Великом

Слайд 22Архангельский собор
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в

1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная

церковь Архангела Михаила.
В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле.
Строительство храма завершилось в 1508 году.
Еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.

Архангельский собор По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля

Слайд 23Архитектура
Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в.,

участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

АрхитектураФрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат

Слайд 24 Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко

Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади

Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Грановитая палата в Московском Кремле В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио

Слайд 25Грановитая палата (1487—1491 гг.)

Грановитая палата (1487—1491 гг.)

Слайд 263. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как


Феофан Грек,
Андрей Рублёв,
Даниил Чёрный.

3. Живопись.Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как Феофан Грек,Андрей Рублёв,Даниил Чёрный.

Слайд 27 Феофан Грек, живописец. (ок.1340-после 1405)

Феофан Грек родился в Византии в 40-х

годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине.

Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде. Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.

Феофан Грек, живописец. (ок.1340-после 1405) Феофан Грек родился в Византии в 40-х годах XIV века. Летописи

Слайд 28
Богоматерь Донская

Богоматерь Донская

Слайд 29 Андрей Рублев (ок.1360/70-1427)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом

живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря.

Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи. В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.


Андрей Рублев  (ок.1360/70-1427) Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был

Слайд 30«Троица»
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный

реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV

века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…
-?- Какова главная идея иконы?
«Троица»В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы

Слайд 31Творчество Андрея Рублёва

Творчество Андрея Рублёва

Слайд 32Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси (XIV-XV вв.) представлена также

классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)

Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси  (XIV-XV вв.) представлена также классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия

Слайд 33Домашнее задание
П. 13.
Сообщение об одном из памятников данного периода.

Домашнее заданиеП. 13.Сообщение об одном из памятников данного периода.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика