Слайд 2
«Старая концепция культуры базируется на преемственности, современная – на многообразии;
старой ценностью была традиция, современный идеал – синкретизм.
Д.Белл
Синкретизм - сочетание
различных философских начал в одну систему.
Слайд 3Культура
(лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие,
почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой
жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Слайд 4
В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней
культуры», или, «культуры души».
Слайд 5
В значении самостоятельного понятия культура появилось в трудах немецкого юриста и
историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку
искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
Слайд 6
И. Кант противопоставлял культуру умения культуре воспитания.
Внешний, „технический“ тип
культуры он называет цивилизацией.
Кант видит бурное развитие цивилизации и
тревожно отмечает её отрыв от культуры. последняя тоже идёт вперед, но гораздо медленнее. Эта диспропорция является причиной многих бед человечества».
Слайд 7
Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века.
Было «просвещение».
Слайд 8
«Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как
понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет
Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования.»
Данила Мих.Велланский (1774-1847), академик, профессор Императорской СПб медико-хирургической академии
Слайд 9
Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь
и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективных
и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание).
Слайд 10«Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“,
„быт“; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; …
культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“»
Слайд 11
Т.о., совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их
созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения
к поколению и составляют культуру.
Слайд 13
Информация
+
Культура
=
Информационная культура
Слайд 14Причина появления понятия
усиливающаяся роль информации, информационных технологий и информационной деятельности
в жизни общества, отказ от грубой технологизации (технократии) как тенденции
общественного развития в пользу гуманизации и гуманитаризации.
Слайд 15Определения
Информационная культура - это область культуры, связанная с функционированием информации
в обществе и формированием информационных качеств личности.
М.Г. Вохрышева
Слайд 16
Информационная культура личности есть гармонизация внутреннего мира личности в ходе
освоения всего объема социально-значимой информации.
Н.Б. Зиновьева
Слайд 17
Информационная культура - это информационная деятельность аксиологического характера, то есть
обусловленная ценностями культуры.
А.А. Гречихин
Аксеология – наука о природе ценностей.
Слайд 18
Информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области
получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие
духовные ценности.
И.Г. Хангельдиева
Слайд 19
Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в
информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.
Е.А. Медведева
Слайд 20
Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его
части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении,
накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
E.T. Семенюк
Слайд 21Информациологический подход
Информационная культура - совокупность знаний, умений и навыков поиска,
отбора, анализа информации, то есть всего того, что составляет информационную
деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Слайд 22Культурологический подход
Информационная культура –
способ жизнедеятельности человека в информационном обществе,
составляющая процесса формирования культуры человечества (способы и результаты информационной деятельности),
процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.
Слайд 235 аспектов трактования ИК
теоретическое осмысление особенностей информации как феномена материального
мира и его роли в контексте культуры; знание социальных закономерностей,
имеющих информационную природу;
характеристика личности с точки зрения ее потребностей в информации, а также с проблемами социализации личности под воздействием информационно-культурной среды;
Слайд 24
функционирование различных социальных институтов (семья, учебные заведения, массовые коммуникации, библиотеки)
и их участие в формировании информационной культуры своими специфическими средствами;
формировании
информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации и ее использования во всех видах деятельности, умениями извлекать необходимую информацию из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать ее, опираясь на весь комплекс выработанных средств и способов;
Слайд 25
гуманитарное основание информационной культуры связано с воспитанием нравственных качеств личности,
гарантирующих ответственное отношение к возможности получения, распространения и использования информации
в интересах общества.
Слайд 26Формирование информационной культуры является одной из главных задач современного общества,
поскольку:
она определяет социально необходимый уровень информированности индивида, соответствующий уровню развития
общества.
она формирует систему ценностных ориентаций, проявляющуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыслении.
информационно-культурная среда способствует усвоению индивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стереотипов.
непосредственным помощником в становлении и воспитании информационной культуры личности сегодня выступают новые информационные технологии, владение которыми становится составной частью информационного общества и способствует наиболее полному раскрытию личности во всех видах деятельности, включая и профессиональную.
Слайд 27Уровни реализации информационной культуры
когнитивный уровень - знания и умения;
эмоционально-ценностный
- установки, оценки, отношения;
поведенческий - реальное и потенциальное поведение.
Слайд 28Когнитивный уровень
Интернет-грамотность
Навыки обращения с информацией:
умение организовать поиск необходимой информации;
умение
работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном
другим людям;
умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
Слайд 29Эмоционально-ценностный уровень
Содержание информационных потребностей и интересов.
Мотивы обращения к различным источникам
информации и связанные с этим ожидания.
Предпочтительность каналов получения необходимой информации.
Cтепень
удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.
Отношение к девиантному поведению в Интернет.
Слайд 30Поведенческий уровень
Способы поиска и каналы получения необходимой информации.
Интенсивность обращения к
различным источникам информации и их характеристика.
Применение полученной информации в различных
сферах своей деятельности.
Способы распространения новой информации.
Степень включенности в Интернет-сообщество.
Формы деятельности в Интернет.
Слайд 31
Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному
пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.
Слайд 32Вопросы
Какие направления культуры являются привлекательными для вас? Как они отражены
в Интернет?
Какие информационные проявления антикультуры не приемлемы для вас?
Каким образом
в своей профессиональной деятельности вы будете реализовывать принципы информационной культуры?
Слайд 33
Образование должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями
и навыками:
дифференциации информации;
выделения значимой информации;
выработки критериев оценки
информации;
производить информацию и использовать ее.