Слайд 2Искусство Китая создавалось под влиянием искусства народов Месопотамии, Персии, буддийской Индииазиатских кочевых народов, ближневосточных
племен, китайских традиций, их философских и религиозных воззрений.
Слайд 3Особенностью классического китайского искусства является то, что его предметом является
не человек, с его духовными идеалами, а жизнь природы.
На
территории Китая впервые в мире создали звёздные карты, лунный календарь, компас, сейсмограф, бумага и чернила и т. д.
Китайская цивилизация лежит в основе таких культурных традиций таких Восточных стран как Япония, Корея, Индокитай, Монголия.
Слайд 4Самые старые находки китайского искусства датируются 3000 г. до н. э. Это керамика,
геометрический орнамент, соединённые кости, полированные каменные инструменты. В 3000 до н. э.
находили чёрную неорнаментовоя керамику.
Живопись
Гу Кайчжи "Фея реки Ло"
Зарождение Китайской
Живописи традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (344 — 406 гг.) Лу Таньвэй (сер. V века) Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.) У Даоцзы ( 680 — 740 гг.)
Слайд 7Гу Кайчжи: шесть законов - «люфа» Шэньцы — одухотворённость, Тяньцюй
— естественность, Гоуту — композиция живописного произведения, Гусян — постоянная
основа, то есть структура произведения, Мосе — следование традиции, памятникам древности, Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Слайд 8Гу Кайчжи. Наставница поучает придворных дам
Слайд 9Основные жанры китайской живописи Жанр живописи растений, в частности живопись
бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун. Живопись Цветов и
птиц. Горные пейзажи. Анималистический жанр Жанр портрета.
Слайд 13Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской
письменности, используют одинаковые предметы для работы — кисть, тушь, бумага, тонкий
шелк. На китайских картинах присутствуют надписи.
Слайд 14Будучи изобретателями шелковых тканей, китайцы делали из неё знамена и
зонтики, шили одежду. Имел значение цвет ткани: желтый цвет предназначался
императору и императрице, лиловый — членам семьи императора, голубой — высшим военным чинам, красный — средним, черный — низшим чиновникам. В эпоху Тан в Китае началось производство расписных и вышитых шелковых тканей.
Слайд 15Скульптура
Найденные при раскопках бронзовые сосуды свидетельствуют о наличии уже во
2-м тысячелетии до н. э. в Китае скульптурного искусства. Сосуды имеют разные
формы, украшены изображениями зверей, птиц, чудовищ, фантастических узоров. Узор заполнял всю поверхность сосуда, не оставляя пустых мест.
Слайд 16К середине 1-го тысячелетия до н. э. формы бронзовых сосудов становятся более
простыми. Рельефные узоры заменяются инкрустацией. В орнаменте — жанровые сцены (охота,
жатва), сцены ритуальных обрядов. В период Хань появились гравированные по кирпичу и камню рельефы, в период династии Шань в погребения стали складывать деревянные, а позже — глиняные фигурки.
Слайд 17В период династии Цинь в захоронениях складывали керамические погребальные фигурки, терракотовые цинские
погребальные статуи воина с конём высотой около в 185 сантиметров,
скульптуры лошадей. Известно захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане (210—209 гг. до н. э.) — Терракотовая армия.
Слайд 20Особое внимание уделялось извилистым дорожкам в саду, которые инкрустировали камешками,
цветным песком в форме иероглифов, сюжетов из народных сказок и
легенд. В древности в Китае считали, что духи не могут передвигаться по извилистым тропинкам и коридорам, а двигаются только прямолинейно или под прямым углом.
Архитектура
Слайд 21Пагода - это тип монументального буддийского культового сооружения, зародившегося в
Индии Буддизм проник в Китай в годы правления ханьского императора
Минди (58 - 75 гг.), в 68 г. был построен первый буддийский храм - Баймасы (в Лояне), а в эпоху Троецарствия (220 - 265 гг.) - первая пагода.
Слайд 22Формы пагод Пагоды в Китае бывают самых многообразных форм -
квадратные, шестиугольные, восьмиугольные, обычно с четным числом углов и многоярусные.
Строительным материалом им служит дерево, кирпич, камень, глазурованная черепица, железо. По своей конструкции они имеют вид башен или павильонов с многочисленными карнизами.
Слайд 23 Самый обширный дворцовый комплекс в мире (961 x 753
метров, 720 тыс. м², 980 зданий)Находится в центре Пекина, к северу
от главной площади Тяньаньмэнь. Главный дворцовый комплекс китайских императоров начиная с династии Мин и до конца династии Цин, то есть с 1420 по 1912 годы; на протяжении всего этого времени служил как местом жительства императоров и членов их семей, так и церемониальным и политическим центром китайского правительства.
Запретный город
Слайд 26Декоративно-прикладное искусство
Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту.
С древности из нефрита в Китае изготовляли украшения и ритуальные
принадлежности, талисманы, четки. Китайцы верили, что нефрит является символом благородства и снимает с них влияние злых сил.
Слайд 28Популярна также резьба по дереву. Многие древние памятники архитектуры Китая
выстроены из дерева и декорированы резьбой по дереву, которая является
значительной частью культурного наследия Китая. Видами резьбы является резьба по позолоченному дереву, резьба по самшиту.
Слайд 31Китайская керамика насчитывает несколько тысячелетий. В эпоху неолита заложилась технология
производства керамики. Китай богат глинами и каждый его регион имел
особенности в производстве и декорировании керамики. Китайские мастера были создателями фарфора.
Слайд 33Изобретение бумаги Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось
в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья,
конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.
Слайд 34Великая китайская стена
Строительство первой стены началось в III веке до н. э.
во время правления императора Цинь Ши-хуанди для защиты государства от
набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Ширина Великой стены 5-8 метров, а высота 6.6 метров.
Слайд 36Музыка — древнейшее из искусств в Китае. В китайских исторических памятниках
описаны песенно-плясовые представления, посвященные сбору урожая и жертвоприношения духам.
Китайцам издавна
были известны ударные и духовые инструменты. Древнейшими музыкальными инструментами, найденными на территории Китая (VII—IV тыс. до н. э.) были свистульки, костяные дудочки. Известны шаровидные глиняные окарины, литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты.
Слайд 37Опера — популярный жанр китайского искусства. Оперы выступают и в качестве
источника материала для написания картин. Опера возникла со времен династии
Тан, в правление императора Сюань-цзуна (712—755). Первой оперой была «Грушевый сад».
Слайд 38Несут смысловую нагрузку также маски, грим, бороды, костюмы героев и
используемые предметы. Так атрибутами военного командира в китайской опере являются
треугольные флажки, крепящиеся к доспехам. Строго регламентировались бороды. Разделенные на три части бороды свидетельствовали об их носителе, как интеллигенте; плотная щетина на обеих щеках — могучий герой из высшего общества; борода, не закрывавшая рот — драчливый нрав героя; три жидких пряди — актёр-комик; две коротких пряди — слуга.
Слайд 39Китайский парк обычно разделяли на три символичные зоны: дикую с
развалами камней и скалами; солнечную, засаженную цветниками и другими растениями;
умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью спокойную зону. Этим зонам соответствовали три пейзажных типа: угрожающий, смеющийся и идиллический.