Слайд 1Культура использования информационного пространства
Лекция 6
Слайд 2«Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в
информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию».
«Информационная
культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».
Слайд 3Информационные и библиографические ресурсы
Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных
для эффективного получения достоверной информации.
Библиотечно-библиографические ресурсы – это информационный и
материально-технический потенциал и кадры, которыми располагают библиотеки для осуществления своих функций.
Слайд 4Электронные формы информационных ресурсов
База данных – это набор данных, достаточный
для достижения установленной цели и представленный на машиночитаемом носителе в
виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся информации.
Слайд 5Типы баз данных
документальные
библиографические
реферативные
полнотекстовые
гипертекстовые
фактографические
Слайд 6Лингвистические ресурсы
- Лингвистические данные (первичные и вторичные)
- Средства обработки лингвистических
данных
Слайд 7Первичные лингвистические данные
Речь, минимально подвергнутая лингвистической интерпретации (записи звучащей речи
в аналоговом или цифровом формате).
Все тексты, которые создаются и функционируют
в письменном виде (частные и официальные письма, тексты печатных СМИ, тексты художественных произведений )
Слайд 8Вторичные лингвистические данные
Символьные расшифровки звучащей речи (тексты в фонетической транскрипции)
Лингвистические
словари (кроме ассоциативных словарей)
Лингвистически обработанные тексты реальной коммуникации
Научные тексты о
языке и речи
Слайд 9Лингвистические сайты
Этимологические словари на лингвистическом сайте «Вавилонская башня»: http://starling.rinet.ru/
On-line словари
на справочно-информационном портале «ГРАМОТА.РУ»: http://www.gramota.ru/ (ссылки на терминологические и энциклопедические
словари)
Слайд 10Электронные собрания по лингвистике
Сайты академических и образовательных учреждений:
Институт лингвистических исследований
РАН http://iling.spb.ru/index.html
Институт языкознания РАН http://www.iling-ran.ru/
Институт русского языка им.В.В.Виноградова http://www.ruslang.ru/
Слайд 11Научные работы по теории языка
Сайт научной конференции «Диалог» http://www.dialog-21.ru/
Библиографическая база
работ по языкознанию на сайте «ИНИОН» http://www.inion.ru/
Современная электронная библиотека на
сайте научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU» http://elibrary.ru/
Слайд 12Общие требования к оформлению
Списка использованных источников
Список должен содержать сведения
об источниках, использо-ванных при написании работы. Сведения об источниках приводятся
в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.0.12, ГОСТ 7.11, ГОСТ 7.82, ГОСТ 7.89.
Слайд 13Список использованных источников должен включать библиографические записи на документы, использованные
при составлении работы. Ссылки на источники в тексте работы оформляют
арабскими цифрами в квадратных скобках.
Библиографический список обязательно должен быть пронумерован. Нумерация выполняется арабскими цифрами, которые печатаются с абзацного отступа.
Слайд 14Алфавитный способ расположения библиографических описаний
при совпадении первых слов заглавий
– по алфавиту вторых и т. д.;
при наличии работ
одного автора – в алфавите заглавий или
в хронологическом порядке их издания;
при наличии авторов-однофамильцев – по инициалам;
при нескольких работах авторов, написанных ими в соавтор-стве с другими, – по алфавиту соавторов.
Слайд 15Пример алфавитного расположения
1. Адольф, В. А. Воспитательный потенциал учебных дисциплин
в вузе [Электронный ресурс] / В. А. Адольф, О. П.
Журавлева // Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 74–80. – Библиогр.: с. 80 (7 назв.). – Режим доступа: https://dlib.eastview.com/browse/issue/2798695.
2. Волошина, М. С. Профессиональная инкультурация в образовании : теория и практика [Текст] / М. С. Волошина. – Новокузнецк : ИПК, 2001. – 114 с.
Слайд 16Схема описания документа
Фамилия и инициалы первого автора. Основное заглавие [Общее
обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / Инициалы и
фамилии первого, второго, третьего автора ; редактора, составителя, переводчика ; название коллективного автора (учреждения, партии, общественной организации, органа власти). – Сведения об издании. – Место издания : Название издательства, год издания. – Количество страниц (дисков, кассет, карт). – (Название серии). – Примечания.
Слайд 17Авторское право
Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создан продукт
интеллектуальной собственности.
Объектами авторского права являются, в частности, научные статьи и
монографии.
Слайд 18Признаки интеллектуальной собственности
Творческий характер произведения (оригинальность, новизна)
Объективная форма выражения: письменная
(рукопись), устная (публичное выступление), изображение, видеозапись
Слайд 19Объект авторского права
само произведение
его часть (например, название)