Слайд 1Культура Монголии
Выполнил студент 4 курса ИЗ Ионов А.В.
Слайд 2Культура Монголии в Новое время
Определяющее влияние на развитие монгольской культуры
XVI-XIX вв. оказал буддизм. В XVI в. на монгольский язык
были переведены с тибетского произведения классической буддийской литературы — «Ганджур» и «Данжур».
Слайд 3Был создан новый ойратский алфавит тоу бичиг (ясное письмо). В
XVII в. появляется ряд произведений, которые можно уже отнести к
собственно монгольской литературе. Это, прежде всего, летопись «Алтай товч» («Золотые застежки»), историческое повествование «Шар туудж» («Желтая история») и «Эрджин эрхэ» («Драгоценные четки»), из которых можно узнать о многих сюжетах монгольской истории.
Слайд 4Широкое распространение получил эпос. Прежде всего, следует назвать «Гэсэриаду», в
которой повествуется о жизни героя Гэсэре, посвятившем себя борьбе с
врагами, мешавшими счастью людей. В таком же стиле были написаны произведения о хане Харангуй и богатыре Джангаре.
Слайд 5Литература
После подчинения маньчжурам монгольских земель появился новый-жанр литературы — аллегорические
сказки с элементами сатиры на власть имущих, которые устно распространяли
народные сказители.
Слайд 6АРХИТЕКТУРА
В XVI-XVII вв . были достигнуты определенные успехи в области
архитектуры — строительстве ханских дворцов и религиозных сооружений. До настоящего
времени на территории Монголии сохранились развалины резиденции князя Цокто-тайджи, построенной в начале XVII в. на берегу р. Толы.
Слайд 7В архитектурный комплекс входили несколько храмов, спроектированных монгольскими зодчими. Образцом
городской монгольской архитектуры являлся г. Хух-хото (Синий город), основанный Алтан-ханом
в XVI в. На его территории было построено множество религиозных сооружений, поставлено несколько статуй Будды.
Слайд 8Жилье
Основным видами жилых помещений являлись юрты, шатры и палатки, т.к.
именно они в большей степени отвечали условиям кочевой жизни основной
массы населения. В юртах, в центре, находился очаг, который в XIX в. постепенно был заменен на железную печь с трубой, выведенной наружу. В северной части помещения устраивался домашний алтарь, там же отводилось место и для почетных гостей. Восточная часть юрты предназначалась для главы семьи, остальные члены которой располагались в западной части жилища. Вначале юрты использовались и в качеству молитвенных помещений, в самых больших из них могли одновременно находиться свыше тысячи человек.
Слайд 9Храмы
В середине XVII в. начинают строиться стационарные храмы, такие -
как Цокчина в дацане (монастыре) Их-Хурэ в Урге, вмещавшем до
2,5 тысяч человек. На архитектуру подобного рода строений оказывала сильное влияние тибетская и китайская традиции. Появлялись и специальные трактаты, в которых четко расписывался весь процесс сооружения культовых построек. Наиболее известными из них принадлежат Сумба-Кхамбо Шибал-джиру (XVIII в.) и Агван Цэрэну (первая половина XIX в.).
Слайд 10Живопись
Монгольские художники, создавая свои произведения, должны были строго соблюдать правила
изображения того или иного божества. Это же относилось и к
скульпторам. Любое нарушение установленных правил строго каралось. Для каждого божества определялась поза, положение его рук, ног, корпуса и т.д. Для написания картин использовались обработанные специальным раствором хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани. Краски изготовлялись из природных минералов. Главным цветом считался белый. Каждому цвету придавался особый символический смысл.
Слайд 11Скульптура
Скульптуры ваялись из металла, камня, глины, а также из папье-маше.
Наиболее выдающимся монгольским скульптором Нового времени считается Дзанабацзару, творивший во
второй половине XVII в. С конца XIX в. в Монголии получает некоторое распространение и книгопечатание, главным центром которого являлась Урга, в типографии которой печаталась в основном религиозная литература.
Слайд 12Помимо храмов и монастырей, к числу религиозных сооружений, имеющих немалую
культурную ценность, относятся субурганы — специальные постройки, служившие для хранения
останков святых и ставшие своеобразными памятными знаками в честь выдающихся событий в истории буддизма. Они сооружались из камня, глины, дерева и состояли из пьедестала, дарохранилища и шпиля. Наиболее известным является субурган в Ихэ-Тамир в дацане Эрдени-Дзу.
Слайд 13Некоторые успехи были достигнуты и в распространении грамотности среди населения.
Так, имеются сведения, что уже в начале XVII в. в
домах отдельных грамотных людей создавались частные школы.
Слайд 14Происходят изменения и в монгольском языке, из которого устраняются устаревшие
выражения, появляются тибетские заимствования и создаются новые буквы, заложившие основы
монгольского письменного языка (ранее монголы использовали уйгурский алфавит). Помимо монгольского, широко использовался и тибетский язык, ставший неотъемлемой частью буддийского образования, особенно в монастырской системе обучения.