Слайд 1Культура России
в начале XX в.
Слайд 3В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того
времени) двигатели. Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх
моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.
Русский витязь
Илья Муромец
Слайд 5В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим
основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
Слайд 6Московский Городской народный университет имени А.Л.Шанявского
Самым известным среди
них был Московский городской народный университет, открытый на средства А.Л.
Шанявского. В университете преподавали известные ученые. Поступить туда мог любой человек старше 16 лет, учеба была бесплатной.
Слайд 7Иван Дмитриевич
Сытин
В чем состоит научно-культурный в российскую историю вклад приведенных
ниже личностей?
Крупнейшим издателем литературы для народа стал И.Д. Сытин.
Слайд 8Иван Петрович
Павлов
В начале ХХ в. два
русских ученых были удостоены Нобелевской премии: И.П. Павлов — за
изучение высшей нервной деятельности и И.И. Мечников — за исследования в области иммунологии.
Слайд 10Иван Алексеевич
Бунин
Александр Иванович
Куприн
Творчество писателей-реалистов, как и прежде, было направлено на
бичевание общественных пороков. Продолжали работать Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В
1890-х гг. начался творческий путь А.И. Куприна и И.А. Бунина.
Слайд 11 Начиная с 1890-х гг. Л.Н. Толстой все больше
задавался философскими вопросами. Отрицая официальную церковь, писатель призывал вернуться к
первоначальному учению Христа, понимая его как любовь к человеку, всепрощение и непротивление злу насилием. Призыв Толстого к опрощению и нравственному очищению физическим трудом получил широкое распространение в среде интеллигенции. Возникло движение его последователей - толстовцев.
Слайд 12 Особое место в литературе занял М. Горький. «В
русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не
земец, даже не разночинец. ...За его рассказами стояла легенда о его жизни... Этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей», - писал впоследствии литературовед Б.М. Эйхенбаум.
Слайд 13Константин Дмитриевич
Бальмонт
На рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное прежде господство
реализма в русской литературе и искусстве сменилось сочетанием множества новых
стилей. Эту эпоху Н.А. Бердяев назвал Серебряным веком русской культуры. Одним из ведущих художественных направлений стал символизм.
Слайд 14Владимир Владимирович
Маяковский
Велимир
Хлебников
Футуризм. Его приверженцы- В.В. Маяковский, В.В. Хлебников - выступали
за создание абсолютно нового «искусства будущего», отвергали культурное наследие прошлого,
требовали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
Слайд 16Константин Сергеевич
Станиславский
Владимир Иванович
Немирович-Данченко
В театральном искусстве рубежа XIX-XX
вв. позиции реализма укрепились. Новая эпоха в истории русского драматического
театра началась с создания К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного театра. МХАТ. Дата создания 1898 г.
Слайд 17Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится
к XIX — началу XX в. Приведите не менее трех
характерных черт одного из названных объединений.
Могучая кучка (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков)
«Мир искусства» (Дягилев, Бенуа)
«Товарищество передвижных художественных выставок»
Слайд 18«Могучая кучка»
Черты:
«Могучая кучка»:
- основа музыкального языка – народная песня
- использование
в музыкальных произведениях народных мотивов.
- темы и образы произведений взяты
из отечественной истории и современности
- стремление приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни
- отказ от шаблонов итальянского искусства
- создание национальной оперы
Слайд 19«Мир искусства»:
- отказ от эстетических принципов академизма
- противопоставление своего творчества реалистическому
направлению
- обращение к наследию прошлых веков, популяризация западноевропейского искусства.
Слайд 20М. А. Врубель. Демон сидящий. Царевна-Лебедь.
Слайд 21Изящество 18 века, галантность и прихотливость барокко стали темами работ
А. Н. Бенуа.
Слайд 22А.Н. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. 1902 г.
Слайд 23К. А. Сомов.
Е.Е. Лансере
Зима. Каток.
Елизавета Петровна в Царском селе
Слайд 26«Товарищество передвижных художественных выставок»:
- отказ от эстетических канонов академизма
- стремление
следовать принципам реализма
- критика существующих порядков, устройство передвижных выставок.
Слайд 27Суперматизм. К. Малевич «Атлеты»
В концепции Малевича основной упор сделан на
передаваемые (вызываемые) искусством чувства и ощущения, чистые в своей естественной
первозданности.
Слайд 28Лентулов А.В.
«Собор
Василия
Блаженного»
1913 г.
В начале ХХ в.
зарождается искусство русского авангарда. В 1910 г. было основано общество
«Бубновый валет». В его выставках принимали участие П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал. В своем творчестве они отвергали реализм, ориентируясь на новейшее западное, особенно французское, искусство. Нередко художники «Бубнового валета» старались подчеркнуть выразительность нарочитым искажением формы. Лентулов первым среди русских художников стал работать в манере кубизма.
Слайд 29В архитектуре начинается смешение стилей – эклектика. Храм Христа Спасителя.
Освящен в 1883 г. К. А. Тон
Слайд 30А.А. Семенов, О.В. Шервуд Исторический музей в Москве им. Александра
2-го. (псевдорусский стиль.) Основан Алекс 2 в 1872 г.
Открылся в
1883.
Слайд 31Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского.